Предмет, класс, УМК | Биология, 5 класс, УМК «Сфера» Л.Н.Сухоруковой |
Тема урока, № урока по теме | Основные и образовательные ткани растений №3 (29) |
Цель урока | сформировать первоначальные знания об основных и образовательных тканях растений. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Личностные и метапредметные: умение самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемного вопроса урока) умение вступать в диалог умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). |
Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование | Учебник: §23 с. 62-63, ЭП (23), т/т: с.53 №9 – 14, с. 60 №4, с. 61 №1, с. 62 №2. Практикум: лабораторная работа «Основные и образовательные ткани растений» - виртуальная лаборатория (ЭП), набор для опыта (проба на крахмал) Компьютер, мультимедийный проектор |
Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности |
Задачи | Мотивировать учащихся на изучение темы |
Длительность этапа | 1-2 мин |
Методы и приемы работы | Организация начала урока, создание благоприятных условий для активной работы, мотивация на изучение новой темы |
Деятельность учащихся | Готовятся к уроку, позитивно настраиваются на учебную работу. Определяют и формулируют тему урока, цели и задачи. Записывают в рабочий лист тему урока. |
Деятельность преподавателя | Приветствует обучающихся Проверяет готовность обучающихся к уроку Дает позитивную установку на урок Создает эмоциональный настрой на успех -Доброе утро, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. -Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на уроке, необходимо настроиться на работу. -Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к уроку. Давайте его хором прочтем. «Не стыдно не знать, Стыдно не учиться» (на доске) -Сегодня мы продолжим знакомство с тканями растений. Какие ткани растений вы уже знаете? (ответы учащихся) Создает проблемную ситуацию, помогает определить учащимся тему урока, цели и задачи его. -Я предлагаю вам угадать тему нашего урока. На доске слова, которые написаны неправильно, расшифруйте их. Внаяосно и бразовательнаяо тника (на доске) - Так какие, ткани растений мы сегодня будем изучать? (ответы учащихся) -Значит, какова тема урока? Основные и образовательные ткани растений (Запись на доске и в рабочий лист) -А что мы должны узнать об основной и образовательной ткани? (дети перечисляют). - Молодцы, а теперь давайте сформулируем цель урока. Узнать о строении и функциях основных и образовательной тканей растений. - А теперь сформулируйте задачи урока (ответы учащихся) 1. узнать о строении образовательной и основных тканей растений 2. усвоить какие функции они выполняют 3. определить расположение тканей в растении. |
Формируемые УУД | умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока, определять цель и задачи учебной деятельности |
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
Задачи | Актуализировать знания учащихся для изучения нового материала, необходимого для «открытия нового знания» Научить выявлять затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
Длительность этапа | 4-5 мин |
Методы и приемы работы | Создание проблемной ситуации, диалог |
Деятельность учащихся | Ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем». Слушают вопросы учителя Отвечает на вопросы учителя Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме Контролирует правильность ответов обучающихся |
Деятельность преподавателя | Обеспечивает мотивацию к изучению нового материала, мотивирует к активной учебной деятельности Актуализирует имеющиеся знания учащихся по теме прошлого урока А теперь вспоминаем то, что знаем о тканях. - что такое ткань? - какие ткани вы уже знаете? - каковы особенности строения проводящих тканей? - какую функцию выполняют проводящие ткани? - где в растении расположены проводящие ткани? - каковы особенности строения механических тканей? - какую функцию выполняют механические ткани? - где в растении расположены механические ткани? Учитель задает вопросы по теме прошлого урока, корректирует ответы. |
Формируемые УУД | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания Уметь слушать в соответствии с целевой установкой Принимать и сохранять учебную цель и задачу Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу вопроса. умение корректировать собственные знаний и взаимоконтроль |
Этап 3. Постановка учебной задачи |
Задачи | Формировать умение решения учебной задачи |
Длительность этапа | 4-5 минут |
Методы и приемы работы | Побуждающий диалог, самостоятельная работа с текстом учебника, фиксирование результатов в таблицу в рабочем листе |
Деятельность учащихся | Предварительное обсуждение в парах. Работа с учебником по поиску ответов на проблемный вопрос |
Деятельность преподавателя | Задает подводящие вопросы, организует диалог -Какие ткани относят к основным? С. 62 учебника прочитайте и составьте схему, обсудите в паре, запишите в рабочий лист. |
Формируемые УУД | умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему) |
Этап 4. Открытие нового знания и Этап 5. Первичное закрепление |
Задачи | Формировать умение представлять результаты изучения нового материала в устной и письменной форме |
Длительность этапа | 7-8 мин |
Методы и приемы работы | Самостоятельная работа с текстом учебника |
Деятельность учащихся | Заполнение в рабочем листе таблицы парами, комментирование своего выбора |
Деятельность преподавателя ЭП – строение фотосинтезирующей ткани. ЭП «Характеристика фотосинтезирующей ткани». ЭП - Характерные черты запасающей ткани. Практикум «Изучение запасного вещества клубня картофеля» в ЭП. ЭП «Расположение и строение образовательных тканей и их клеток», «Характеристика образовательной ткани», таблица | Организует диалог, осуществляет проверку правильности выполнения работы, корректирует знания учащихся - Какое строение имеет фотосинтезирующая ткань? -Пользуясь учебником, стр.62, подпишите на рисунке в рабочем листе основные элементы фотосинтезирующей ткани. Проверим! - Какие функции выполняет фотосинтезирующая ткань? Пользуясь учебником с. 62 заполните таблицу в рабочем листе. -Проверьте в паре, - Каковы особенности строения запасающей ткани? Пользуясь учебником с.62 заполните таблицу в рабочем листе, проверьте в паре. - Какую функцию выполняет запасающая ткань? Где расположена в растении? Пользуясь учебником с.62 заполните таблицу в рабочем листе, проверьте в паре. Проверим все вместе! Проведение опыта с клубнем картофеля. Переходим к следующему пункту нашего плана - это знакомство с образовательной тканью. -Ребята, а как вы думаете, какую роль играет образовательная ткань растений? (ответы учащихся) -Правильно! С помощью нее происходит образование новых клеток. Запишите в рабочие листы. - А какие особенности строения позволяют выполнять эту функцию? Пользуясь учебником с.63 заполните таблицу в рабочем листе, проверьте в паре. - Где расположена образовательная ткань в растении? Пользуясь учебником с.63 заполните таблицу в рабочем листе, проверьте в паре. Проверим все вместе! |
Формируемые УУД | Умение работать с текстом, выделять главное, осмысливать прочитанное, формулировать выводы по существу вопроса Умение синтезировать полученную в виде текста информацию Умение выделять главное и существенное и представлять текстовую информацию в виде таблицы Делать выводы из полученной текстовой информации Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания Понимать на слух ответы обучающихся Уметь формулировать собственное мнение и позицию Уметь использовать речь для регуляции своего действия Согласовывать усилия по решению учебной задачи Умение договариваться и приходить к общему мнению Уметь слушать в соответствии с целевой установкой умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, Проверять и корректировать свою деятельность. Принимать и сохранять учебную цель и задачу Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу вопроса |
Физкультминутка (видеофрагмент) | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка Или (видеофрагмент). |
Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Самоанализ и самоконтроль |
Задачи | Формировать умение представлять результаты изучения нового материала в устной и письменной форме Научить учащихся делать самоанализ и проводить самоконтроль Формировать умение проводить самоконтроль и контроль в парах, корректировать свою деятельность |
Длительность этапа | 7-8 мин |
Методы и приемы работы | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, выполнение тестовых заданий, самоконтроль, самооценка в парах и индивидуально |
Деятельность учащихся | Выполняют тестовые задания, проверяют в парах, и по эталону, корректируют знания |
Деятельность преподавателя Ключ ответов на доске. ЭП - тренажер | Предлагает выполнить тестовые задания -Выполните тестовые задания в рабочем листе. Ответы занесите в таблицу. Вы выполнили тест? Проверьте в парах, и все вместе. Проверьте правильность выполнения, проставьте количество баллов в таблицу. Поставьте оценку, исходя из следующих параметров: «5» – 7 баллов «4» – 5-6 баллов «3» – 3-4 балла «2» – менее 3 баллов (на доске) |
Формируемые УУД | Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Проверять и корректировать свою деятельность. Умение формировать самооценку собственной деятельности, самоанализа |
Этап 7. Рефлексия деятельности (итог урока) |
Задачи | Формировать у обучающихся умение самооценки УД (учебной деятельности) |
Длительность этапа | 7-8 мин |
Методы и приемы работы | Самоконтроль, самооценка |
Деятельность учащихся | Участвует в беседе по анализу урока, подведении итогов Формулируют конечный результат своей работы на уроке Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Ученики высказывают свои суждения, анализируют работу класса, делятся личными впечатлениями и оценивают урок Самооценка результатов своей деятельности |
Деятельность преподавателя | Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока. Мы ответили на них? Помогает учащимся формулировать выводы по уроку: – Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока). Строение и функции тканей растений взаимосвязаны. Организует рефлексию учебной деятельности: - Оцените свою деятельность на уроке: Продолжите предложения: (на доске) На сегодняшнем уроке я узнал… я разобрался… Мне было интересно… Я понял, что… Мне было трудно… У меня получилось… Выставление оценок всем учащимся, учитывая индивидуальную работу, фронтальную работу во время беседы, оценки по тесту. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке |
Формируемые УУД | Умение самооценки учебных достижений Умение формировать самооценку собственной деятельности, самоанализа Умение оценивать полученные знания на уроке, их необходимость в повседневной жизни Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания Понимать на слух ответы обучающихся Уметь формулировать собственное мнение и позицию Уметь использовать речь для регуляции своего действия Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу вопроса Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
Подведение итогов, домашнее задание | Информации о домашнем задании: П. 23; тетрадь-тренажер: с.60, № 4; с. 61, №1; с.62 №2 (на доске и в дневники). |