- формировать умение правильно расставлять слова в предложении.
- развивать умения задавать вопросы к словам.
- умение правильно оформлять предложения.
- воспитание аккуратности в работе, трудолюбия, чувство любви к русскому языку.
1. Познавательные УУД: формировать умения правильно расставлять слова в предложении.
2. Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;
3. Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
4. Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
4.Проблемно-диалогическая технология.
Этапы урока | Содержание учебного материала (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Формирование УУД, |
Ι. Самоопределение к деятельности. | На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. Улыбнитесь, подарите друг другу лучик солнца. Повернитесь к нашим гостям – улыбнитесь, подарите им лучик солнца.(Слайд № ) - Сегодня у нас необычный урок. Произошло чудо. К нам в класс залетела тучка. На улице холодно, а в классе тепло и вот снежинки из нашей тучки превратились в капельки. А мы хотим, чтобы в классе шел дождь?(нет) - А что мы можем сделать для этого?(Собрать капельки) - А давайте соберем капельки дождя. - Ребята, при выполнении каждого задания мы будем снимать капельку. (Слайд №) 1.Прочитайте стихотворение. В школу мы пришли учиться, В жизни это пригодится! Тот, кто хочет много знать, Должен сам все постигать! − Как вы понимаете эти слова (о том, что учение пригодится в жизни)? − Выделите главные слова в последней строке. (Слова «сам все постигать».) - Объясните свой выбор. - Что значит «учиться»? (Сам пойму чего я не знаю, найду сам новый способ.) - Какие умения нужно формировать ученику, чтобы быть успешным в учёбе? (Трудолюбие, активность, терпение, взаимовыручка, честность, доброжелательность.) - А ещё для успешной работы необходимо хорошее настроение! - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. –Сегодня мы с вами будем работать по маршрутному листу. Возьмите маршрутный лист. В левой стороне будете всё записывать, а в правой оценивать себя за каждое задание. – Что надо записать? (Дату.) (Слайд №) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? Классная работа. | Подготовка класса к уроку. Отвечают на вопросы учителя. Дети получают эмоциональный настрой. Высказывание детей. Запись числа. | Регулятивные: Принятие учебной задачи. Самостоятельная организация рабочего места. Коммуникативные: Эмоциональный настрой. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
| 1. Словарная работа. - Что это за слова? (слова с непроверяемыми безударными гласными.) -Как называются эти слова? (словарные) - Почему? (проверяем по словарю) - Что вы должны сделать? Фамилия ______________________ | в_р_бей | вес ло | в_р_бьи | р_бина | п_года | р_бин_вый | в р на | к_р_ндаш | м_роз | к_р_ндаши | Критерии оценивания «5»- нет ошибок «4»- 1-2 ошибки «3»-более 2 ошибок Слайд № Поменяйтесь с соседом карточками, оцените работу и снимите капельку. 2.Чистописание. - Какой источник поможет нам формировать навык правильного письма? Тетрадь – на бочок! Спинка - прямая! Ножки - рядом! Ручка - на себя! Слайд № -Какие строки помогут нам формировать умение продолжить закономерность? (1) и (2) -Какую закономерность вы видите? Объясните. ( соединение заглавной и строчной буквы «эл», потом соединение заглавной и двух строчных, соединение заглавной и трех строчных и т.д.) - Вторая строчка. Что, вы , видите? ( 2 наклонные прямые с закруглением влево и 2 наклонные прямые с закруглением вправо) - Прочитайте. Следующую строчку. Что это такое? (предложение). -Почему решили, что это предложение? Докажите. - Назовите признаки предложения. Слайд№ (Предложение состоит из слов. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Предложение выражает законченную мысль. В конце предложения ставится точка. В предложении от слова к слову можно задать вопрос.) Слайд№  -Возьмите карточку -помощницу, она жёлтого цвета, задайте вопросы. (кто?) Лена, Лена (что делала?) искала, искала (что?) булавку, искала (где?) под лавкой) - Запишите предложение. -Оцените свою работу и поставьте в оценочный лист. Снимите капельку. – Перечислите, что вы узнали о предложении и чему научились. – Это поможет нам в работе. Сверьте с написанным на слайде (доске) 1. Составлять предложения. 2. Задавать вопросы к словам-названиям предметов, действий, признаков. 3. Определять, как связаны слова в предложении. 4. Находить главные слова в предложении. 5. Находить грамматическую основу. 6. Показывать стрелкой, как связаны слова в предложении. 7. Составлять схемы, подбирать предложения к схемам. | Дети отвечают на вопросы, вспоминают правило написания словарных слов. Дети работают по карточкам. Самооценка Дети вспоминают правила чистописания. Дети объясняют Самооценка. | Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: Самооценка.
Регулятивные: Развитие скорописи письма, работа по образцу. |
III.Постановка учебной задачи
| Слайд № 1. Работа в парах. - Ребята, что у меня на слайде и у вас на партах? (Слова) жила, Вовы, ручная, у, ворона. - Можно ли эти слова назвать предложением? (Нет) - Можно ли из слов - облачков составить предложение? - Вам поможет карточка- помощница- жёлтого цвета. Слайд № У Вовы жила ручная ворона. Ручная ворона жила у Вовы. Ворона ручная у Вовы жила. (2-3 чел.) _ Что вы делали для того, чтобы составить предложение? (Поставили слова в нужном по смыслу порядке) - Всегда ли был одинаковый порядок слов? (Нет, возможны все варианты) Вывод: как могут располагаться слова в предложении? (Слова в предложении располагаются свободно, они могут меняться местами.) - Что мы составляли? (Мы составляли предложения из слов, т.е. конструировали.) - А что такое конструктор и кто такие конструкторы? Чем они занимаются? (Конструктор – детская игра. Ящик с деталями, из которых дети строят различные предметы. Конструктор – специалист, конструирующий что-либо, создающий конструкцию сооружения, механизма.) -Оцените свою работу. Поставьте оценку. Снимите капельку. - Кто из вас догадался, какая тема сегодняшнего урока? С помощью ключевых слов назовите тему урока. Ключевые слова: предложение конструирование вопросы слова опора (Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.) (Слайд №) - Сегодня на уроке будем составлять предложения, т.е конструировать предложения. Слайд № Тема урока так и называется «Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы» - Мы будем сегодня конструкторами речи. Слайд № - Какова цель урока: научиться конструировать предложения из слов на основе вопросов. - Давайте составим план нашего урока. План урока: 1.Составлять из слов предложения. 2.Умение задавать вопросы к словам. Работать с алгоритмом. 3. Умение правильно оформлять предложение на письме. -Что мы с вами сейчас делали? (Формулировали тему урока, ставили перед собой цель, планировали свою деятельность.) - Итак какой следующий этап урока? | Самооценка. Высказывают своё мнение. Формулируют тему урока, ставят цели. Планируют свою деятельность. | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | Упражнение 1 (Работа в парах) - В каком порядке надо задавать вопросы от слова к слову в предложении? На что будем опираться? (на алгоритм) - Как вы думаете какое задание? (Составить алгоритм из карточек) Слайд № (алгоритм) 1. кто? что? 2. что делает? что делал? 3. какой? какие? 4. другие вопросы. 5. Составляем предложение, расставляя слова по смыслу.) Самопроверка. Оцените свою работу и поставьте в оценочный лист. Снимите капельку. ФИЗКУЛЬТМИУТКА (слайд №) Мы конструкторы сегодня Будем складывать слова. Шаг налево, шаг направо, Руки выше, голова. А сейчас потянемся. Нам работать нравится. Тихо сядем мы опять. Будем думать и писать, Предложенья составлять. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Составляют план достижения цели и определяют средства.(алгоритм) Делают упражнения с проговариванием алгоритма вслух. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
V. Первичное закрепление | Упражнение2 ( Слайд №) 1. Составление из слов предложений. Составление из предложений текста Слайд № - Посмотрите на слайд. Какое время года здесь изображено? (Весна) - Как приятно зимой вспомнить про весну. - Что мы видим ? (Капель) - Что такое капель? (Капель- тающий снег, который падает с крыш домов, с деревьев.) - Как можно назвать? (Весенняя капель)  - Посмотрите на следующий слайд. - Сформулируйте задание. (Составить предложения из слов) - Сколько должно получиться предложений?(3) На парте лежат слова. Вы их должны разложить их по цвету и составить предложения. Кто первый составит поднимет руку. - У кого какие получились предложения. -О чем пойдет речь в первом предложении?( О капели.) -Что о ней говорится? (Капель что делает? звенит.) -Какая она?( Весенняя ) - Какое получилось предложение? (Звенит весенняя капель.) СЛАЙД -Составьте следующее предложение. Большие сугробы чернеют и оседают. СЛАЙД - Третье предложение? Пришла ранняя весна. СЛАЙД -Можно ли из этих предложений составить текст? - Что мы знаем о тексте?(Предложения в тексте связаны по смыслу) - Поставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. СЛАЙД -Придумайте название, заголовок. («Начало весны». «Весна пришла».) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией. Умение составлять предложения, текст) СЛАЙД Покажите стрелочкой от какого слова к какому слову ставится вопрос. - Оцените свою работу. За выполнение работы собираем капельки. | Дети работают выполняют данное учителем задание. Дети делают выводы, высказывают свое мнение, формулируют правила обсуждают, Учитель вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью. Проверка правильности выполнения задания по эталону. Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. Составлять из предложений текст. Самооценка. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой. | Упражнение 3 (Приложение. Слайд №) - Как вы думаете, какое задание? Оценка «5»- выписать только грамматическую основу из этих предложения. Оценка «4»- выписать слова обозначающие предметы слова и признаки слова. Оценка «3»- списать третье предложение. - Оцените свою работу. За безошибочное выполнение задания, собираем капельки | Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Высказывают свое мнение. Самооценка | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
VII. Рефлексия деятельности. | 1.Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. - Назовите тему нашего урока. - Какую цель мы ставили перед собой? - Достигли поставленной цели? - Оцените свою работу на уроке. - Поднимите руку у кого отметка 5. - У кого 4. -Посмотрите на слайд на какой ступеньки вы сейчас стоите.  - Даже если у вас сегодня не все получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности. - Все ли мы собрали капельки? - Найдите у себя на парте солнышко и плачущую тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению. - Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышко. 2. Домашнее задание: ст.74-75 упр.98 или упр.100 по выбору | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Анализируют свою работу на уроке Отвечают на итоговые вопросы урока. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание по выбору | Регулятивные: Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности, выделение того, что усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: Построение речевого высказывания. |