IV. Постановка учебной задачи V. Актуализация знаний 1.Словарная работа: слова с непроверяе-мым написанием. VI. Постановка учебной задачи VII. Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Уточнение представлений о понятии «корень». 2. Уточнение представлений об однокоренных словах 3.Уточнение алгоритма выделения корня в слове VIII. Закрепление знаний и способов действий. 1.Работа по учебнику Физкультминутка 2.Работа в паре 3.Работа по учебнику IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог X. Домашнее задание | Коллективная. Групповая. Словесный. Чтение. Практический. Фронтальная, индивидуаль-ная, парная. Практический.Письмо. Словесный Фронтальная. Словесный. Беседа Фронтальная. Словесный, практический. Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо. Словесный Коллективная, практический Групповая. Практический.Письмо. Словесный Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический. Словесный Фронтальная. Словесный. Беседа Фронтальная. Словесный. Чтение | -Итак, перед нами чудесная страна «Морфемика»! -Что же это за страна? -Чтобы это понять, найдите в словаре значение слова «морфема». -Каким словарём воспользуетесь? - Откройте учебник на с.73. - Что мы будем изучать в течение нескольких уроков, путешествуя по стране «Морфемика»? Чему будем учиться? -Итак, в этой чудесной стране живут части слова: приставка, корень, суффикс и окончание. Чтобы узнать, с какой частью слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте кроссворд! Впишите в него слова, узнав их по лексическому значению. Проверьте по образцу. Оцените свою работу с помощью знаков (! + – ). - Что общего у этих слов? - Какое слово получилось по вертикали? - Верно. - Найдите это слово в толковом словарике учебника на с. 153. Что заметили? Как значение этого слова относится к морфемике? - Верно. Тема нашего урока «Корень слова. Однокоренные слова». - Что нового нам нужно сегодня узнать? Чему научиться? -Встаём на 1 ступеньку. Мы должны выяснить, что такое корень слова. - Мы знаем о корне, что это часть слова. Сейчас познакомимся с ним ближе. Послушайте одну историю. «Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым- был он только словом. Это слово – слово корень – разрастаться стало вскоре и плоды нам принесло- стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, вот еще посадки рядом, а вот садовод. С ним садовник идет. Очень интересно гулять в саду словесном». -Что общего во всех словах? -Попробуйте прочитать только корень. Вы поняли, что обозначает это слово? -А теперь прочитайте слово без корня, оставшиеся части. Ясен ли смысл? -Итак, какой можно сделать вывод? Что такое корень слова? - Отметим наши новые знания на лестнице знаний -Идем дальше по лестнице знаний? В стране Морфемика слова так же, как и люди живут семьями. У одних семьи маленькие, а в других семьях бывает более 200 слов. -Как же эти семьи называются? - Вспомните определение однокоренных слов (с. 61) -Назовите два главных признака однокоренных слов. -Подумайте, как используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень? - Проверим наше предположе-ние по учебнику (с.75) -Выполним упр. 130, с. 74 - Немного отдохнем. Музыкальная физминутка «Две руки». -Записать однокоренные слова с корнями труд, цвет. Проверь себя. Оцени работу с помощью «Светофора». -Выполним упр. 131, с. 74 -Отгадайте загадку. Запишите отгадку и подберите к ней однокоренные слова. Выделите в словах корень. «Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке?» - Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов? -Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора». – Что же такое корень слова? Назовите признаки однокоренных слов. (Благодарит за работу). Задание по выбору: 1. с. 74 правило, упр. 132 2.Записать однокоренные слова с корнем –мор- | - Толковым словарём. Работают в группе (по 4 чел.) с толковым словарём, объясняют значение слова «морфема». Работают с учебником, Отвечают на поставленные вопросы
Вписывают в кроссворд словарные слова по горизонтали: ромашка, осина, рябина, берёза, яблоня, сирень Проверяют Отвечают на поставленный вопрос. -Корень. Отвечают на поставленные вопросы. Работают с толковым словарём. Отвечают на поставленные вопросы.
- Нам нужно точнее узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах. - Корень - это главная значимая часть слова. Делают вывод
Отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают определение, выделяют основные признаки однокоренных слов
Высказывают предполо-жение.
Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом
Выполняют упражнение, выделяют корень.
Выполняют движения под руководством учителя.
Выполняют упражнение
Выполняют упражнение
Отгадывают загадку. Подбирают к отгадке однокоренные слова.
Отвечают на поставленные вопросы.
Слушают учителя, делают записи | П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе. П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Р – планируют свои действия для решения задачи П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест-венных и несущественных признаков. Р – учитывают правило в планировании способа решения П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий. Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громко- речевой форме П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Р – планируют свои действия для решения задачи П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест-венных и несущественных признаков. Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу П – воспринимают смысл читаемых текстов. Пр. – знают определение однокоренных слов, умеют находить их. Р – учитывают правило в планировании способа решения Пр. – знают определение корня и умеют находить его в слове. П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их. Р – выполняют действия по намеченному плану и инструкциям, содержащимся в учебнике Пр. – умеют находить однокоренные слова, знают изученные части речи. Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня К – ориентируются на позицию партнеров в общении и взаимодействии Р – оценивают свои достижения, определяют трудности Пр. – умеют находить однокоренные слова Пр. – умеют подбирать однокоренные слова Р – оценивают свои достижения, определяют трудности Р- принимают цель, содержание и способы выполнения задания | Устные развернутые монологические ответы Правильное написание словарных слов, устные ответы с элементами рассуждения Устные развернутые монологические ответы Устные ответы (правильная формулировка правила) Устные ответы
Устные ответы (правильная формулировка правила, верно вы- деленные признаки однокоренных слов),
Устные ответы (правильная формулировка алгоритма)
Письменное выполнение задания, устные ответы с элементами рассуждения
Правильное выполнение задания, сверка с образцом
Беседа по вопросам. Само-регуляция
Правильная запись домашнего задания |