Название модуля | «Гомер «Одиссея». Путь домой» |
Разработчик модуля | Учитель русского языка и литературы Исаченкова Алёна Владимировна |
Модель (отметить) | - Монопредметная - Межпредметная - Комплексная |
Цель и задачи модуля | Цель: – создание условий для развития экологического мышления обучающихся при изучении поэмы Гомера «Одиссея» как «песни о героических подвигах, мужественных героях». Задачи: - развивать у детей интерес к личности и творчеству Гомера; - сформировать первичные представления о культуре Древней Греции, как начале начал всей литературы; - сформировать у обучающихся умения анализировать текст художественного произведения (на примере эпической поэмы «Одиссея»); - сформировать у обучающихся представления о таких теоретико-литературных понятиях как «эпос», «мифология», «миф», «поэма», «античность», «аэд»; - ознакомить обучающихся с особенностями заповедных территорий Крыма и Артека в частности, возникновением центров античной цивилизации на территории Крыма; - расширить знания обучающихся о подводной археологии как дисциплине занимающейся изучением артефактов; - повысить интерес обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности, сформировать понимание того, что весь мир вокруг является объектом познания; - способствовать развитию у обучающихся нестандартного творческого мышления, умений создавать оригинальные продукты; - развивать патриотическое отношение к истории нашей страны в целом и Крыма в частности. |
Форма проведения (отметить) | - Очная - Дистанционная - Очно-дистанционная |
Иные технологии, используемые площадки | Используемые площадки | Иные технологии |
ФГБОУ МДЦ «Артек» Студия детского творчества «Керамика» на территории д/л «Лазурный» | Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), разноуровневое обучение. Групповая работа. |
ФГБОУ МДЦ «Артек» «Дворец Суук-Су» | Проблемное обучение, исследовательские методы в обучении, информационно-коммуникационные технологии. |
ФГБОУ МДЦ «Артек» Площадка «Белая дача» на территории д/л «Лазурный» | Исследовательские методы в обучении, обучение в сотрудничестве (групповая работа). Разноуровневое обучение, технология использования в обучении игровых методов (командная работа). |
| ФГБОУ МДЦ «Артек» Пляж д\л «Лазурный» | Групповая работа. Проблемное обучение, здоровьесберегающая технология. |
Объем учебного времени *в случае межпредметной модели: указывается объём рабочего времени для учителей двух предметов. Объём суммируется. | Структурные блоки модуля | Реализаторы/ кол-во академических часов |
Учитель | Экскурсовод | Педагог дополнительного образования |
Предметный блок | 2 | 1 | - |
Практический блок | 1 | - | 1 |
Презентационный блок | 1 | - | - |
Хронометраж | Предметный блок 8.50 – общий сбор в актовом зале Дворца Суук-Су. 9.00 – 9.35 (15.00 – 15.35) – вводное занятие «Легендарный Гомер» с постановкой проблемного вопроса, практическая лекция учителя (Актовый зал Дворца Суук-Су); 9.40 – 10.15 (15.40 – 16.15) – литературная гостиная «Одиссея» 10.20 – 10.55 (16.20 – 16.55) – выставка археологических находок «Сокровища Чёрного моря» (практическое занятие с экскурсоводом) 11.00 – 11.35 (17.00 – 17.35) – площадка исследований «Мифы Эллады» Практический блок 11.45– 12.20 - (17.45 - 18.20) – творческая мастерская «Керамика Древней Греции». Презентационный блок 12.25 – 13.00 (18.25 - 19.00) – итоговое занятие. Творческий проект «По следам Одиссея» (Актовый зал Дворца Суук-Су). |
Категория обучающихся | Обучающиеся 5-6 классов (1-ый возрастной коридор) |
Предмет | Литература |
Предметная область | Из календарно-тематического планирования |
Литература 5 – 6 класс | Раздел (блок, тема) | Кол-во часов (план) | Кол-во часов (факт) | Форма реализации | Место проведения | Реализатор |
Гомер. Краткие сведения о Гомере. | 1 | | Практическая лекция учителя. | Актовый зал Дворца Суук-Су | Учитель |
«Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. | 1 | | Видеолекция с комментариями учителя. | Актовый зал Дворца Суук-Су | Учитель |
Образ Одиссея. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий. | 1 | | Практическое занятие с экскурсоводом. Выставка археологических находок. | «Белая дача» д/л «Лазурный» | Учитель |
Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея». Одиссей на острове циклопов. Полифем. | 1 | | Поисково-исследовательская работа в группах и индивидуально. | Территория д/л «Лазурный» | Учитель |
«Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. | 1 | | Практическая работа в группах и индивидуально. | «Белая дача» д/л «Лазурный» | Педагог доп. образования. Учитель |
Художественные особенности поэмы. | 1 | | Групповая работа – презентация итогового творческого проекта «По следам Одиссея» | Актовый зал Дворца Суук-Су | Учитель |
Дополнительное образование | Раздел (блок, тема) | Кол-во часов (план) | Кол-во часов (факт) | Форма реализации | Место проведения | Реализатор |
Керамика | | 1 | | Практическая работа в группах и индивидуально. | «Белая дача» д/л «Лазурный» | Педагог доп. образования. Учитель |
Психологическая служба | Раздел (блок, тема) | Кол-во часов (план) | Кол-во часов (факт) | Форма реализации | Место проведения | Реализор |
Не задействована |
Состав рабочей группы: | Направления деятельности (задачи) |
1. | Учитель | Разработка модуля, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле, проведение аттестации обучающихся по модулю, участие в презентации творческих продуктов; организует изучение и анализ поэмы Гомера «Одиссея». |
2. | Координатор | Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров |
3. | Педагогический работник детского лагеря | Организация передвижения отряда по этапам согласно маршрутному листу; выдача каждому обучающемуся индивидуального оценочного листа и дидактического и информационного материал; объясняет порядок и правила заполнения оценочного листа; следит за хронометражем и своевременным перемещением групп для дальнейшей работы; помогает ориентироваться в литературном материале, использует свои знания для помощи в поиске необходимой информации; делит отряд на группы; организует изучение и анализ поэмы Гомера «Одиссея». |
4. | Методист | Предоставление необходимых образцов документов, консультирование и помощь в организации проведении модуля. Редактирование технологических карт |
5. | Педагог доп. образования | Готовит материал для изготовления изделий из глины и проводит занятие по теме «Керамика Древней Греции» |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА |
Партнеры модуля (внутренние сореализаторы) | Тема встречи | Кол-во часов | Форма проведения | Результат |
1. | Лагерь | Введение в СОМ. Методические рекомендации для педагогических работников лагеря. | 1 | Лекция. Консультация. Инструктаж. | Участие в предметном и продуктивном блоке, в подготовке и творческой презентации проекта. |
2. | Педагог доп. образования | Введение в СОМ. Методические рекомендации для специалистов студии «Керамика». | 1 | Лекция. Консультация. Инструктаж. | Материалы для проведения модуля. Участие в предметном блоке и подготовке к презентации творческого проекта. |
Партнеры модуля (внешние сореализаторы) | Тема встречи | Кол-во часов | Форма проведения | Результат |
Керамистам.ру | |
Материально-техническое сопровождение | Назначение | Кол-во |
1. | Бумага А4 | Для выполнения индивидуальных заданий (заполнения оценочных листов) | 400 листов |
2. | Цветные листы А4 | Для маршрутных карточек отряда | 50 |
3. | Ручка шариковая, синяя | Для заполнения оценочных листов | 100 |
4. | Ручка шариковая, черная | Для заполнения оценочных листов | 25 |
5. | Ручка шариковая, разных цветов | Для заполнения оценочных листов | 5 упаковок |
6. | Клей-карандаш | Для изготовления поделок | 1 шт. |
7. | Магниты | Для выставки | 2 упаковки |
8. | Ватман А2 | Для изготовления поделок | 2 шт. |
9. | Файлы | Для выставки | 1 упаковка |
Дополнительное сопровождение | Назначение |
Транспортное обеспечение ( количество детей/ автобусов) | Транспортировка к месту проведения этапов модуля (согласно маршрутному листу) (из расчета: 1 отряд - 1 автобус). |
Информационное обеспечение | Согласно утверждённой рабочей программе. |
Продукт(ы) по результатам выполнения модуля | Варианты выполнения (наполнения) для обучающегося |
1. | Индивидуальный оценочный лист (лист индивидуальной учебно-исследовательской деятельности) | Используя информацию, полученную во время прохождения этапов модуля, учащиеся выполняют задания в оценочном листе. |
2. | Брошюра | Используя информацию, полученную во время прохождения этапов модуля, учащиеся выполняют творческие задания викторины в брошюре. |
3. | Рекламный постер | Используя информацию, полученную во время прохождения этапов модуля, учащиеся создают рекламный постер по выбранной самостоятельно теме (исходя из тематики этапов модуля) |
4. | Керамическое изделие | Выставка работ изготовленных обучающимися изделий из глины по теме «Керамика Древней Греции» |
Критерии оценки | фактическое знание литературного материала (1-5 баллов); знание сюжетной линии, имен героев, культурно-исторических реалий, содержательных элементов произведений (1-5 баллов); последовательный и полный ответ на поставленный проблемный вопрос (1-5 баллов); умение пользоваться дидактическим, учебным и информационным материалом (1-5 баллов); умение использовать литературно-биографические материалы для аргументации самостоятельных выводов (1-5 баллов); полнота и правильность ответа (1-5 баллов); фактический анализ и комментарий (1-5 баллов); разнообразие лексического и грамматического строя речи, точность словоупотребления (1-5 баллов); степень осознанности, понимания изученного (1-5 баллов); языковое оформление ответа (1-5 баллов); умение работать в группе, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми (1-5 баллов); включенность каждого ребенка в работу (1-5 баллов). 60 – 50 баллов – оценка «5» - «отлично»; 49 – 36 баллов – оценка «4» - «хорошо»; 35 – 21 баллов – оценка «3» - «удовлетворительно»; 20 и менее баллов – оценка «2» -«неудовлетворительно». Кол-во баллов полученных учащимися за задания и сумму баллов за оценку учитель определяет самостоятельно. |
Формы контроля результатов | Индивидуальный оценочный лист; Брошюра; Рекламный постер; Керамическое изделие. |
Краткое описание модуля | Главная цель модуля: – создание условий для развития экологического мышления обучающихся при изучении поэмы Гомера «Одиссея» как «песни о героических подвигах, мужественных героях». В ходе модуля учащиеся знакомятся с основными этапами жизни и творчества Гомера. На примере его произведения «Одиссея» знакомятся со следующими ключевыми понятиями теории литературы: «эпос», «мифология», «миф», «поэма», «античность», «аэд» (развитие понятий в творчестве Гомера). Перед ребятами стоит важный проблемный вопрос «Мог ли знаменитый мореплаватель, царь Итаки, хитроумный Одиссей, заблудиться в морских дорогах Черного моря?», ответ на который предстоит защитить после прохождения всех этапов модуля. Один из этапов проходит в музее «Сокровища Чёрного моря» на территории МДЦ «Артек», где демонстрируются находки подводной археологии в акватории вблизи Международного детского центра «Артек»; экскурсоводы рассказывают и показывают маршруты греческих кораблей, проплывавших между скалами Адаларами. Ребята могут потрогать найденные археологами экспонаты собственными руками, а затем в артековской студии керамики с профессиональными педагогами самостоятельно изготовить из глины всё то, что было увидено ими накануне и затем представить все это на выставке в Артеке в форме итогового творческого проекта «По следам Одиссея». |