Учитель | Гришина Алла Викторовна |
ОУ | МОУ «Милославская школа» |
Предмет | Русский язык (авторы учебника – Нечаева Н. В, Яковлева С. Г.) |
Класс: | 3А |
Тема урока | Склонение имён существительных во множественном числе |
Используемая образовательная технология | Технология проблемного диалога |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цели учителя | 1. Обучение: организовать учебную деятельность учащихся по усвоению знания склонения имён существительных во множественном числе и алгоритма для определения падежа имени существительного во множественном числе. по выработке первичного умения определять падеж имени существительного во множественном числе. 2. Воспитательная деятельность: создать условия для понимания того, что спорт укрепляет здоровье, для осознания детьми смысла учения, для ориентации на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, для положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». 3. Развивающая деятельность: создать условия для достижения метапредметных результатов: умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию, умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, умение строить предположения, опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей урока, умение планировать свою деятельность, умение контролировать и оценивать результаты своих действий, умение определять причину ошибки и планировать коррекционную работу, умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям, умение работать в группе, умение контролировать действия партнёра. |
Цели учебной деятельности (цели ученика) | Узнать, как склоняются имена существительные во множественном числе. Узнать, как определить падеж имени существительного во множественном числе. |
Средства контроля достижения целей учебной деятельности | Что произойдет, если пропустить первый шаг алгоритма? Задание: Просклоняйте слово дороги. |
Опорные знания | Алгоритм определения падежа имени существительного. |
Новые знания | 1Найти слово, к которому относится имя существительное. 2. Поставить от этого слова к существительному оба падежных вопроса. 3. По вопросам определить падеж. |
Задачи урока | Организовать мотивацию учащихся на усвоение новых знаний. Организовать действия учащихся по выработке каллиграфических навыков. Организовать повторение изученных орфограмм. Создать проблемную ситуацию. Организовать формулирование учебной проблемы и целей деятельности. Организовать формулирование темы урока и новых целей урока. Организовать фронтальную работу по построению алгоритма как правильно определить падеж имени существительного во множественном числе. Организовать групповую работу для тренировки в применении алгоритма определения падежа имени существительного во множественном числе. Организовать самостоятельную работу с самоконтролем и самооценкой. Организовать выявление причин ошибок в самостоятельной работе и запись домашнего задания. Организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей. |
Оборудование | АРМ учителя, презентация, шаги алгоритма определения падежа имени существительного, опорная таблица с падежными вопросами и предлогами, квадраты обратной связи. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые личностные результаты | Планируемые метапредметные результаты |
1. Мотивация к деятельности |
- Прочитайте текст на слайде. - Зачем вам нужны знания? Итак. Вы готовы к открытию новых знаний? | Читают хором девиз на слайде: «Не страшны нам любые испытания. Вперёд, друзья, Откроем новые знания!». Отвечают, обосновывая свой ответ. - Да. | осознание смысла учения | умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию |
2. Работа в тетрадях по чистописанию |
-Угадайте, какую букву будем писать? Послушайте: Без него не писать День и тень, лень и пень Этот очень хитрый знак Нам известен -… Напишите по образцу букву и её соединения.
Организует работу над предложением. Прочитайте вслух предложение. - Что хотел этими словами сказать автор? - Запишите предложение по памяти. - Найдите все орфограммы в словах предложения. - Какие встретились орфограммы? - Что повторили? -Просклоняйте имена существительные конь, рука, используя опорную таблицу с падежными вопросами и предлогами. | Называют букву.
Пишут по образцу букву и её соединения
Спортивным конём управляет твёрдая рука. Прочитывают предложение, записывают его по памяти в тетрадь; осуществляют самопроверку, находят орфограммы в словах, подчеркивают главные и второстепенные члены предложения, дают характеристику предложению. - Знание орфограмм. Склоняют имена существительные: конь, рука, используя опорную таблицу с падежными вопросами и предлогами в рабочей тетради. | понимание того, что спорт укрепляет здоровье | Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте |
3. Постановка первой проблемы |
-Как вы думаете подойдут ли шесть пар падежных вопросов и их предлоги к именам существительным в форме множественного числа? - Какой вопрос для исследования вы сформулируете? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какие цели вы поставите? Фиксирует цели на доске. | Отвечают. Подойдут ли шесть пар падежных вопросов и их предлоги к именам существительным в форме множественного числа? Склонение имён существительных во множественном числе - Узнать, как склоняются имена существительные во множественном числе. | |
опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей. |
4. Поиск решения первой проблемы (подводящий диалог) |
Организует реализацию построенного исследования в соответствии с планом при работе с учебником в парах. -Сейчас вы проведёте исследование, подойдут ли шесть пар падежных вопросов и их предлоги к именам существительным в форме множественного числа? Вам нужно выполнить № 388 по плану исследования, зафиксированного на слайде. Прочитайте задание. Что нужно было сделать? - Прочитайте что у вас получилось. -К какому выводу вы пришли? - Сверьте свой вывод с авторским на стр.65 учебника. - Кто был прав? Поднимите руку. |
Выполняют упражнение № 388 по плану исследования, зафиксированного на слайде. Работают согласно навигации учебника (в парах), комментируют, обсуждают Ученик читает вслух задание. Просклонять имена существительные во множественном числе поля, слова. Выделить основу слов и окончания. 1 ученик читает, как он просклонял слово поля. 2 ученик читает, как он просклонял слово слова. Делают вывод. Шесть пар падежных вопросов и их предлоги к именам существительным в форме множественного числа подходят. Сравнивают. | | умение формулировать собственную позицию и обосновывать ее; умение контролировать результаты своих действий умение сохранять цели урока умение строить речевое высказывание умение контролировать свой результат |
Физ. пауза (Выполняют упр. под музыку на слайде) |
6. Постановка второй проблемы |
- Итак, вы узнали, как склоняются имена существительные во множественном числе, а как правильно определить падеж имени существительного во множественном числе, вы знаете? - Какой вопрос для исследования вы сформулируете? - Сформулируйте следующую цель урока. | - Нет, не знаем. - Как правильно определить падеж имени существительного во множественном числе? - Узнать, как правильно определять падеж имени существительного во множественном числе? | | опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и в виде целей урока |
7. Поиск решения второй проблемы |
- Давайте искать ответ на ваш вопрос. Для этого сначала вспомним то, что знаем. Какие знания и умения вам могут помочь? -Как вы действуете, когда определяете падеж имени существительного в единственном числе? - Как вы думаете, этот алгоритм нам поможет правильно определить падеж имени существительного во множественном числе? Почему вы так считаете? - Как проверить ваши предположения? - Давайте проверим, подойдет ли известный алгоритм для определения падежа имени существительного во множественном числе? Выполните упр.№388. Работа с первым предложением. - Запишите пословицу в тетради. Какой первый шаг в алгоритме № 1? - Назовите это слово. - Нужен этот шаг в новом алгоритме? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: «Нахожу слово, к которому относится имя существительное.) - Назовите следующий шаг известного алгоритма. - Выполните этот шаг. - Какой шаг алгоритма выполнили? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: « Ставлю от этого слова к существительному оба падежных вопроса.») - Следующий шаг алгоритма № 1… - Выполните этот шаг. - Что вы сейчас делали? (Вывешивает на доску шаг нового алгоритма: -« По вопросам определяю падеж.» - Прочитайте запись. - Сравните алгоритмы. - С какой целью мы проделали всю эту работу? - Как вы ответите на этот вопрос? | - Знание алгоритма определения падежа имени существительного в единственном числе и умение им пользоваться. Вспоминают и называют шаги алгоритма: 1. Нахожу слово, к которому относится имя существительное. 2. Ставлю от этого слова к существительному оба падежных вопроса. 3. По вопросам определяю падеж. Высказывают свои предположения и объясняют свою точку зрения (да, потому что нужно тоже определить падеж имени существительного; нет, потому что это существительные во множественном числе.) - Нужно попробовать действовать по этому алгоритму и посмотреть, получится определить падеж имени существительного во множественном числе или нет. Совместно с учителем проверяют подойдёт ли алгоритм, выполняя упр. № 388 коллективно (1ученик работает и комментирует у доски). - Нахожу слово, к которому относится имя существительное. - Дана. - Да. - Ставлю от этого слова к существительному оба падежных вопроса. -Дана на кого? на что? на дела. - Ставлю от этого слова к существительному оба падежных вопроса. - По вопросам определяю падеж. - На кого? на что? винительный падеж. - По вопросам определяли падеж. Читают алгоритм №2: 1Нахожу слово, к которому относится имя существительное. 2. Ставлю от этого слова к существительному оба падежных вопроса. 3. По вопросам определяю падеж. Сравнивают. - Мы проверяли, подойдет ли известный алгоритм для определения падежа имени существительного во множественном числе и умение им пользоваться. - Подойдет. | | умение формулировать предположения и аргументировать свою точку зрения умение сохранять цели своей деятельности умение сравнивать, обобщать |
8. Первичное закрепление |
- Знать алгоритм достаточно, чтобы правильно определить падеж имени существительного во множественном числе? - Для чего? Сформулируйте следующую цель урока. - С остальными словами из упражнения № 388 вы поработаете в группах. - Сначала повторим правила работы в группах. - Теперь командиры групп могут получить инструменты. - У вас 5 минут. Желаю успеха. - Проверим результаты групповой работы. | -Нет, надо потренироваться. (на уроке, дома) - Нам нужно приобрести умение определять падеж имени существительного во множественном числе. Делятся на группы. Называют правила. Получают листы бумаги, маркеры. Групповая работа. Доклады групп и коллективное обсуждение результатов. | | умение планировать свою деятельность умение работать в группе умение контролировать действия партнёра |
9. Контроль достижения целей |
- Наш урок подходит к концу и пора подводить итоги. Как вы узнаете, научились вы определять падеж имени существительного во множественном числе или нет? - Определите падеж имён существительных во множественном числе из упражнения №387. - Проверьте результаты самостоятельной работы по образцу. Демонстрирует образец выполнения задания на слайде - Оцените свою работу. Если вы правильно определили падеж имён существительных во множественном числе из упражнения, поставьте себе «+», если ошиблись – «?». - У кого есть знак «?» за работу? В чем трудности? - Что будете делать, чтобы решить свою проблему? - Кто поставил себе «+»? - Вам уже не нужно тренироваться в применении алгоритма? - А где вы можете потренироваться? Дает домашнее задание (упр. № 390). | - Надо выполнить задание; надо попробовать определить падеж имени существительного во множественном числе? Выполняют задание самостоятельно. Проверяют результаты Смотрят на подробный образец и проверяют самостоятельную работу. Оценивают результаты самостоятельной работы. Отвечают (находить слово, к которому относится имя существительное…) - Будем тренироваться находить слово, к которому относится имя существительное. Отвечают. - Нужно, мы еще мало тренировались, поэтому в следующий раз мы можем допустить ошибку. - На следующих уроках, дома. | ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности | умение выполнять пошаговый контроль по результату умение оценивать результаты по критериям умение определять причину ошибки и планировать коррекционную работу |
10. Рефлексия |
- Какая была тема урока? - Какие цели ставили на этом уроке? - Достигли поставленных целей? - Докажите. Просклоняйте слово дороги. - Как правильно определять падеж имён существительных во множественном числе? - Что произойдет, если пропустить первый шаг алгоритма? - Оцените свою работу на уроке с помощью квадратов обратной связи. Если вы довольны своей работой, были активными, самостоятельными, быстро выполняли задания, старались, поднимите синий квадратик. А если вы не очень довольны своей работой, если считаете, что можете быть активнее, старательнее, то поднимите красный квадратик. | - Склонение имён существитель-ных во множественном числе. - Узнать, как склоняются имена существительные во множествен-ном числе. Приобрести умение определять падеж имён существительных во множественном числе. - Да; почти. - Склоняют. Отвечают. Называют шаги алгоритма. - Мы не сможем определить падеж имён существительных во множественном числе и остальные шаги алгоритма сделать. Выполняют задание. | положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» | умение сохранять цели урока умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям |