СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия в формате сетевого образовательного модуля «…Чехов… один из лучших друзей России…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель модуля: – познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П.Чехова на примере его юмористических рассказов «Хирургия» и «Толстый и тонкий», а также помочь учащимся открыть для себя Чехова – человека, Чехова – мастера юмористического рассказа.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия в формате сетевого образовательного модуля «…Чехов… один из лучших друзей России…»»

Технологическая карта №5 (модуль №5)


Литература (5-6 класс)


Название модуля

«…Чехов… один из лучших друзей России…»

Разработчик модуля

Учитель русского языка и литературы Исаченкова Алёна Владимировна

Модель (отметить)

- Монопредметная

- Межпредметная

- Комплексная

Цель и задачи модуля

Цель:

– познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П.Чехова на примере его юмористических рассказов «Хирургия» и «Толстый и тонкий», а также помочь учащимся открыть для себя Чехова – человека, Чехова – мастера юмористического рассказа.

Задачи:

- развитие у детей интереса к творчеству А.П.Чехова;

- формирование у учащихся умений анализировать текст художественного произведения (на примере юмористических рассказов «Хирургия», «Толстый и тонкий»);

- формирование у учащихся представления о таких теоретико-литературных понятий как «юмор», «сатира», «художественная деталь»;

- формирование умений заниматься исследовательской деятельностью;

- создание условий для достижения учащимися метапредметных результатов через включение их в самостоятельную исследовательскую деятельность;

- создание образовательного пространства для формирования у обучающихся навыков ведения исследовательской деятельности;

- включение детей в процесс индивидуального и командного взаимодействия по освоению нового вида деятельности, направленной на саморазвитие личности;

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- содействие творческой самореализации;

- привлечение к сотрудничеству специалистов МДЦ «Артек».

Форма проведения (отметить)

- Очная

- Дистанционная

- Очно-дистанционная

Иные технологии,

используемые площадки

Используемые площадки

Иные технологии

ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник»


Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

Адрес: г. Ялта, ул. Кирова, 112

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), разноуровневое обучение, технология использования игровых методов, информационно-коммуникационные технологии.

Проблемное обучение, исследовательские методы в обучении, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающая технология.

СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/кабинет 408.


СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/кабинет 121.


СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/кабинет 214.

Исследовательские методы в обучении, обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Проблемное и разноуровневое обучение, проектные методы обучения, технология использования в обучении игровых методов (командная работа).

Объем учебного времени

Структурные блоки модуля

Реализаторы/

кол-во академических часов

Учитель

Педагогический работник лагеря

Экскурсовод

Предметный блок

4

-

-

Практический блок

4

4

-

Презентационный блок

1

1

-

Хронометраж

Предметный блок (1-ый день)

- 8.45 (14-45) – общий сбор;

- 9.00 - 9.30 (15.00 – 15.30) – выезд на объект, который сопровождается практической лекцией учителя в дом-музей А.П. Чехова в г. Ялта.


1 этап:

- 9.40 - 10.45 (15.40 – 16.45) - просмотр биографического видеофильма о жизни и творчестве А.П.Чехова с комментариями учителя;


2 этап:

1-ая группа:

10.50 – 11.35 (16.50 – 17.35) – Квест «Игра слов»;

11.40 – 12.25 (17.40 – 18.25) – Экскурсия-практикум «В гостях у А.П.Чехова»;

2-ая группа:

10.50 – 11.35 (16.50 – 17.35) – Экскурсия-практикум «В гостях у А.П.Чехова»;

11.40 – 12.25 (17.40 – 18.25) – Квест «Игра слов»;


3 этап:

- 12.30 – 13.00 – Подведение итогов, отъезд в лагерь.


Практический блок (2-ой день)

9.00 – 9.45 – «Они смешные, но невеселые» (на примере рассказа «Хирургия»);

9.50 – 10.35 – «Краткость - сестра таланта» (на примере рассказа «Толстый и тонкий»);

10.40 – 11.25 – «А.П.Чехов и искусство»;

11.30 – 12.15 – Творческая мастерская «Я открываю Чехова».

Презентационный блок

- 12.20 – 13.05 – защита творческих проектов (каждый отряд по своей теме) в форме творческой мастерской на тему «Я открываю Чехова»

Категория обучающихся

Обучающиеся 5-6 классов

(1-ый возрастной коридор)

Предмет

Литература

Предметная область

Из календарно-тематического планирования

Литература 5 – 6 класс

Раздел (блок, тема)

Кол-во часов (план)

Кол-во часов (факт)

Форма реализации

Место проведения

Реализатор

А. П. Чехов. Биография писателя.

1


Урок-экскурсия.

«Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Учитель

Литературный портрет.

1


Видеолекция с комментариями учителя.


«Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Учитель

Рассказы Антоши Чехонте.

1


Практическая групповая работа (квест «Игра слов»).

«Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Учитель

Средства выражения юмора в рассказах Чехова.

1


Поисково-исследовательская работа в группах.

«Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Учитель

«Хирургия» как юмористический рассказ.

1


Индивидуальная работа с текстом.

СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/(кабинет 412).

Учитель

Юмористический рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

1


Групповая работа с текстом.


СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/(кабинет 405).

Учитель

Герои юмористических рассказов Чехова.

1


Проектная групповая/индивидуальная работа (подготовка и монтаж видеоролика)

СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/кабинет информатики 214.

Специалист студии «Артек Медиа»

Речь персонажей в рассказах Чехова как средство их характеристики.

1


Литературная гостиная (создание ЛЕПбука)

СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/(кабинет 408).

Педагогический работник детского лагеря (Вожатый А)

Р.Р. Творческая мастерская «Я открываю Чехова».

1


Презентация творческого проекта «Я открываю Чехова»

СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/конференц-зал (кабинет 121).

Учитель

Дополнительное образование

Раздел (блок, тема)

Кол-во часов (план)

Кол-во часов (факт)

Форма реализации

Место проведения




Реализатор

Литература (5-6 класс)

Герои юмористических рассказов Чехова.

1


Проектная групповая/индивидуальная работа (подготовка и монтаж видеоролика)

СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»/кабинет информатики 214.

Специалист студии «Артек Медиа»

Психологическая служба

Раздел (блок, тема)

Кол-во часов (план)

Кол-во часов (факт)

Форма реализации

Место проведения




Реализор

Не задействовано

Состав рабочей группы:

Направления деятельности (задачи)

1.

Учитель

Разработка модуля, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле, проведение аттестации обучающихся по модулю, участие в презентации творческих продуктов

2.

Координатор

Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров

3.

Педагогический работник детского лагеря

Организация передвижения отряда по этапам согласно маршрутному листу; выдача каждому обучающемуся индивидуального оценочного листа и дидактического и информационного материал; объясняет порядок и правила заполнения оценочного листа; следит за хронометражем и своевременным перемещением групп для дальнейшей работы; помогает ориентироваться в литературном материале, использует свои знания для помощи в поиске необходимой информации; делит отряд на группы; организует изучение и анализ юмористических рассказов А.П.Чехова «Хирургия» и «Толстый и тонкий»; организует подготовку учащихся к презентации творческого проекта в СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»

4.

Методист

Предоставление необходимых образцов документов, консультирование и помощь в организации проведении модуля. Редактирование технологических карт

5.

Педагог доп. образования (специалист студии «Артек Медиа»)

Консультирование и помощь в разработке видео-презентаций творческого проекта «Я открываю Чехова»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Партнеры модуля (внутренние сореализаторы)

Тема встречи

Кол-во часов

Форма проведения

Результат

1.

Лагерь

Введение в СОМ. Методические рекомендации для педагогических работников лагеря.


1

Лекция. Консультация. Инструктаж.

Участие в предметном и продуктивном блоке, в подготовке и творческой презентации проекта.

2.

«Артек Медиа»

Введение в СОМ. Методические рекомендации для специалистов профильного отряда «Артек Медиа».


1

Лекция. Консультация. Инструктаж.

Участие в продуктивном блоке и подготовке к презентации творческого проекта.

Партнеры модуля

(внешние сореализаторы)

Тема встречи

Кол-во

часов

Форма проведения

Результат

1.

Экскурсовод ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник» Дом-музей А.П. Чехова в Ялте


Согласование содержания модуля (урок-экскурсия)

1

Консультация

Определение части образовательной программы, реализуемой организацией – сореализатором: цель, задачи, корректировка действий и содержания.

Подготовка дидактических материалов для исследовательской деятельности обучающихся в форме квеста «Игра слов» и экскурсии-практикума «В гостях у А.П.Чехова».

Материально-техническое сопровождение

Назначение

Кол-во

1.

Бумага А4

Для выполнения индивидуальных заданий (заполнения маршрутных листов)

200 листов

2.

Цветные листы А4

Для маршрутных карточек отряда

50

3.

Ручка шариковая, синяя

Для заполнения маршрутных листов

100

4.

Ручка шариковая, черная

Для заполнения маршрутных листов

25

5.

Ручка шариковая, разных цветов

Для подготовки ЛЕПбука


5 упаковок

6.

Карандаш простой

Для подготовки ЛЕПбука

1 упаковка

7.

Цветные карандаши

Для подготовки ЛЕПбука

2 упаковки

8.

Гуашь

Для подготовки ЛЕПбука

2 упаковки

9.

Кисти для рисования (разные)

Для подготовки ЛЕПбука

1 упаковка

10

Ластик

Для подготовки ЛЕПбука

2 шт.

11.

Стакан-непроливайка для рисования

Для подготовки ЛЕПбука

2 шт.

12.

Цветная бумага

Для подготовки ЛЕПбука

1 упаковки

13.

Цветной картон

Для подготовки ЛЕПбука

2 упаковки

14

Клей-карандаш

Для подготовки ЛЕПбука

1 шт.

15.

Ножницы

Для подготовки ЛЕПбука

3 шт

16.

Фломастеры

Для подготовки ЛЕПбука

4 упаковки

17.

Папка

Для подготовки ЛЕПбука

3 шт.

18.

Магниты

Для награждения победителей в конкурсе на творческой мастерской

1 упаковка

19.

Ватман А2

Для подготовки ЛЕПбука

4 шт.

20.

Дипломы «Артек»

Для награждения победителей в конкурсе на творческой мастерской

10 шт.

21.

Компьютер

Для подготовки и монтажа видеоролика.

4 шт.

22.

Принтер

Для печати материалов при подготовки ЛЕПбука

1 шт.

23.

Мультимедиа-проектор

Для презентации видеороликов

2 шт.

Дополнительное сопровождение

Назначение

Транспортное обеспечение ( количество детей/ автобусов)

Транспортировка к месту проведения этапов модуля (согласно маршрутному листу) (из расчета: 1 отряд - 1 автобус).


Информационное обеспечение

Согласно утверждённой рабочей программе.

Продукт(ы) по результатам выполнения модуля

Варианты выполнения (наполнения) для обучающегося

1.

Индивидуальный маршрутный лист

Используя информацию, полученную во время прохождения этапов модуля, учащиеся выполняют задания в оценочном листе (индивидуальный маршрутный лист).

2.

Медиа-продукт: видеоролик

«В гостях у Чехова»

Снимают видеоролик во время пребывания в Доме-музее А.П. Чехова в Ялте, монтируют его со специалистом Артек Медиа в СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» и презентуют на творческой мастерской «Я открываю Чехова».

3.

ЛЕПбук

Подготовка и защита ЛЕПбука (1 от отряда) на творческой мастерской «Я открываю Чехова» в любой выбранной форме (песня, танец, игры, конкурсы).

4.

Отрядный проект в виде творческой мастерской «Я открываю Чехова»

Подготовка и защита (представление) проектов в виде творческой презентации (защита ЛЕПбука (1 от отряда) в любой выбранной форме (песня, танец, игры, конкурсы). Выступление на творческой мастерской «Я открываю Чехова» с защитой творческих проектов (каждый отряд по своей теме).

5.

Защита творческого проекта

Устное выступление с использованием презентации медиа-продукта и предоставлением материала на электронном и бумажном носителях.

Критерии оценки

  • фактическое знание литературного материала (1-5 баллов);

  • знание сюжетной линии, имен героев, культурно-исторических реалий, содержательных элементов произведений (1-5 баллов);

  • последовательный и полный ответ на поставленный проблемный вопрос (1-5 баллов);

  • умение пользоваться дидактическим, учебным и информационным материалом (1-5 баллов);

  • умение использовать литературно-биографические материалы для аргументации самостоятельных выводов (1-5 баллов);

  • полнота и правильность ответа (1-5 баллов);

  • фактический анализ и комментарий (1-5 баллов);

  • разнообразие лексического и грамматического строя речи, точность словоупотребления (1-5 баллов);

  • степень осознанности, понимания изученного (1-5 баллов);

  • языковое оформление ответа (1-5 баллов);

  • умение работать в группе, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми (1-5 баллов);

  • степень участия в создании и обработке видеофильма (1-5 баллов);

  • включенность каждого ребенка в реализацию выступления (1-5 баллов);

  • оригинальность выступления (1-5 баллов);

  • разнообразие форм презентации проекта (песня, танец, игры, конкурсы и т.д.) (1-5 баллов).


70 – 60 баллов – оценка «5» - «отлично»;

59 – 46 баллов – оценка «4» - «хорошо»;

45 – 31 баллов – оценка «3» - «удовлетворительно»;

30 и менее баллов – оценка «2» -«неудовлетворительно».


Кол-во баллов полученных учащимися за задания и сумму баллов за оценку учитель определяет самостоятельно.

Формы контроля результатов

  1. Индивидуальный маршрутный лист;

  2. Видеоролик «В гостях у Чехова»;

  3. ЛЕПбук;

  4. Отрядный проект в виде творческой мастерской «Я открываю Чехова»;

  5. Мониторинг.

Краткое описание модуля


Главная цель модуля: помочь учащимся открыть для себя Чехова – человека, Чехова – мастера юмористического рассказа.

В ходе модуля учащиеся знакомятся с основными этапами жизни и творчества Антона Павловича Чехова.

На примере его юмористических рассказов «Хирургия» и «Толстый и тонкий» знакомятся со следующими ключевыми понятиями теории литературы: «юмор», «сатира», «художественная деталь» (развитие понятий в творчестве А.П.Чехова).

Анализируют рассказы «Хирургия» и «Толстый и тонкий» с точки зрения осмеяния глупости и невежества героев рассказа. Рассматривают юмор ситуации и роль художественной детали в юмористических рассказах А.П.Чехова. Анализируют речь персонажей как средство их характеристики и как источник юмора.

Учащиеся учатся находить юмористические элементы в произведениях А.П.Чехова; учатся видеть и понимать в рассказе подтекст, позицию автора; учатся выявлять, какими средствами автор делает свои рассказы смешными; учатся проявлять и анализировать своё собственное восприятие рассказа через эмоциональное, выразительное чтение произведений.

В ходе анализа произведений учащиеся приходят к выводу, что А.П.Чехов – мастер юмористического рассказа.


Предметный блок (1-ый день)

***Отряды на автобусах едут в «Дом-музей А.П.Чехова» в г.Ялта. Выезд на объект сопровождается практической лекцией учителя и игрой «Шпион». По прибытии на объект, отряды собираются в видео-зале дома-музея для просмотра биографического видеофильма о жизни и творчестве А.П.Чехова, который сопровождается комментариями учителя.

Затем отряды делятся на 2 группы и вместе с вожатым Б отправляется на тот этап, который указан у него в маршрутном листе (Квест «Игра слов» или экскурсия-практикум «В гостях у А.П.Чехова»). Далее через 45 минут отряды меняются. И так, пока все отряды не пройдут все этапы модуля. На каждом этапе ребята заполняют индивидуальные маршрутные листы, отвечая на вопросы.

После прохождения этапов обрабатывают информацию (рефлексия деятельности в форме игры «Атлас чувств»), садятся в автобусы и отъезжают в лагерь.


Практический блок (2-ой день)

*По принципу «Вертушка» отряды расходятся на 4 этапа модуля:

  1. «Они смешные, но невеселые» (на примере рассказа «Хирургия»);

  2. «Краткость - сестра таланта» (на примере рассказа «Толстый и тонкий»);

  3. «А.П.Чехов и искусство» (монтаж видеоролика);

  4. Творческая мастерская «Я открываю Чехова» (создание ЛЕПбука).


Презентационный блок (2-ой день)

В конференц-зале школы проходит защита (представление) проектов в виде творческой мастерской «Я открываю Чехова» (защита ЛЕПбука (1 от отряда) в любой выбранной форме (песня, танец, игры, конкурсы) и отбор лучшего видеоролика на тему «Я открываю Чехова».