СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку "Корень слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока направлена на создание условий для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку "Корень слова"»



Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова»

( УМК «Школа России», 3 класс)

Орлова Е.С. (Учитель 1 категории МБОУ СОШ № 1 г. Камень-на-оби)

Тема

Корень слова. Однокоренные слова

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Универсальные учебные действия
(метапредметные)




Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Основное содержание темы, понятия
и термины

Морфемика, морфема, корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов.

Образовательные
ресурсы

1. Учебник.

2. Толковый словарь.

3. Компьютер, интерактивная доска.

4. Презентация «Корень слова»

5. Интернет-ресурсы: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент







II.

Мотивирование к учебной
деятельности


Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.


Добрый день, ребята!


- К нам пришли гости, поприветствуйте наших уважаемых гостей.



- Сегодня на уроке русского языка приглашаю вас в интересное путешествие по

одной чудесной стране!

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Что нам необходимо, чтобы раскрыть секреты слов?

-Верно.

Внимательно слушайте -

И всё услышите.

Внимательно смотрите -

И всё увидите.

Думайте - и всё поймёте!

- Открываем тетради и записываем число.

Приветствуют учителя, гостей.



- Рады видеть мы гостей-

Дорогих учителей!

Всем-всем – добрый день!



Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.






Отвечают на поставленные вопросы.

Л – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке, доброжелательный

настрой.

Готовность

к уроку

III. Минутка чистописания

Орфографическая
разминка

Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо.

Словесный.

– Чтобы попасть в чудесную страну, нужно красиво и правильно писать.

Внимательно исследуйте буквенное поле. Определите, какую букву мы будем писать сегодня. Она встречается в каждой строчке данного поля.

(Х х Х х

Ха хо хл хм хр

Хочу все знать!)

-Верно, мы будем писать букву «х». Дайте характеристику букве «х».

- Найдите и объясните орфограммы в этом предложении.




Определяют, какую букву будут писать. Выполняют письмо по образцу.





Находят и объясняют орфограммы.

Пр. – владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и буквосочетаний.






Пр. – находят слова с орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Правильное написание







IV. Постановка учебной задачи
























V. Актуализация знаний


1.Словарная работа:
слова с непроверяе-мым написанием.




















VI. Постановка учебной задачи













VII. Усвоение
новых знаний
и способов

действий.

1.Уточнение представлений
о понятии «корень».






















2. Уточнение представлений об однокоренных словах











3.Уточнение алгоритма выделения корня в слове





VIII. Закрепление знаний
и способов
действий.

1.Работа по учебнику






Физкультминутка




2.Работа в паре









3.Работа по учебнику






IX. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог
















X.

Домашнее задание

Коллективная. Групповая. Словесный. Чтение.

Практический.





















Фронтальная, индивидуаль-ная, парная.

Практический.Письмо.

Словесный




















Фронтальная. Словесный.

Беседа













Фронтальная. Словесный, практический.

























Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо









Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа





Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо.

Словесный





Коллективная, практический




Групповая. Практический.Письмо.

Словесный






Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.

Словесный




Фронтальная. Словесный. Беседа

















Фронтальная. Словесный. Чтение


-Итак, перед

нами чудесная страна «Морфемика»!

-Что же это за страна?

-Чтобы это понять, найдите в словаре значение слова «морфема».

-Каким словарём воспользуетесь?






- Откройте учебник на с.73.

- Что мы будем изучать в течение нескольких уроков,

путешествуя по стране «Морфемика»? Чему будем учиться?

-Итак, в этой чудесной стране

живут части слова: приставка,

корень, суффикс и окончание.



Чтобы узнать, с какой частью

слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте кроссворд!

Впишите в него слова, узнав их по лексическому значению.

Проверьте по образцу.

Оцените свою работу с помощью знаков (! + – ).


- Что общего у этих слов?


- Какое слово получилось по вертикали?

- Верно.

- Найдите это слово в толковом словарике учебника на с. 153.

Что заметили? Как значение этого слова относится к морфемике?

- Верно. Тема нашего урока

«Корень слова. Однокоренные слова».



- Что нового нам нужно сегодня узнать? Чему научиться?


-Встаём на 1 ступеньку. Мы должны выяснить, что такое

корень слова.

- Мы знаем о корне, что это

часть слова.

Сейчас познакомимся с ним ближе. Послушайте одну историю. «Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым- был он только словом. Это слово – слово корень – разрастаться стало вскоре и плоды нам принесло- стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, вот еще посадки рядом, а вот садовод. С ним садовник идет. Очень интересно гулять в саду словесном».

-Что общего во всех словах?

-Попробуйте прочитать только корень. Вы поняли, что обозначает это слово?

-А теперь прочитайте слово без корня, оставшиеся части. Ясен ли смысл?

-Итак, какой можно сделать вывод? Что такое корень слова?


- Отметим наши новые знания на лестнице знаний



-Идем дальше по лестнице знаний?

В стране Морфемика слова так же, как и люди живут семьями.

У одних семьи маленькие, а в

других семьях бывает более

200 слов.

-Как же эти семьи называются?

- Вспомните определение однокоренных слов (с. 61)

-Назовите два главных признака
однокоренных слов.


-Подумайте, как используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень?


- Проверим наше предположе-ние по учебнику (с.75)








-Выполним упр. 130, с. 74









- Немного отдохнем. Музыкальная физминутка «Две руки».



-Записать однокоренные слова с корнями труд, цвет.

Проверь себя.

Оцени работу с помощью «Светофора».






-Выполним упр. 131, с. 74








-Отгадайте загадку. Запишите отгадку и подберите к ней однокоренные слова. Выделите в словах корень.

«Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке?»

- Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?

-Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».


– Что же такое корень слова? Назовите признаки однокоренных слов.

(Благодарит за работу).



Задание по выбору:

1. с. 74 правило, упр. 132

2.Записать однокоренные слова с корнем –мор-








- Толковым словарём.


Работают в группе (по 4 чел.) с толковым словарём, объясняют значение слова «морфема».





Работают с учебником,

Отвечают на поставленные вопросы






Вписывают в кроссворд словарные слова по горизонтали: ромашка, осина, рябина, берёза, яблоня, сирень

Проверяют



Отвечают на поставленный вопрос.


-Корень.

Отвечают на поставленные вопросы.

Работают с толковым словарём.

Отвечают на поставленные вопросы.



- Нам нужно точнее

узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах.
























- Корень - это главная значимая часть слова.



Делают вывод






Отвечают на поставленные вопросы.

Вспоминают определение, выделяют
основные признаки однокоренных слов









Высказывают предполо-жение.



Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом







Выполняют упражнение, выделяют корень.







Выполняют движения под руководством учителя.



Выполняют упражнение









Выполняют упражнение









Отгадывают загадку. Подбирают к отгадке однокоренные слова.









Отвечают на поставленные вопросы.





Слушают учителя,
делают записи






П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.



П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – планируют свои действия для решения задачи

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения


П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе


П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия
в умственной и громко-
речевой форме

П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – планируют свои действия для решения задачи

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу
















П – воспринимают смысл читаемых текстов.

Пр. – знают определение однокоренных слов, умеют находить их.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения



Пр. – знают определение корня и умеют находить его в слове.

П – находят языковые
примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их.

Р – выполняют действия по намеченному плану
и инструкциям, содержащимся в учебнике


Пр. – умеют находить
однокоренные слова, знают изученные части речи.


Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня


К – ориентируются на позицию партнеров в общении
и взаимодействии


Р – оценивают свои
достижения, определяют трудности


Пр. – умеют находить
однокоренные слова







Пр. – умеют подбирать однокоренные слова


Р – оценивают свои достижения, определяют трудности














Р- принимают цель, содержание и способы выполнения задания







Устные развернутые монологические
ответы
















Правильное написание

словарных слов,

устные ответы
с элементами рассуждения





















Устные развернутые монологические
ответы









Устные ответы

(правильная

формулировка правила)










Устные ответы










Устные ответы
(правильная формулировка
правила, верно вы-
деленные признаки однокоренных слов),



Устные ответы (правильная формулировка алгоритма)



Письменное выполнение задания, устные ответы
с элементами рассуждения





Правильное

выполнение задания, сверка с образцом













Беседа
по вопросам. Само-регуляция

















Правильная запись домашнего
задания