Предмет | Изобразительное искусство (ИЗО) |
Класс | 1 класс |
Автор УМК | Б.М. Неменский «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России») |
Тема урока | «Изображать можно пятном» |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Цель урока | Создать изображение животного из произвольно сделанного краской и кистью пятна |
Задачи урока | Обучать созданию изображения на основе пятна методом от целого к частностям; использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения иллюстраций. Воспитывать уважительное отношение к культуре и искусству. |
Универсальные учебные действия | Личностные: сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. развивать умения организовывать самостоятельную творческую деятельность и выбирать средства для реализации художественного замысла; развивать самостоятельность и личную ответственность за выполненный творческий продукт; развивать навыки сотрудничества в процессе совместной творческой работы; Предметные: научатся компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ. Метапредметные: Регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: воспринимать и анализировать изображение на основе пятна. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Зрительный ряд | Фотографии животных и примеры пятен, которые можно дофантазировать. |
Музыкальный ряд | Э.Григ «Бабочка» |
Оборудование к уроку | Для учащихся: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, чёрный фломастер. Для учителя: проектор, компьютер, экран; фотографии животных; выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Орг. момент | Приветствую учащихся, эмоционально настраиваю на учебную деятельность. (Готовность класса и оборудования проверила на перемени) Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Усердно будем мы трудиться, Ведь задания нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку | Коммуникативные – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету. |
2.Актуализация знаний и мотивация. | В каждом из вас живёт художник, маленький мастер, который любит что-то изображать, строить или украшать. А на уроках нам всегда помогают наши мастера-волшебники. - Ребята, напомните мне, а как их зовут? С каким Мастером мы познакомились в первой четверти? С каким Мастером продолжаем знакомиться во второй? | Дети отвечают на вопросы (Это Мастера Изображения и Украшения). | Коммуникативные- Формирование умения грамотно строить речевые высказывания |
3.Операционно-исполнительский этап. 3.1. Выход на тему урока. | Мастера учат нас внимательно смотреть, думать, тихо наблюдать вокруг. (демонстрирую изображение животных, которые получились из пятна) - Ребята, а вы хотите узнать, что мы сегодня будем творить на уроке? - Ну тогда отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего урока: Замарашка, озорница Вдруг уселась на страницу Из-за этой баловницы Получил я единицу (клякса) - О чём идет речь? Это конечно - же клякса, но сегодня клякса станет не замарашкой, а главной героиней вашей композиции. – Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы необычным способом. Каким, вы узнаете позже, а поможет нам Мастер… | Дети смотрят на слайд с изображением животных)
-Да.
Ученики отгадывают загадку, используют ассоциации.
Дети отвечают: «Мастер изображения». | Личностные - Умение видеть, т.е. ценить и понимать, что в каждом проявлении окружающего мира природы- красота. Познавательные - развитие способности смыслового восприятия текста. Регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи. |
3.2.Освоение нового материала Целеполагание. Постановка проблемы. | Вступительная беседа. – Вы любите сказки? – Послушайте внимательно одну интересную сказку, написанную автором учебника. (читаю текст на стр.20 учебника) – О чем эта сказка? – Почему клякса считала себя несчастной? – Кто согласился помочь кляксе? – Как вы думаете, в кого превратилась клякса-пятно? (демонстрирую презентацию с изображением животных, а также животных из произведений Е.Чарушина.) - Посмотрите на фотографии животных, на пятна. Давайте попробуем пофантазировать. Во что их можно превратить? Какой вывод мы можем сделать? |
-Да.
Слушают сказку
Дети отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты. -Ее огорчила бумага.
Дети высказывают свои предположения. Ответы детей. - Изображение пятном – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать. | Регулятивные – принимают и сохраняют учебные задачи; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения. Коммуникативные – умеют слушать друг друга, могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. Личностные – осознают свои возможности в учении. |
Физкультминутка | - А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть перед самостоятельной работой. Всем нам надо постараться Физкультурой заниматься. Крылья выше подними, А потом их опусти. Крылья шире разведи, А потом сведи вперед, А потом поскорей Хлопай крыльями веселей! А потом поскорей Топай, топай веселей! Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – вспорхнула и взлетела, На четыре – полетела. | Выполняют упражнения, изображают бабочку. | Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные– проявляют готовность слушать. Личностные – имеют установку на здоровый образ жизни. |
3.2.Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа детей. | (Демонстрирую на сладах пятна) -Ребята, а какое животное можно создать из этого пятна? - И так, ребята, я предлагаю вам приступить к созданию своих животных, которые могут получится из пятна. Ну, а чтобы придать вам больше уверенности в себе для выполнения творческой работы, послушайте стихотворение «О том, что может получиться из кляксы». Вчера принесла в подарок сестра бутылочку чёрных- чёрных чернил. Я стал рисовать, но сразу с пера кляксу огромную уронил. И расплылось на листе пятно, стало по маслу расти оно: слева – хобот, справа – хвост, ноги – как тумбы, высокий рост… Я немедленно к чёрной туше пририсовал огромные уши, и получился, конечно, он – маленький индийский слон. Практическая работа: -Ребята возьмите толстую кисточку и поставьте на вашем альбомном листе произвольное одноцветное пятно на альбомном листе, затем посмотрите, на кого же оно у вас похоже, какой зверь в нём как бы спрятался, и дорисуйте ему уши, лапы, хвост, усы и т.д.
| Дети предлагают свои варианты Слушают стихотворение Дети слушают задание практической работы Учащиеся приступили к созданию своих животных | Регулятивные– осуществляют, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные– используют речевые высказывания в ходе решения учебно-познавательных задач. Личностные – осуществляют смыслообразование. Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения. Познавательные – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. |
Оценочно-рефлексивный этап Подведение итогов урока Самооценка детьми собственной деятельности. | В заключении я хочу поделиться с вами приметами о бабочках из разных стран: На Сицилии бабочка залетела в дом - к счастью. Ее стараются не выпускать как можно дольше. Увидеть три бабочки вместе - к счастью. В наш класс сегодня залетело несколько раз по три бабочки, значит вы подарили друг другу счастье.
А теперь закончите фразу: «Мне понравилось…» «У меня получилось…» «Я знаю…» «Я понимаю…»
Выставка работ учащихся. – Молодцы, все постарались. Получилось много разных зверушек. Вам понравилось рисовать пятном? Уборка рабочего места. | Задают Дети делятся впечатлениями, что получилось, что вызвало затруднение, осуществляют самооценку собственной деятельности. Ответы детей, уточняющие вопросы | Регулятивные– оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные – проявляют познавательный интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. |