Название модуля | «…Чехов… один из лучших друзей России…» |
Разработчик модуля | Учитель русского языка и литературы Исаченкова Алёна Владимировна |
Модель (отметить) | - Монопредметная - Межпредметная - Комплексная |
Цель и задачи модуля | Цель: – познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П.Чехова на примере его юмористических рассказов «Хирургия» и «Толстый и тонкий», а также помочь учащимся открыть для себя Чехова – человека, Чехова – мастера юмористического рассказа. Задачи: - развитие у детей интереса к творчеству А.П.Чехова; - формирование у учащихся умений анализировать текст художественного произведения (на примере юмористических рассказов «Хирургия», «Толстый и тонкий»); - формирование у учащихся представления о таких теоретико-литературных понятий как «юмор», «сатира», «художественная деталь»; - формирование умений заниматься исследовательской деятельностью; - создание условий для достижения учащимися метапредметных результатов через включение их в самостоятельную исследовательскую деятельность; - создание образовательного пространства для формирования у обучающихся навыков ведения исследовательской деятельности; - включение детей в процесс индивидуального и командного взаимодействия по освоению нового вида деятельности, направленной на саморазвитие личности; - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения; - развитие устной и письменной речи учащихся; - содействие творческой самореализации; - привлечение к сотрудничеству специалистов МДЦ «Артек». |
Форма проведения (отметить) | - Очная - Дистанционная - Очно-дистанционная |
Иные технологии, используемые площадки | Используемые площадки | Иные технологии |
ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник» Дом-музей А.П. Чехова в Ялте Адрес: г. Ялта, ул. Кирова, 112 | Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), разноуровневое обучение, технология использования игровых методов, информационно-коммуникационные технологии. Проблемное обучение, исследовательские методы в обучении, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающая технология. |
СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/кабинет 408. СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/кабинет 121. СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/кабинет 214. | Исследовательские методы в обучении, обучение в сотрудничестве (групповая работа). Проблемное и разноуровневое обучение, проектные методы обучения, технология использования в обучении игровых методов (командная работа). |
Объем учебного времени | Структурные блоки модуля | Реализаторы/ кол-во академических часов |
Учитель | Педагогический работник лагеря | Экскурсовод |
Предметный блок | 4 | - | - |
Практический блок | 4 | 4 | - |
Презентационный блок | 1 | 1 | - |
Хронометраж | Предметный блок (1-ый день) - 8.45 (14-45) – общий сбор; - 9.00 - 9.30 (15.00 – 15.30) – выезд на объект, который сопровождается практической лекцией учителя в дом-музей А.П. Чехова в г. Ялта. 1 этап: - 9.40 - 10.45 (15.40 – 16.45) - просмотр биографического видеофильма о жизни и творчестве А.П.Чехова с комментариями учителя; 2 этап: 1-ая группа: 10.50 – 11.35 (16.50 – 17.35) – Квест «Игра слов»; 11.40 – 12.25 (17.40 – 18.25) – Экскурсия-практикум «В гостях у А.П.Чехова»; 2-ая группа: 10.50 – 11.35 (16.50 – 17.35) – Экскурсия-практикум «В гостях у А.П.Чехова»; 11.40 – 12.25 (17.40 – 18.25) – Квест «Игра слов»; 3 этап: - 12.30 – 13.00 – Подведение итогов, отъезд в лагерь. Практический блок (2-ой день) 9.00 – 9.45 – «Они смешные, но невеселые» (на примере рассказа «Хирургия»); 9.50 – 10.35 – «Краткость - сестра таланта» (на примере рассказа «Толстый и тонкий»); 10.40 – 11.25 – «А.П.Чехов и искусство»; 11.30 – 12.15 – Творческая мастерская «Я открываю Чехова». Презентационный блок - 12.20 – 13.05 – защита творческих проектов (каждый отряд по своей теме) в форме творческой мастерской на тему «Я открываю Чехова» |
Категория обучающихся | Обучающиеся 5-6 классов (1-ый возрастной коридор) |
Предмет | Литература |
Предметная область | Из календарно-тематического планирования |
Литература 5 – 6 класс | Раздел (блок, тема) | Кол-во часов (план) | Кол-во часов (факт) | Форма реализации | Место проведения | Реализатор |
А. П. Чехов. Биография писателя. | 1 | | Урок-экскурсия. | «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте» | Учитель |
Литературный портрет. | 1 | | Видеолекция с комментариями учителя. | «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте» | Учитель |
Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | | Практическая групповая работа (квест «Игра слов»). | «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте» | Учитель |
Средства выражения юмора в рассказах Чехова. | 1 | | Поисково-исследовательская работа в группах. | «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте» | Учитель |
«Хирургия» как юмористический рассказ. | 1 | | Индивидуальная работа с текстом. | СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/(кабинет 412). | Учитель |
Юмористический рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 | | Групповая работа с текстом. | СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/(кабинет 405). | Учитель |
Герои юмористических рассказов Чехова. | 1 | | Проектная групповая/индивидуальная работа (подготовка и монтаж видеоролика) | СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/кабинет информатики 214. | Специалист студии «Артек Медиа» |
Речь персонажей в рассказах Чехова как средство их характеристики. | 1 | | Литературная гостиная (создание ЛЕПбука) | СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/(кабинет 408). | Педагогический работник детского лагеря (Вожатый А) |
Р.Р. Творческая мастерская «Я открываю Чехова». | 1 | | Презентация творческого проекта «Я открываю Чехова» | СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/конференц-зал (кабинет 121). | Учитель |
Дополнительное образование | Раздел (блок, тема) | Кол-во часов (план) | Кол-во часов (факт) | Форма реализации | Место проведения | Реализатор |
Литература (5-6 класс) | Герои юмористических рассказов Чехова. | 1 | | Проектная групповая/индивидуальная работа (подготовка и монтаж видеоролика) | СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/кабинет информатики 214. | Специалист студии «Артек Медиа» |
Психологическая служба | Раздел (блок, тема) | Кол-во часов (план) | Кол-во часов (факт) | Форма реализации | Место проведения | Реализор |
Не задействовано |
Состав рабочей группы: | Направления деятельности (задачи) |
1. | Учитель | Разработка модуля, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле, проведение аттестации обучающихся по модулю, участие в презентации творческих продуктов |
2. | Координатор | Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров |
3. | Педагогический работник детского лагеря | Организация передвижения отряда по этапам согласно маршрутному листу; выдача каждому обучающемуся индивидуального оценочного листа и дидактического и информационного материал; объясняет порядок и правила заполнения оценочного листа; следит за хронометражем и своевременным перемещением групп для дальнейшей работы; помогает ориентироваться в литературном материале, использует свои знания для помощи в поиске необходимой информации; делит отряд на группы; организует изучение и анализ юмористических рассказов А.П.Чехова «Хирургия» и «Толстый и тонкий»; организует подготовку учащихся к презентации творческого проекта в СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» |
4. | Методист | Предоставление необходимых образцов документов, консультирование и помощь в организации проведении модуля. Редактирование технологических карт |
5. | Педагог доп. образования (специалист студии «Артек Медиа») | Консультирование и помощь в разработке видео-презентаций творческого проекта «Я открываю Чехова» |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА |
Партнеры модуля (внутренние сореализаторы) | Тема встречи | Кол-во часов | Форма проведения | Результат |
1. | Лагерь | Введение в СОМ. Методические рекомендации для педагогических работников лагеря. | 1 | Лекция. Консультация. Инструктаж. | Участие в предметном и продуктивном блоке, в подготовке и творческой презентации проекта. |
2. | «Артек Медиа» | Введение в СОМ. Методические рекомендации для специалистов профильного отряда «Артек Медиа». | 1 | Лекция. Консультация. Инструктаж. | Участие в продуктивном блоке и подготовке к презентации творческого проекта. |
Партнеры модуля (внешние сореализаторы) | Тема встречи | Кол-во часов | Форма проведения | Результат |
1. | Экскурсовод ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник» Дом-музей А.П. Чехова в Ялте | Согласование содержания модуля (урок-экскурсия) | 1 | Консультация | Определение части образовательной программы, реализуемой организацией – сореализатором: цель, задачи, корректировка действий и содержания. Подготовка дидактических материалов для исследовательской деятельности обучающихся в форме квеста «Игра слов» и экскурсии-практикума «В гостях у А.П.Чехова». |
Материально-техническое сопровождение | Назначение | Кол-во |
1. | Бумага А4 | Для выполнения индивидуальных заданий (заполнения маршрутных листов) | 200 листов |
2. | Цветные листы А4 | Для маршрутных карточек отряда | 50 |
3. | Ручка шариковая, синяя | Для заполнения маршрутных листов | 100 |
4. | Ручка шариковая, черная | Для заполнения маршрутных листов | 25 |
5. | Ручка шариковая, разных цветов | Для подготовки ЛЕПбука | 5 упаковок |
6. | Карандаш простой | Для подготовки ЛЕПбука | 1 упаковка |
7. | Цветные карандаши | Для подготовки ЛЕПбука | 2 упаковки |
8. | Гуашь | Для подготовки ЛЕПбука | 2 упаковки |
9. | Кисти для рисования (разные) | Для подготовки ЛЕПбука | 1 упаковка |
10 | Ластик | Для подготовки ЛЕПбука | 2 шт. |
11. | Стакан-непроливайка для рисования | Для подготовки ЛЕПбука | 2 шт. |
12. | Цветная бумага | Для подготовки ЛЕПбука | 1 упаковки |
13. | Цветной картон | Для подготовки ЛЕПбука | 2 упаковки |
14 | Клей-карандаш | Для подготовки ЛЕПбука | 1 шт. |
15. | Ножницы | Для подготовки ЛЕПбука | 3 шт |
16. | Фломастеры | Для подготовки ЛЕПбука | 4 упаковки |
17. | Папка | Для подготовки ЛЕПбука | 3 шт. |
18. | Магниты | Для награждения победителей в конкурсе на творческой мастерской | 1 упаковка |
19. | Ватман А2 | Для подготовки ЛЕПбука | 4 шт. |
20. | Дипломы «Артек» | Для награждения победителей в конкурсе на творческой мастерской | 10 шт. |
21. | Компьютер | Для подготовки и монтажа видеоролика. | 4 шт. |
22. | Принтер | Для печати материалов при подготовки ЛЕПбука | 1 шт. |
23. | Мультимедиа-проектор | Для презентации видеороликов | 2 шт. |
Дополнительное сопровождение | Назначение |
Транспортное обеспечение ( количество детей/ автобусов) | Транспортировка к месту проведения этапов модуля (согласно маршрутному листу) (из расчета: 1 отряд - 1 автобус). |
Информационное обеспечение | Согласно утверждённой рабочей программе. |
Продукт(ы) по результатам выполнения модуля | Варианты выполнения (наполнения) для обучающегося |
1. | Индивидуальный маршрутный лист | Используя информацию, полученную во время прохождения этапов модуля, учащиеся выполняют задания в оценочном листе (индивидуальный маршрутный лист). |
2. | Медиа-продукт: видеоролик «В гостях у Чехова» | Снимают видеоролик во время пребывания в Доме-музее А.П. Чехова в Ялте, монтируют его со специалистом Артек Медиа в СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» и презентуют на творческой мастерской «Я открываю Чехова». |
3. | ЛЕПбук | Подготовка и защита ЛЕПбука (1 от отряда) на творческой мастерской «Я открываю Чехова» в любой выбранной форме (песня, танец, игры, конкурсы). |
4. | Отрядный проект в виде творческой мастерской «Я открываю Чехова» | Подготовка и защита (представление) проектов в виде творческой презентации (защита ЛЕПбука (1 от отряда) в любой выбранной форме (песня, танец, игры, конкурсы). Выступление на творческой мастерской «Я открываю Чехова» с защитой творческих проектов (каждый отряд по своей теме). |
5. | Защита творческого проекта | Устное выступление с использованием презентации медиа-продукта и предоставлением материала на электронном и бумажном носителях. |
Критерии оценки | фактическое знание литературного материала (1-5 баллов); знание сюжетной линии, имен героев, культурно-исторических реалий, содержательных элементов произведений (1-5 баллов); последовательный и полный ответ на поставленный проблемный вопрос (1-5 баллов); умение пользоваться дидактическим, учебным и информационным материалом (1-5 баллов); умение использовать литературно-биографические материалы для аргументации самостоятельных выводов (1-5 баллов); полнота и правильность ответа (1-5 баллов); фактический анализ и комментарий (1-5 баллов); разнообразие лексического и грамматического строя речи, точность словоупотребления (1-5 баллов); степень осознанности, понимания изученного (1-5 баллов); языковое оформление ответа (1-5 баллов); умение работать в группе, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми (1-5 баллов); степень участия в создании и обработке видеофильма (1-5 баллов); включенность каждого ребенка в реализацию выступления (1-5 баллов); оригинальность выступления (1-5 баллов); разнообразие форм презентации проекта (песня, танец, игры, конкурсы и т.д.) (1-5 баллов). 70 – 60 баллов – оценка «5» - «отлично»; 59 – 46 баллов – оценка «4» - «хорошо»; 45 – 31 баллов – оценка «3» - «удовлетворительно»; 30 и менее баллов – оценка «2» -«неудовлетворительно». Кол-во баллов полученных учащимися за задания и сумму баллов за оценку учитель определяет самостоятельно. |
Формы контроля результатов | Индивидуальный маршрутный лист; Видеоролик «В гостях у Чехова»; ЛЕПбук; Отрядный проект в виде творческой мастерской «Я открываю Чехова»; Мониторинг. |
Краткое описание модуля | Главная цель модуля: помочь учащимся открыть для себя Чехова – человека, Чехова – мастера юмористического рассказа. В ходе модуля учащиеся знакомятся с основными этапами жизни и творчества Антона Павловича Чехова. На примере его юмористических рассказов «Хирургия» и «Толстый и тонкий» знакомятся со следующими ключевыми понятиями теории литературы: «юмор», «сатира», «художественная деталь» (развитие понятий в творчестве А.П.Чехова). Анализируют рассказы «Хирургия» и «Толстый и тонкий» с точки зрения осмеяния глупости и невежества героев рассказа. Рассматривают юмор ситуации и роль художественной детали в юмористических рассказах А.П.Чехова. Анализируют речь персонажей как средство их характеристики и как источник юмора. Учащиеся учатся находить юмористические элементы в произведениях А.П.Чехова; учатся видеть и понимать в рассказе подтекст, позицию автора; учатся выявлять, какими средствами автор делает свои рассказы смешными; учатся проявлять и анализировать своё собственное восприятие рассказа через эмоциональное, выразительное чтение произведений. В ходе анализа произведений учащиеся приходят к выводу, что А.П.Чехов – мастер юмористического рассказа. Предметный блок (1-ый день) ***Отряды на автобусах едут в «Дом-музей А.П.Чехова» в г.Ялта. Выезд на объект сопровождается практической лекцией учителя и игрой «Шпион». По прибытии на объект, отряды собираются в видео-зале дома-музея для просмотра биографического видеофильма о жизни и творчестве А.П.Чехова, который сопровождается комментариями учителя. Затем отряды делятся на 2 группы и вместе с вожатым Б отправляется на тот этап, который указан у него в маршрутном листе (Квест «Игра слов» или экскурсия-практикум «В гостях у А.П.Чехова»). Далее через 45 минут отряды меняются. И так, пока все отряды не пройдут все этапы модуля. На каждом этапе ребята заполняют индивидуальные маршрутные листы, отвечая на вопросы. После прохождения этапов обрабатывают информацию (рефлексия деятельности в форме игры «Атлас чувств»), садятся в автобусы и отъезжают в лагерь. Практический блок (2-ой день) *По принципу «Вертушка» отряды расходятся на 4 этапа модуля: «Они смешные, но невеселые» (на примере рассказа «Хирургия»); «Краткость - сестра таланта» (на примере рассказа «Толстый и тонкий»); «А.П.Чехов и искусство» (монтаж видеоролика); Творческая мастерская «Я открываю Чехова» (создание ЛЕПбука). Презентационный блок (2-ой день) В конференц-зале школы проходит защита (представление) проектов в виде творческой мастерской «Я открываю Чехова» (защита ЛЕПбука (1 от отряда) в любой выбранной форме (песня, танец, игры, конкурсы) и отбор лучшего видеоролика на тему «Я открываю Чехова». |