СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить конструировать предложения из слов на основе вопросов

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Дидактическое обоснование урока:

Предмет: русский язык,

Класс: 2

Учебно- методическое обеспечение: УМК « Школа 2100», курс «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тема урока: «Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы».

Цель урока:

Научить конструировать предложения из слов на основе вопросов

Задачи:

- формировать умение правильно расставлять слова в предложении.

- развивать умения задавать вопросы к словам.

- умение правильно оформлять предложения.

- воспитание аккуратности в работе, трудолюбия, чувство любви к русскому языку.

Формируемые УУД:

1. Познавательные УУД: формировать умения правильно расставлять слова в предложении.

2. Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;

3. Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

4. Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Планируемые результаты урока: развивать умение правильно расставлять слова в предложении.

Методы, применяемые на уроке:

1.Словесные ( беседа, объяснение, выступления учащихся)

2.Наглядный (презентация учителя, наблюдения учащихся)

3.Частично-поисковый

4.Проблемно-диалогическая технология.

Формы работы: фронтальная, работа в парах

Оборудование и обеспечение

  • компьютер, мультимедийный проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран;

  • учебник «Русский язык» авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, рабочая тетрадь, карточки, листы самооценки; маршрутный лист.


Интернет ресурсы: http://www.school2100.ru




Этапы урока

Содержание учебного материала

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Формирование УУД,


Ι. Самоопределение к деятельности.


На части не делится солнце лучистое 
И вечную землю нельзя разделить, 
Но искорку счастья луча золотистого 
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. 

Улыбнитесь, подарите друг другу лучик солнца.

Повернитесь к нашим гостям – улыбнитесь, подарите им лучик солнца.(Слайд № )

- Сегодня у нас необычный урок. Произошло чудо. К нам в класс залетела тучка. На улице холодно, а в классе тепло и вот снежинки из нашей тучки превратились в капельки. А мы хотим, чтобы в классе шел дождь?(нет)

- А что мы можем сделать для этого?(Собрать капельки)

- А давайте соберем капельки дождя.

- Ребята, при выполнении каждого задания мы будем снимать капельку.

(Слайд №)

1.Прочитайте стихотворение.

В школу мы пришли учиться,

В жизни это пригодится!

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать!

− Как вы понимаете эти слова (о том, что учение пригодится в жизни)?

− Выделите главные слова в последней строке. (Слова «сам все постигать».)

-  Объясните свой выбор. 

- Что значит «учиться»? (Сам пойму чего я не знаю, найду сам новый способ.)

- Какие умения нужно формировать ученику, чтобы быть успешным в учёбе? (Трудолюбие, активность, терпение, взаимовыручка,  честность, доброжелательность.)

- А ещё для успешной работы необходимо хорошее настроение!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

–Сегодня мы с вами будем работать по маршрутному листу. Возьмите маршрутный лист. В левой стороне будете всё записывать, а в правой оценивать себя за каждое задание.

– Что надо записать? (Дату.) (Слайд №)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

Классная работа.

Подготовка класса к уроку.





Отвечают на вопросы учителя.

Дети получают эмоциональный настрой.











Высказывание детей.

























Запись числа.


Регулятивные:

Принятие учебной задачи. Самостоятельная организация рабочего места.

Коммуникативные:

Эмоциональный настрой.


II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.






1. Словарная работа.

- Что это за слова? (слова с непроверяемыми безударными гласными.)

-Как называются эти слова? (словарные)

- Почему? (проверяем по словарю)

- Что вы должны сделать?

Фамилия ______________________

в_р_бей

вес ло

в_р_бьи

р_бина

п_года

р_бин_вый

в р на

к_р_ндаш

м_роз

к_р_ндаши

Критерии оценивания

«5»- нет ошибок

«4»- 1-2 ошибки

«3»-более 2 ошибок

Слайд №

Поменяйтесь с соседом карточками, оцените работу и снимите капельку.

2.Чистописание.

- Какой источник поможет нам формировать навык правильного письма?

Тетрадь – на бочок!

Спинка - прямая!

Ножки - рядом!

Ручка - на себя!

Слайд №

-Какие строки помогут нам формировать умение продолжить закономерность? (1) и (2)

-Какую закономерность вы видите? Объясните.

( соединение заглавной и строчной буквы «эл», потом соединение заглавной и двух строчных, соединение заглавной и трех строчных и т.д.)

- Вторая строчка. Что, вы , видите? ( 2 наклонные прямые с закруглением влево и 2 наклонные прямые с закруглением вправо)

- Прочитайте. Следующую строчку. Что это такое? (предложение).

-Почему решили, что это предложение? Докажите.

- Назовите признаки предложения.

Слайд№ (Предложение состоит из слов. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Предложение выражает законченную мысль. В конце предложения ставится точка. В предложении от слова к слову можно задать вопрос.) Слайд№

-Возьмите карточку -помощницу, она жёлтого цвета, задайте вопросы.

(кто?) Лена,

Лена (что делала?) искала,

искала (что?) булавку,

искала (где?) под лавкой)

- Запишите предложение.

-Оцените свою работу и поставьте в оценочный лист. Снимите капельку.

– Перечислите, что вы узнали о предложении и чему научились.

– Это поможет нам в работе. Сверьте с написанным на слайде (доске)

1. Составлять предложения.

2. Задавать вопросы к словам-названиям предметов, действий, признаков.

3. Определять, как связаны слова в предложении.

4. Находить главные слова в предложении.

5. Находить грамматическую основу.

6. Показывать стрелкой, как связаны слова в предложении.

7. Составлять схемы, подбирать предложения к схемам.


Дети отвечают на вопросы, вспоминают правило написания словарных слов.




Дети работают по карточкам.





Самооценка












Дети вспоминают правила чистописания.








Дети объясняют





























Самооценка.



Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные:

Самооценка.











Регулятивные:

Развитие скорописи письма, работа по образцу.


III.Постановка учебной задачи



Слайд

1. Работа в парах.

- Ребята, что у меня на слайде и у вас на партах? (Слова)
жила, Вовы, ручная, у, ворона.

- Можно ли эти слова назвать предложением? (Нет)

- Можно ли из слов - облачков составить предложение? - Вам поможет карточка- помощница- жёлтого цвета.

Слайд №

У Вовы жила ручная ворона.

Ручная ворона жила у Вовы.

Ворона ручная у Вовы жила.

(2-3 чел.)

_ Что вы делали для того, чтобы составить предложение? (Поставили слова в нужном по смыслу порядке)

- Всегда ли был одинаковый порядок слов? (Нет, возможны все варианты)

Вывод: как могут располагаться слова в предложении? (Слова в предложении располагаются свободно, они могут меняться местами.)

- Что мы составляли? (Мы составляли предложения из слов, т.е. конструировали.)

- А что такое конструктор и кто такие конструкторы? Чем они занимаются?

(Конструктор – детская игра. Ящик с деталями, из которых дети строят различные предметы.

Конструктор – специалист, конструирующий что-либо, создающий конструкцию сооружения, механизма.)

-Оцените свою работу. Поставьте оценку. Снимите капельку.

- Кто из вас догадался, какая тема сегодняшнего урока? С помощью ключевых слов назовите тему урока.

Ключевые слова: предложение

конструирование

вопросы

слова

опора

(Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.) (Слайд №)

- Сегодня на уроке будем составлять предложения, т.е конструировать предложения.

Слайд №

Тема урока так и называется «Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы»

- Мы будем сегодня конструкторами речи.

Слайд №

- Какова цель урока: научиться конструировать предложения из слов на основе вопросов.

- Давайте составим план нашего урока.

План урока:

1.Составлять из слов предложения.

2.Умение задавать вопросы к словам. Работать с алгоритмом.

3. Умение правильно оформлять предложение на письме.

-Что мы с вами сейчас делали? (Формулировали тему урока, ставили перед собой цель, планировали свою деятельность.)

- Итак какой следующий этап урока?































Самооценка.



Высказывают своё мнение.



Формулируют тему урока, ставят цели. Планируют свою деятельность.


Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения

IV. Построение проекта выхода из затруднения.




Упражнение 1 (Работа в парах)

- В каком порядке надо задавать вопросы от слова к слову в предложении? На что будем опираться? (на алгоритм)

- Как вы думаете какое задание? (Составить алгоритм из карточек)

Слайд №

(алгоритм)

1. кто? что?

2. что делает? что делал?

3. какой? какие?

4. другие вопросы.

5. Составляем предложение, расставляя слова по смыслу.)

Самопроверка. Оцените свою работу и поставьте в оценочный лист. Снимите капельку.


ФИЗКУЛЬТМИУТКА

(слайд №)

Мы конструкторы сегодня

Будем складывать слова.

Шаг налево, шаг направо,

Руки выше, голова.

А сейчас потянемся.

Нам работать нравится.

Тихо сядем мы опять.

Будем думать и писать,

Предложенья составлять.



Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.


Составляют план достижения цели и определяют средства.(алгоритм)


Делают упражнения с проговариванием алгоритма вслух.





Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


V. Первичное закрепление


Упражнение2 ( Слайд №)

1. Составление из слов предложений. Составление из предложений текста

Слайд №

- Посмотрите на слайд. Какое время года здесь изображено? (Весна)

- Как приятно зимой вспомнить про весну.

- Что мы видим ? (Капель)

- Что такое капель? (Капель- тающий снег, который падает с крыш домов, с деревьев.)

- Как можно назвать? (Весенняя капель)


- Посмотрите на следующий слайд.

- Сформулируйте задание. (Составить предложения из слов)

- Сколько должно получиться предложений?(3)

На парте лежат слова. Вы их должны разложить их по цвету и составить предложения. Кто первый составит поднимет руку.

- У кого какие получились предложения.

-О чем пойдет речь в первом предложении?( О капели.)

-Что о ней говорится? (Капель что делает? звенит.)

-Какая она?( Весенняя )

- Какое получилось предложение? (Звенит весенняя капель.)

СЛАЙД

-Составьте следующее предложение.

Большие сугробы чернеют и оседают.

СЛАЙД

- Третье предложение?

Пришла ранняя весна.

СЛАЙД

-Можно ли из этих предложений составить текст? - Что мы знаем о тексте?(Предложения в тексте связаны по смыслу)

- Поставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. СЛАЙД

-Придумайте название, заголовок. («Начало весны». «Весна пришла».)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией. Умение составлять предложения, текст)

СЛАЙД

Покажите стрелочкой от какого слова к какому слову ставится вопрос.

- Оцените свою работу. За выполнение работы собираем капельки.

Дети работают выполняют данное учителем задание. Дети делают выводы, высказывают свое мнение, формулируют правила обсуждают, Учитель вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью. Проверка правильности выполнения задания по эталону.



Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.





Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.





Группировать слова по вопросам.



Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.



Составлять из предложений текст.





Самооценка.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные: общеучебные умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.


Упражнение 3 (Приложение. Слайд №)

- Как вы думаете, какое задание?

Оценка «5»- выписать только грамматическую основу из этих предложения.

Оценка «4»- выписать слова обозначающие предметы слова и признаки слова.

Оценка «3»- списать третье предложение.

- Оцените свою работу. За безошибочное выполнение задания, собираем капельки


Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Высказывают свое мнение.

Самооценка

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение.


VII. Рефлексия деятельности.



1.Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- Назовите тему нашего урока.

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Достигли поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке.

- Поднимите руку у кого отметка 5.

- У кого 4.

-Посмотрите на слайд на какой ступеньки вы сейчас стоите.


- Даже если у вас сегодня не все получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности.

- Все ли мы собрали капельки?

- Найдите у себя на парте солнышко и плачущую тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

- Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышко.

2. Домашнее задание: ст.74-75 упр.98 или упр.100 по выбору


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Анализируют свою работу на уроке


Отвечают на итоговые вопросы урока. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Оценивают свою работу на уроке














Записывают домашнее задание по выбору




Регулятивные:

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности, выделение того, что усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

Построение речевого высказывания.