воспитание человека-гражданина.
Основные этапы организации учебной деятельности (в зависимости от типа урока) | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Организацион ный момент | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Вы начать урок готовы? – учитель Мы начать урок готовы. – дети. Будем думать, размышлять, И друг другу помогать. | | | |
Мотивация учебной деятельности учащихся. | Звучит увертюра к фильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать? Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело. Выполняя задания в ходе расследования, вы будете себя контролировать. На полях блокнота напротив выполненного задания ставьте знаки: + (понятно), - (не понятно), ? (есть вопросы). Что такое архив? Учебник будет архивом, документом. | | Умение вести диалог. | Организуют свою работу на уроке. |
Постановка цели урока. | В наше детективное агентство обратился пятиклассник Жора, который страстно любит сидеть в разных социальных сетях и общаться со своими друзьями. Сегодня он написал сообщение своему лучшему другу, который живёт в другом городе. Но Жора затруднился в написании некоторых слов и просит помочь ему найти нужное правило. Вот это сообщение. Проснувшись утром, я почистил зубы щ_ткой. Причесал ч_лку, надел ч_рную куртку с ж_лтым капюш_ном и отправился гулять. Забежал в магазин «Пч_лка», купил ш_колад. Так как я большой обж_ра, не удержался и съел гору, немедленно почувствовав изж_гу. Что общего во всех словах с пропущенными буквами? В какой морфеме находятся эти шипящие буквы? Как вам кажется, какие буквы можно написать на месте пропуска? Как назовём дело, которое будем расследовать? Запишите. Теперь вы, наверное, легко определите и цель расследования. | Формулируют тему и цель урока. | Умение вести диалог. | Определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. |
Актуализация опорных знаний. | «Собираем улики». Для начала расследования нужно собрать улики: то, что нам поможет найти правило. Какие буквы называются шипящими? Почему? Что такое корень? Как найти корень слова? Проконтролируйте себя. | Вспоминают изученный ранее материал, необходимый для усвоения новой темы. | Отвечают на вопросы, дополняют друг друга. | Корректируют ответы одноклассников. |
Открытие новых знаний Зрительная гимнастика | Создание проблемной ситуации бочка чёлка мёд шёлк лодка щётка тёплый жёлтый жёлтый крыжовник чёрный шорох шёпот шов щёлка капюшон Подберите к словам 1 столбика однокоренные слова. Запишите эти слова рядом, выделите корень. Что заметили? Попробуйте сделать то же самое со словами второго столбика. Что получилось? Сформулируйте правило самостоятельно. Проверим нашу версию. Стр. 12. в архиве. Чем отличаются слова во 2 и 3 группе? крыжовник жонглёр шорох шоссе шов шофёр капюшон шоколад Какая буква пишется? Надо запомнить, что в ряде заимствованных слов в корне после шипящих без ударения пишется о. Проконтролируйте выполнение задания «Следственный эксперимент» Как называется следственное действие, в ходе которого проводится одновременный допрос двух лиц? В очной ставке участвуют следующие слова... Смотрите на предмет и огадывайте букву. Почему слова пишутся по-разному? Составьте предложение, в котором слово ожог - существительное, ожёг — глагол. (по вариантам) Проконтролируйте выполнение этого задания. | Формулируют проблему. Поиск и выделение необходимой информации. Подбирают однокоренные слова, записывают. Узнают новое правило. Сравнивают с учебником. Подводят итоги. Узнают правило написания корня -жог-. Составляют предложения. | Умение слушать учителя. Отвечать на вопросы при изучении новой темы. Рефлексия своих действий. | Сравнивают группы слов. Находят признак, по которому классифицированы слова. Устанавливают причинно-следственные связи. Постороение логического доказательства. |
Закрепление новых знаний а)Приём «Жокей и лошадь» | Экспертиза? Версия верна, мы нашли верное правило. Должны проверить его в действии.У каждого из вас есть карточка. На одной из них записано лексическое значение слова, а на другой само слово. Вам нужно найти пару, обсудить, какую букву вставить, записать на доске и обяснить. Шёлк — мягкая такнь из нитей, добываемых из коконов тутового шелкопряда. Шорник — ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников, которые надеваются на лошадь для ограничения её поля зрения. Шорты — разновидность укороченной одежды для ног. Чёлн — небольшая лодка, выдолбленная из ствола дерева. Чёрствый - утративший мягкость, свежесть, высохший. Жёсткий - твёрдый, плохо поддающийся деформации или разделению. Чопорный - чрезмерно строгий, щепетильный или надменный в поведении. Жёлоб — протяжённое углубление в чём-либо или приспособление подобной формы, служащее для стока жидкости, ссыпания чего-либо. - Проконтролируйте себя. | Знакомятся с лексическим значением новых слов, применяют правило при выборе написания. | Умение работать в паре. | Самокорекция и самооценка на протяжении всего урока. |
б) Работа с учебником. | А сейчас поработаем с архивом. Упр. 416. Прочитайте слова. Есть слова, которые отличаются от изученных. Какие? Почему? Какую букву нужно писать? Найдите ответ на этот вопрос на стр. 12. Запишите слова, применяя правило. Какой вывод нужно сделать? Проконтролируйте себя. | Дополняют новое правило. | | Находят новую информацию в учебнике. |
Контроль Буквенный диктант | - Вернёмся к сообщению и поможем Жоре написать пропущенные буквы. Кстати, как пишется имя Жора? | | | Самоконтроль. Самооценивание. |
Рефлексия. | - Общаетесь ли вы в социальных сетях? Получали ли вы сообщения с ошибками? Как вы считаете, нужно ли писать грамотно, общаясь в социальных сетях? | | Приводят примеры из своей жизни. | |
Итог | - Вспомните цель расследования. | Подводят итоги изучения правила. | | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Домашнее задание. | - Если в вашем блокноте большинство плюсов, возьмите задание на синей карточке, если больше минусов и вопросов — на зелёной. Повышенный уровень: Напишите сообщение своему другу, используя слова на изученную орфограмму. Базовый уровень: Изучите теоретический материал на странице 12 и выполните упражнение 414 | Выбирают уровень задания. | | |