СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ФГОСам, в 5 классе по теме "Основные и образовательные ткани растений" УМК Л.Н. Сухоруковой "Сферы". Представляю Вам технологическую карту урока. Есть также приложения.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока»

Технологическая карта конструирования урока
с использованием CДМ

Поляковой Элины Валентиновны МОУ СОШ №72




Предмет, класс, УМК

Биология, 5 класс, УМК «Сфера» Л.Н.Сухоруковой

Тема урока,

урока по теме

Основные и образовательные ткани растений

№3 (29)

Цель урока

сформировать первоначальные знания об основных и образовательных тканях растений.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тка­ней с их функциями.

Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процес­се лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Личностные и метапредметные:

  1. умение самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемного вопроса урока)

  2. умение вступать в диалог

  3. умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели

  4. умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование

Учебник: §23 с. 62-63, ЭП (23), т/т: с.53 №9 – 14, с. 60 №4, с. 61 №1, с. 62 №2.

Практикум: лабораторная работа «Основные и образовательные ткани растений» - виртуальная лаборатория (ЭП), набор для опыта (проба на крахмал)

Компьютер, мультимедийный проектор


Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности


Задачи

Мотивировать учащихся на изучение темы

Длительность этапа

1-2 мин

Методы и приемы работы

Организация начала урока, создание благоприятных условий для активной работы, мотивация на изучение новой темы

Деятельность уча­щихся

Готовятся к уроку, позитивно настраиваются на

учебную работу. Определяют и формулируют тему урока, цели и задачи. Записывают в рабочий лист тему урока.

Деятельность преподавателя

Приветствует обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Дает позитивную установку на урок

Создает эмоциональный настрой на успех


-Доброе утро, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку.

-Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на уроке, необходимо настроиться на работу.


-Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к уроку. Давайте его хором прочтем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»
(на доске)


-Сегодня мы продолжим знакомство с тканями растений. Какие ткани растений вы уже знаете? (ответы учащихся)


Создает проблемную ситуацию, помогает определить учащимся тему урока, цели и задачи его.


-Я предлагаю вам угадать тему нашего урока. На доске слова, которые написаны неправильно, расшифруйте их.


Внаяосно и бразовательнаяо тника (на доске)


- Так какие, ткани растений мы сегодня будем изучать? (ответы учащихся)


-Значит, какова тема урока?


Основные и образовательные ткани растений


(Запись на доске и в рабочий лист)


-А что мы должны узнать об основной и образовательной ткани? (дети перечисляют).


- Молодцы, а теперь давайте сформулируем цель урока.


Узнать о строении и функциях основных и образовательной тканей растений.


- А теперь сформулируйте задачи урока (ответы учащихся)


1. узнать о строении образовательной и основных тканей растений

2. усвоить какие функции они выполняют

3. определить расположение тканей в растении.


Формируемые УУД

умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока, определять цель и задачи учебной деятельности


Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности


Задачи

Актуализировать знания учащихся для изучения нового материала, необходимого для «открытия нового знания»

Научить выявлять затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Создание проблемной ситуации, диалог

Деятельность уча­щихся

Ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем».

Слушают вопросы учителя

Отвечает на вопросы учителя

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме

Контролирует правильность ответов обучающихся

Деятельность преподавателя

Обеспечивает мотивацию к изучению нового материала, мотивирует к активной учебной деятельности

Актуализирует имеющиеся знания учащихся по теме прошлого урока

А теперь вспоминаем то, что знаем о тканях.

- что такое ткань?

- какие ткани вы уже знаете?

- каковы особенности строения проводящих тканей?

- какую функцию выполняют проводящие ткани?

- где в растении расположены проводящие ткани?

- каковы особенности строения механических тканей?

- какую функцию выполняют механические ткани?

- где в растении расположены механические ткани?

Учитель задает вопросы по теме прошлого урока, корректирует ответы.

Формируемые УУД

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу вопроса.

умение корректировать собственные знаний и взаимоконтроль


Этап 3. Постановка учебной задачи


Задачи

Формировать умение решения учебной задачи

Длительность этапа

4-5 минут

Методы и приемы работы

Побуждающий диалог, самостоятельная работа с текстом учебника, фиксирование результатов в таблицу в рабочем листе

Деятельность уча­щихся

Предварительное обсуждение в парах.

Работа с учебником по поиску ответов на проблемный вопрос

Деятельность преподавателя

Задает подводящие вопросы, организует диалог

-Какие ткани относят к основным? С. 62 учебника прочитайте и составьте схему, обсудите в паре, запишите в рабочий лист.

Формируемые УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему)


Этап 4. Открытие нового знания и

Этап 5. Первичное закрепление


Задачи

Формировать умение представлять результаты изучения нового материала в устной и письменной форме


Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Самостоятельная работа с текстом учебника

Деятельность уча­щихся

Заполнение в рабочем листе таблицы парами, комментирование своего выбора

Деятельность преподавателя









ЭП – строение фотосинтезирующей ткани.





ЭП «Характеристика фотосинтезирующей ткани».









ЭП - Характерные черты запасающей ткани.

Практикум «Изучение запасного вещества клубня картофеля» в ЭП.
















ЭП «Расположение и строение образовательных тканей и их клеток», «Характеристика образовательной ткани», таблица

Организует диалог, осуществляет проверку правильности выполнения работы, корректирует знания учащихся


- Какое строение имеет фотосинтезирующая ткань?

-Пользуясь учебником, стр.62, подпишите на рисунке в рабочем листе основные элементы фотосинтезирующей ткани.


Проверим!


- Какие функции выполняет фотосинтезирующая ткань?

Пользуясь учебником с. 62 заполните таблицу в рабочем листе.


-Проверьте в паре,


- Каковы особенности строения запасающей ткани?

Пользуясь учебником с.62 заполните таблицу в рабочем листе, проверьте в паре.


- Какую функцию выполняет запасающая ткань? Где расположена в растении? Пользуясь учебником с.62 заполните таблицу в рабочем листе, проверьте в паре.


Проверим все вместе!



Проведение опыта с клубнем картофеля.



Переходим к следующему пункту нашего плана - это знакомство с образовательной тканью.

-Ребята, а как вы думаете, какую роль играет образовательная ткань растений? (ответы учащихся)

-Правильно! С помощью нее происходит образование новых клеток. Запишите в рабочие листы.


- А какие особенности строения позволяют выполнять эту функцию?

Пользуясь учебником с.63 заполните таблицу в рабочем листе, проверьте в паре.


- Где расположена образовательная ткань в растении?

Пользуясь учебником с.63 заполните таблицу в рабочем листе, проверьте в паре.


Проверим все вместе!

Формируемые УУД


Умение работать с текстом, выделять главное, осмысливать прочитанное, формулировать выводы по существу вопроса

Умение синтезировать полученную в виде текста информацию

Умение выделять главное и существенное и представлять текстовую информацию в виде таблицы

Делать выводы из полученной текстовой информации

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания

Понимать на слух ответы обучающихся

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Уметь использовать речь для регуляции своего действия

Согласовывать усилия по решению учебной задачи

Умение договариваться и приходить к общему мнению

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре,

Проверять и корректировать свою деятельность.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу вопроса

Физкультминутка

(видеофрагмент)

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка

Или (видеофрагмент).


Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Самоанализ и самоконтроль


Задачи

Формировать умение представлять результаты изучения нового материала в устной и письменной форме

Научить учащихся делать самоанализ и проводить самоконтроль

Формировать умение проводить самоконтроль и контроль в парах, корректировать свою деятельность


Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, выполнение тестовых заданий, самоконтроль, самооценка в парах и индивидуально

Деятельность уча­щихся

Выполняют тестовые задания, проверяют в парах, и по эталону, корректируют знания

Деятельность преподавателя






Ключ ответов на доске.



ЭП - тренажер


Предлагает выполнить тестовые задания


-Выполните тестовые задания в рабочем листе. Ответы занесите в таблицу.


Вы выполнили тест?

Проверьте в парах, и все вместе.


Проверьте правильность выполнения, проставьте количество баллов в таблицу.


Поставьте оценку, исходя из следующих параметров:

«5» – 7 баллов
«4» – 5-6 баллов
«3» – 3-4 балла
«2» – менее 3 баллов (на доске)

Формируемые УУД

Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Проверять и корректировать свою деятельность.

Умение формировать самооценку собственной деятельности, самоанализа


Этап 7. Рефлексия деятельности (итог урока)


Задачи

Формировать у обучающихся умение самооценки УД (учебной деятельности)

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Самоконтроль, самооценка

Деятельность уча­щихся

Участвует в беседе по анализу урока, подведении итогов

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Ученики высказывают свои суждения, анализируют работу класса, делятся личными впечатлениями и оценивают урок

Самооценка результатов своей деятельности

  • Дополняет ответы одноклассников, контролирует и формулирует собственные мысли и высказывает свое мнение по итогам урока

Деятельность преподавателя

Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока. Мы ответили на них? 
Помогает учащимся формулировать выводы по уроку:

Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).


Строение и функции тканей растений взаимосвязаны.


Организует рефлексию учебной деятельности:


- Оцените свою деятельность на уроке:

Продолжите предложения: (на доске)

На сегодняшнем уроке

  • я узнал…

  • я разобрался…

  • Мне было интересно…

  • Я понял, что…

  • Мне было трудно…

У меня получилось…


Выставление оценок всем учащимся, учитывая индивидуальную работу, фронтальную работу во время беседы, оценки по тесту.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке


Формируемые УУД

Умение самооценки учебных достижений

Умение формировать самооценку собственной деятельности, самоанализа

Умение оценивать полученные знания на уроке, их необходимость в повседневной жизни

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания

Понимать на слух ответы обучающихся

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Уметь использовать речь для регуляции своего действия

Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу вопроса

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Подведение итогов, домашнее задание

Информации о домашнем задании:

П. 23; тетрадь-тренажер: с.60, № 4; с. 61, №1; с.62 №2 (на доске и в дневники).


 

 

 

 

Ключ

1)

2)

3)

4)

5)

2,3

1.Б

2.А

3.В

1.Б

2.В

3.А

1

1