СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрено, что такое технологическая карта урока, её преимущества, способы создания, виды технологических карт.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока.»

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК.  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предметное Метапредметное Соотношение содержания на уроке Современный урок Традиционный урок Личностное Личностное Предметное

Предметное

Метапредметное

Соотношение содержания на уроке

Современный урок

Традиционный урок

Личностное

Личностное

Предметное

Метапредметное содержание

Метапредметное содержание

Метапредметные планируемые результаты  включают освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться , и метапредметными понятиями.

Метапредметные планируемые результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться , и метапредметными понятиями.

Цель  →  Результат ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования 2 Развитие личности ребенка УУД, познание и освоение мира Деятельность обучающегося 6

Цель Результат

ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где

развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования

2

Развитие личности ребенка

УУД, познание и освоение мира

Деятельность обучающегося

6

Пути и способы достижения результата Цель  →  Результат 6 Соц. проектирование и конструирование Развитие личности ребенка УУД, познание и освоение мира Содержание и технологии образования Деятельность обучающегося Деятельность обучающего

Пути и способы достижения результата

Цель Результат

6

Соц. проектирование и конструирование

Развитие личности ребенка

УУД, познание и освоение мира

Содержание и технологии образования

Деятельность обучающегося

Деятельность обучающего

Универсальная структура урока 7 1 этап – подведение к теме и цели урока. 2 этап – освоение нового материала (процесс, средства, результат). 3 этап – применение освоенного в практической деятельности (формирование умений использования полученного результата). 4 этап – рефлексия и оценивание планируемых достижений.

Универсальная структура урока

7

1 этап – подведение к теме и цели урока.

2 этап – освоение нового материала (процесс, средства, результат).

3 этап – применение освоенного в практической деятельности (формирование умений использования полученного результата).

4 этап – рефлексия и оценивание планируемых достижений.

 Технологическая карта урока 7 современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся; обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Важно! В ней должен быть описан весь процесс деятельности , указаны этапы, действия как части системы, результаты.

Технологическая карта урока

7

  • современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся;
  • обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Важно!

В ней должен быть описан весь процесс деятельности , указаны этапы, действия как части системы, результаты.

Преимущества  «технологической карты»  Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений ( универсальных учебных действий - УУД ), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Преимущества «технологической карты»

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений ( универсальных учебных действий - УУД ), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Условия  для повышения качества обучения учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются  эффективные методы работы с информацией; организуется  поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Условия для повышения качества обучения

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Возможности технологической карты тщательное планирования каждого этапа деятельности; максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности; введение самооценки учащихся на каждом этапе урока. Самооценивание –  один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Возможности технологической карты

  • тщательное планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;
  • введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание –  один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Методологические позиции она имеет статус документа; в ней записан весь процесс; указаны операции, их составные части; названы материалы; перечислено оборудование; указаны инструменты; обозначены технологические режимы; рассчитано время; определён квалификационный статус исполнителей. Конструируя технологическую карту урока, мы мысленно пройдём все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату.

Методологические позиции

  • она имеет статус документа;
  • в ней записан весь процесс;
  • указаны операции, их составные части;
  • названы материалы;
  • перечислено оборудование;
  • указаны инструменты;
  • обозначены технологические режимы;
  • рассчитано время;
  • определён квалификационный статус исполнителей.

Конструируя технологическую карту урока, мы мысленно пройдём все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату.

Технологическая карта позволит УЧИТЕЛЮ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ Определить универсальные учебные действия Контролировать выполнение программы  Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата Контролировать достижение планируемых результатов Определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков) Осуществлять необходимую методическую помощь Выполнить диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит

УЧИТЕЛЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ

Определить универсальные учебные действия

Контролировать выполнение программы 

Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата

Контролировать достижение планируемых результатов

Определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков)

Осуществлять необходимую методическую помощь

Выполнить диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Структура технологической карты включает: название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы; технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
БЛОКИ Организационно-деятельностный  (структуризация на действия и операции) Целеполагания (что необходимо сделать, воплотить) Инструментальный (какими средствами это достижимо)

БЛОКИ

Организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции)

Целеполагания

(что необходимо сделать, воплотить)

Инструментальный

(какими средствами это достижимо)

Конструирование технологической карты Блок целеполагания Инструментальный блок Тема урока Цель урока Организационно-деятельностный блок Задачи урока Планируемый результат Тип урока План урока (таблица-схема)  Диагностика результатов урока (знания, умения, навыки) УМК Личностно - формирующая направленность урока ( источники, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности учеников:…) Домашнее задание (расширить границы мировоззрения)

Конструирование технологической карты

Блок целеполагания

Инструментальный блок

Тема урока

Цель урока

Организационно-деятельностный блок

Задачи урока

Планируемый результат

Тип урока

План урока (таблица-схема)

Диагностика результатов урока

(знания, умения, навыки)

УМК

Личностно - формирующая направленность урока

( источники, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности учеников:…)

Домашнее задание

(расширить границы мировоззрения)

 Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются: По вертикали этапы урока: Организационный момент. По горизонтали : Задачи каждого этапа. Подготовка к активной познавательной деятельности. Методы. Установка познавательной задачи. Формы. Усвоение новых знаний. Виды деятельности учащихся. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний. Самопроверка знаний. Итог. Домашнее задание.  Единых требований к составлению технологических карт не существует; учитель выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.

Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются:

По вертикали этапы урока:

Организационный момент.

По горизонтали :

Задачи каждого этапа.

Подготовка к активной познавательной деятельности.

Методы.

Установка познавательной задачи.

Формы.

Усвоение новых знаний.

Виды деятельности учащихся.

Первичная проверка понимания.

Закрепление знаний.

Самопроверка знаний.

Итог.

Домашнее задание.

Единых требований к составлению технологических карт не существует; учитель выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.

Этапы

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Включение в деловой ритм.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Подготовка класса к работе.

Устное сообщение учителя.  

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения.

Выполняют задание,тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Первичное закрепление. 

Построение проекта выхода из затруднения.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Рефлексия деятельности

Самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

(итог урока).

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 Действия педагога Учебная задача 1 этап урока / занятия Действия учеников Результат 2 этап урока / занятия 3 этап урока / занятия 4 этап урока / занятия

Действия педагога

Учебная задача

1 этап урока / занятия

Действия учеников

Результат

2 этап урока / занятия

3 этап урока / занятия

4 этап урока / занятия

Образцы технологических карт (№1) 1. Ф.И.О. учителя: ______________________________________ 2. Класс: _____ Дата: ________Предмет_______________________№ урока по расписанию: ______ 3. Тема урока:_____________________________________________________________________________ 4. Место и роль урока в изучаемой теме: __________________ 5. Цель урока: ________________________________________________ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА Этап Время, (мин) ФОУД* – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). Цель Содержание учебного материала Методы и приёмы работы ФОУД* Деятельность учителя Деятельность учеников 6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости) : _________________________________________________ 7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала. 8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный. 9. Оценка достижения целей урока_______________________________

Образцы технологических карт (№1)

1. Ф.И.О. учителя: ______________________________________

2. Класс: _____ Дата: ________Предмет_______________________№ урока по расписанию: ______

3. Тема урока:_____________________________________________________________________________

4. Место и роль урока в изучаемой теме: __________________

5. Цель урока: ________________________________________________

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Время, (мин)

ФОУД* – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная,

П – парная, Г – групповая).

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости) : _________________________________________________

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока_______________________________

Образец технологической карты (№2) Предмет, класс Учитель Тема урока, № урока по теме Цель урока Задачи урока Обучающие Актуальность использования средств ИКТ Воспитательные Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) Развивающие Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) Образовательные ресурсы Интернет  адреса сайтов Организационная структура урока   Название этапа   Задачи Длительность Основной вид деятельности со средствами ИКТ Функции и виды деятельности преподавателя Формы и  виды Промежуточный контроль деятельности учащихся Примечание

Образец технологической карты (№2)

Предмет, класс

Учитель

Тема урока, № урока по теме

Цель урока

Задачи урока

Обучающие

Актуальность использования средств ИКТ

Воспитательные

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Развивающие

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Образовательные ресурсы Интернет

адреса сайтов

Организационная структура урока

  Название этапа

 

Задачи

Длительность

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и  виды

Промежуточный контроль

деятельности учащихся

Примечание

Образец технологической карты  (№3 с дидактической структурой ) 1. Ф.И.О. учителя: _________________________________________________________ 2. Класс: ________ Дата: _______Предмет___________________ № урока по расписанию: ___________ 3. Тема урока:___________________________________________________________________________ 4. Место и роль урока в изучаемой теме:______________________________________________________ 5. Цель урока:______________________________________________________________________ Дидактическая структура урока Деятельность учеников Организационный момент Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Проверка домашнего задания Изучение нового материала Планируемые результаты Предмет Закрепление нового материала ные УУД Контроль Рефлексия

Образец технологической карты (№3 с дидактической структурой )

1. Ф.И.О. учителя: _________________________________________________________

2. Класс: ________ Дата: _______Предмет___________________ № урока по расписанию: ___________

3. Тема урока:___________________________________________________________________________

4. Место и роль урока в изучаемой теме:______________________________________________________

5. Цель урока:______________________________________________________________________

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Организационный момент

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Планируемые результаты

Предмет

Закрепление нового материала

ные

УУД

Контроль

Рефлексия

Образец технологической карты  (№4 с методической структурой урока) 1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________________________________________________ 2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока по расписанию: ____________ 3. Тема урока:_________________________________________________________________________________________________________ 4. Место и роль урока в изучаемой теме:___________________________________________________________________ 5. Цель урока:_____________________________________________________________________________________________________ Дидактическая структура урока Методическая структура урока Организационный момент Методы Актуализация знаний обучения Форма Сообщение нового материала деятельности Методические Закрепление изученного материала приемы и их Средства Подведение итогов Признаки решения дидактических задач обучения Домашнее задание Способы содержание организации деятельности

Образец технологической карты (№4 с методической структурой урока)

1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________________________________________________

2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока по расписанию: ____________

3. Тема урока:_________________________________________________________________________________________________________

4. Место и роль урока в изучаемой теме:___________________________________________________________________

5. Цель урока:_____________________________________________________________________________________________________

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Организационный момент

Методы

Актуализация знаний

обучения

Форма

Сообщение нового материала

деятельности

Методические

Закрепление изученного материала

приемы и их

Средства

Подведение итогов

Признаки решения дидактических задач

обучения

Домашнее задание

Способы

содержание

организации

деятельности

Вариант 1 Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Осуществляемые действия Познавательная Осуществляемые действия Коммуникативная Осуществляемые действия Регулятивная Осуществляемые действия Вариант 2 Технология проведения Обучающие и развивающие задания каждого этапа 1 этап Цель – актуализировать знания о… Диагностирующие задания каждого этапа Вариант 3 Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Осуществляемые действия Формируемые УУД Осуществляемые действия Регулятивные Познавательные Коммуникатив ные

Вариант 1

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Осуществляемые действия

Коммуникативная

Осуществляемые действия

Регулятивная

Осуществляемые действия

Вариант 2

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

1 этап

Цель – актуализировать знания о…

Диагностирующие задания каждого этапа

Вариант 3

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникатив

ные

Шаги составления технологической карты:  четко определить и сформулировать для себя тему урока;  определить место темы в учебном курсе;  определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;  и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности . ШАГ 1. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить планируемые результаты урока на личностном, предметном, метапредметном уровне ШАГ 2. ШАГ 3. Обозначить этапы урока в соответствии с его дидактической целью; сформулировать цели (микроцели ) каждого этапа урока; Определить результаты каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

Шаги составления технологической карты:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности .
  • ШАГ 1.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить планируемые результаты урока на личностном, предметном, метапредметном уровне

  • ШАГ 2.
  • ШАГ 3.

Обозначить этапы урока в соответствии с его дидактической целью; сформулировать цели (микроцели ) каждого этапа урока;

Определить результаты каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

ШАГ 4. Продумать
  • ШАГ 4.

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

  • ШАГ 5.

Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, как и в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

  • ШАГ 6.

Спланировать форму подведения итогов урока, рефлексии;

продумать задания на дом: его содержательную часть, рекомендации для его выполнения.

  • ШАГ 7.

Спланировать форму подведения итогов урока, рефлексии;

продумать задания на дом: его содержательную часть, рекомендации для его выполнения.

Оформить технологическую карту урока

Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой ОБЩАЯ ЧАСТЬ Предмет - Класс - Тема урока - Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные Словарь урока: Ресурсы урока:

Рекомендации по проектированию

этапов урока в соответствии

с технологической картой

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет -

Класс -

Тема урока -

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Словарь урока:

Ресурсы урока:

1 этап. Орг.момент 2 этап. Мотивация Деятельность учителя 1) Стимулирует интерес учащихся к уроку Деятельность учащихся 2)Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы): Вступая в диалог с учителем Предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения (выполняя задания) выявляют Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. противоречие – осознают и Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). проговаривают его Дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений

1 этап.

Орг.момент

2 этап.

Мотивация

Деятельность учителя

1) Стимулирует интерес учащихся к уроку

Деятельность учащихся

2)Создает для учеников проблемную ситуацию противоречия, порождающего удивление (приемы):

Вступая в диалог с учителем

Предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения

(выполняя задания) выявляют

Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

противоречие осознают и

Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

проговаривают его

Дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений

3 этап. Актуали  Деятельность учителя - задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме); зация Деятельность учащихся знаний Здесь и везде используются: - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; - либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества). - вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); -либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). - определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) - Что нужно узнать для решения проблемы?

3 этап.

Актуали

Деятельность учителя

- задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме);

зация

Деятельность учащихся

знаний

Здесь и везде используются:

- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);

-либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

- Что нужно узнать для решения проблемы?

    4 этап. Целеполагание и Суть: планирование своих действий по выходу из затруднения  планирование Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)

4 этап.

Целеполагание и

Суть: планирование своих действий по выходу из затруднения

планирование

Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)

Этап « открытия » новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

5 этап.

«Открытие»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации

нового

знания

- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы

- Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.)

- Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи.

- Формулирует обобщающие вопросы

(изучение

новой

- Демонстрирует готовый или организует составление алгоритма.

- Фиксируют на бумаге, доске свое « открытие » .

- Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

- Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

темы)

- Оценивают правильность своих выводов, решений.

- Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

- Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.

- Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

  • Открытие осуществляется в несколько шагов (в соответствии с пунктами плана), каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.

- Работают по алгоритму или составляют план действий алгоритм и выполняют учебные действия

- Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике.

- Вступают в диалог

- Выполняют задания учителя

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

7 этап. Рефлексия и Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Деятельность учителя оценивание - Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей. Деятельность учащихся - Выставляет и комментирует отметки. - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

7 этап.

Рефлексия и

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Деятельность учителя

оценивание

- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учащихся

- Выставляет и комментирует отметки.

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

8этап. Домашнее Домашнее задание предполагает - инвариантную часть (соответствует базовому уровню), задание вариативную часть (учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей) – повышенный и высокий уровень.

8этап.

Домашнее

Домашнее задание предполагает

- инвариантную часть (соответствует базовому уровню),

задание

  • вариативную часть (учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей) – повышенный и высокий уровень.

Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных

Формы и методы применения данных заданий

Тесты можно применять на разных этапах урока, например на этапе проверки домашнего задания, этапе

подготовки учащихся к усвоению новых знаний, этапе закрепления новых знаний и способов действий,

этапе обобщения и систематизации знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Этап закрепления новых знаний

Деятельность учащихся

Выводит на экран вопросы теста, зачитывает каждый вопрос, выслушивает и выводит на экран ответы учащихся, комментирует результат

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Регулятивные

Слушают вопрос, читают его сами, обдумывают и дают ответ, анализируют результат

Обобщение и систематизация знаний

Познавательные

Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы

Дает задание для индивидуальной работы в рабочих тетрадях, затем организует взаимопроверку в парах при помощи экрана

Коммуникативные

Выполняют тесты в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи экрана

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом

Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера

6 этап. Включение нового На данном этапе происходит - повторение и закрепление учебного материала, знания в систему знаний - тренировка навыков использования нового знания, (закрепление) - установление связей между новым и ранее изученным материалом. Таким образом, на данном этапе происходит присвоение нового знания и создание « нового продукта » . Формат « нового продукта » задает учитель (ответ на проблемный вопрос, участие в обсуждении, мини-дискуссии, рисунок, мини-проект, мини-эссе и др.)

6 этап.

Включение нового

На данном этапе происходит

- повторение и закрепление учебного материала,

знания в систему

знаний

- тренировка навыков использования нового знания,

(закрепление)

- установление связей между новым и ранее изученным материалом.

Таким образом, на данном этапе происходит присвоение нового знания и создание « нового продукта » . Формат « нового продукта » задает учитель (ответ на проблемный вопрос, участие в обсуждении, мини-дискуссии, рисунок, мини-проект, мини-эссе и др.)

Фрагмент урока: работа с заданиями на установление соответствия или закономерности

Формы и методы применения данных заданий

Задания на установление соответствия или закономерности можно использовать на: этапе проверки домашнего

задания, этапе первичного закрепления знаний, этапе контроля и самоконтроля знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка домашнего задания

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Выводит на экран задание, вызывает учеников к доске для выполнения задания, сам комментирует результат или просит прокомментировать кого-то из учащихся

Формируемые УУД

Регулятивные

Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат

Первичное закрепление полученных знаний

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Познавательные

Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

Коммуникативные

Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов

Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера

Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление общих признаков (найди «лишнее»)

Формы и методы применения данных заданий

Задания типа «Найди лишнее» целесообразно использовать на этапе первичного закрепления полученных

знаний, этапе применения знаний, этапе коррекции знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Первичное закрепление полученных знаний

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана

Формируемые УУД

Регулятивные

Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат

Применение полученных знаний

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Познавательные

Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана

Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие

Коммуникативные

Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов, подведение под понятие

Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание

Фрагмент урока: работа с заданиями на восстановление текста («Заполни пропуски»)

Формы и методы применения данных заданий

Логические задания на восстановление текста («Заполни пропуски») направлены на формирование у школьников

логического мышления, умения проводить операции синтеза, восстанавливая целое из частей. Эти задания можно

применять на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний (для создания проблемной ситуации), этапе

обобщения и систематизации, этапе контроля и самоконтроля.

Этап урока

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Деятельность учащихся

Создает проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Регулятивные

У экрана выполняют задание. Пытаются исправить возникшие ошибки

Обобщение и систематизация

Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить

Организует фронтальную устную работу у экрана

Познавательные

Коммуникативные

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

По цепочке выполняют задания с подробным комментированием

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В.А.Сухомлинский