Название модуля | «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» |
Разработчик модуля | Учитель русского языка и литературы Исаченкова Алёна Владимировна |
Модель (отметить) | - Монопредметная - Межпредметная - Комплексная |
Цель и задачи модуля | Цели: - формирование у учащихся представления об основных теоретико-литературных понятий: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок. - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры («Устное народное творчество». «Фольклор». «Календарно-обрядовые песни». «Русские народные сказки». «Виды сказок») - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения; - развитие устной и письменной речи учащихся; - продолжить развитие умений извлекать и анализировать информацию; - продолжить развитие оценочных и речевых умений. Задачи: - создание условий для достижения учащимися метапредметных результатов через включение их в самостоятельную исследовательскую деятельность; - создание образовательного пространства для формирования у обучающихся навыков ведения исследовательской деятельности; - включение детей в процесс индивидуального и командного взаимодействия по освоению нового вида деятельности, направленной на саморазвитие личности; - развитие у детей интереса коллективному устному народному творчеству; - содействие творческой самореализации; - привлечение к сотрудничеству специалистов МДЦ «Артек». |
Форма проведения (отметить) | - Очная - Дистанционная - Очно-дистанционная |
Иные технологии, используемые площадки | Используемые площадки | Иные технологии |
Музей «Поляна сказок». | Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), разноуровневое обучение, технология использования игровых методов, информационно-коммуникационные технологии. Проблемное обучение, исследовательские методы в обучении, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающая технология.. |
Территория лагеря | Исследовательские методы в обучении, обучение в сотрудничестве (групповая работа). Проблемное и разноуровневое обучение, проектные методы обучения, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве (командная работа). |
Объем учебного времени | Предметный блок – 4 часов Практический блок – 2 часа Презентационный блок – 3 часа |
Хронометраж | Предметный блок 1 этап: 8.45 - 9.30 – выезд на объект, который сопровождается просмотром в автобусе мультфильма «Царевна-лягушка» 2 этап: 1-й отряд: 9.30 – 10.10 – экскурсия «Поляна сказок» 10.10 – 10.50 – площадка знаний «Сказки» 10.50 – 11.30 – площадка знаний «Жанры фольклора» 11.30 - 12.10 – площадка знаний «Обрядовый фольклор» 2-й отряд: 9.30 – 10.10 – площадка знаний «Жанры фольклора» 10.10 – 10.50 – площадка знаний «Обрядовый фольклор» 10.50 – 11.30 – площадка знаний «Сказки» 11.30 - 12.10 – экскурсия «Поляна сказок» 3-й отряд: 9.30 – 10.10 – площадка знаний «Сказки» 10.10 – 10.50 – экскурсия «Поляна сказок» 10.50 – 11.30 – площадка знаний «Обрядовый фольклор» 11.30 - 12.10 – площадка знаний «Жанры фольклора» 4-й отряд: 9.30 – 10.10 – площадка знаний «Обрядовый фольклор» 10.10 – 10.50 – площадка знаний «Жанры фольклора» 10.50 – 11.30 – экскурсия «Поляна сказок» 11.30 - 12.10 – площадка знаний «Сказки» 1 этап: 12.10 – 12.20 – Подведение итогов 12.20 – 13.00 – Итог дня «Творческий синквейн» Практический блок Подготовка проектов к творческой презентации (защита плаката (1 плакат от отряда) в любой выбранной форме (песня, танец, игры, конкурсы). Презентационный блок Выступление на «Отрядном вечере» с защитой творческих проектов (каждый отряд по своей теме). |
Категория обучающихся | Обучающиеся 5-6 классов |
Предмет | Литература |
Предметная область | Из календарно-тематического планирования |
Литература 5 – 6 класс | Раздел (блок, тема) | Кол-во часов (план) | Кол-во часов (факт) | Форма реализации | Место проведения |
Фольклор – коллективное устное творчество. | 1 | 1 | Урок-экскурсия | «Поляна сказок» |
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. | 1 | 1 | Работа в группах. | «Поляна сказок» |
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | 1 | 1 | Работа в группах. | «Поляна сказок» |
Пословицы, поговорки, загадки как малые жанры фольклора. | 1 | 1 | Работа в группах. | «Поляна сказок» |
Русские народные сказки. Виды сказок. | 1 | 1 | Практическая групповая работа | Площадка на территории детского лагеря |
Волшебная сказка. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | 1 | 1 | Практическая групповая работа | Площадка на территории детского лагеря |
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания.1 | 1 | 1 | Практическая групповая работа | Площадка на территории детского лагеря |
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 1 | 1 | Защита творческого проекта. | Площадка на территории детского лагеря |
Р.Р. Выразительное чтение сказок. | 1 | 1 | Презентация творческого проекта | Площадка на территории детского лагеря |
Состав рабочей группы: | Направления деятельности (задачи) |
1. | Учитель | разрабатывает рабочую программу Сома; разрабатывает информационно-методические рекомендации для сореализаторов СОМа; создает дидактические, раздаточные, оценочные материалы для проведения СОМа; проводит этапы СОМа и оценивание работ участников. |
2. | Координатор | Общая координация организации и проведения СОМа (согласование работы всех сореализаторов по подготовке и проведению СОМа; решение организационных вопросов; согласование, подача и контроль за выполнением заявок). |
3. | Педагогический работник детского лагеря | организует передвижение отряда по этапам согласно маршрутному листу; раздает каждому обучающемуся индивидуальный оценочный лист; раздает отряду дидактический и информационный материал; объясняет порядок и правила заполнения оценочного листа; следит за хронометражем и своевременным перемещением групп для дальнейшей работы; помогает ориентироваться в литературном материале, использует свои знания для помощи в поиске необходимой информации; делит отряд на группы; организует изучение и анализ произведений устного народного творчества; организует подготовку учащихся к творческому проекту в лагере. |
4. | Экскурсовод | Экскурсовод проводит урок-экскурсию в музее «Поляна сказок»; знакомит с экспозицией музея; организует исследовательскую деятельность на тему «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». |
Партнеры модуля (внутренние сореализаторы) | Тема встречи | Кол-во часов | Форма проведения | Результат |
1. | Лагерь | Введение в СОМ. Методические рекомендации для вожатых. | 1 | Лекция | Участие в предметном и продуктивном блоке, в подготовке и творческой презентации проекта. |
Партнеры модуля (внешние сореализаторы) | Тема встречи | Кол-во часов | Форма проведения | Результат |
1. | Музей «Поляна сказок» | Урок-экскурсия «Поляна сказок» | 1 | Лекция | Подготовка экскурсоводов для исследовательской деятельности обучающихся в музее на тему «Русское народное творчество». |
Материально-техническое сопровождение | Назначение | Кол-во |
1. | Телевизор в автобусе | Просмотр мультфильма «Царевна-лягушка» | 4 (по 1 в автобусе) |
2. | Бумага А4 | Для выполнения индивидуальных заданий (заполнения маршрутных листов) | 100 листов |
3. | Цветные листы А4 | Для маршрутных карточек отряда | 25 |
4. | Ручка шариковая, синяя | Для заполнения маршрутных листов | 100 |
5. | Ручка шариковая, черная | Для заполнения маршрутных листов | 25 |
Дополнительное сопровождение | Назначение |
Транспортное обеспечение ( количество детей/ автобусов) | Проезд от лагеря до места проведения этапов СОМа (согласно маршрутному листу) из расчета 1 отряд - 1 автобус. |
Информационное обеспечение | Автобусы должны быть оснащены телевизорами. |
Продукт(ы) по результатам выполнения модуля | Варианты выполнения (наполнения) для обучающегося |
1. | Индивидуальный маршрутный лист | Используя информацию, полученную во время прохождения этапов модуля, учащиеся выполняют: задания в оценочном листе (индивидуальный маршрутный лист). |
2. | Синквейн (для рефлексии) | Знакомятся со структурой синквейна, пишут собственное стихотворение. |
3. | Отрядный проект | Подготовка и защита (представление) проектов в виде творческой презентации (защита плаката (1 плакат от отряда) в любой выбранной форме (песня, танец, игры, конкурсы). Выступление на «Отрядном вечере» с защитой творческих проектов (каждый отряд по своей теме) |
4. | Плакат | Защита плаката (1 плакат от отряда) в любой выбранной форме (песня, танец, игры, конкурсы). |
Критерии оценки | последовательный и полный ответ на поставленный проблемный вопрос; умение пользоваться дидактическим, учебным и информационным материалом; полнота и правильность ответа; разнообразие лексического и грамматического строя речи, точность словоупотребления; последовательный и полный ответ на поставленный вопрос; степень осознанности, понимания изученного; языковое оформление ответа; умение работать в группе; включенность каждого ребенка в реализацию выступления; оригинальность выступления; разнообразие форм презентации проекта (песня, танец, игры, конкурсы и т.д.). |
Формы контроля результатов | Индивидуальный маршрутный лист. «Отрядный вечер» - творческая презентация проекта (каждый отряд по своей теме). |
Краткое описание модуля | Четыре отряда на автобусах едут на «Поляну сказок» в Ялту. Выезд на объект сопровождается просмотром в автобусе мультфильма «Царевна-лягушка». По прибытии на объект, каждый отряд вместе с вожатым Б отправляется на тот этап, который указан у него в маршрутном листе. Далее через 40 минут отряды меняются. И так, пока все отряды не пройдут все этапы модуля. На каждом этапе ребята заполняют индивидуальные карточки, отвечая на вопросы. После прохождения этапов, садятся в автобусы и работают в группах (обрабатывают информацию, пишут синквейн). В лагере проходит подготовка и защита (представление) проектов в виде творческой презентации (защита плаката (1 плакат от отряда) в любой выбранной форме (песня, танец, игры, конкурсы). Последний этап - выступление на «Отрядном вечере» с защитой творческих проектов (каждый отряд по своей теме). Защита плаката (1 плакат от отряда) в любой выбранной форме (песня, танец, игры, конкурсы). Подведение итогов (презентация проектов) происходит на площадке в лагере. |