Тема урока: Использование формул для расчетов в Excel
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательные:
1. Обобщение основных понятий электронной таблицы Excel.
2. Изучение правил записи формул в Excel.
3. Использование различных видов адресации при расчетах с помощью математических формул.
Воспитательные:
1. Привитие навыков вычислительной работы в ЭТ Excel.
2. Воспитание аккуратности и точности при записи математических формул.
Развивающие:
1. Развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.
2. Развитие умения пользоваться различными видами адресации в ходе вычислений по формулам.
Опорные знания и умения:
Базовые понятия электронной таблицы: строка, адрес ячейки, смежные ячейки, столбец, строка формул, ячейка, активная ячейка, рабочая книга,
Новые знания, умения (Модель знаний): правила записи формул в Excel;
Использование различных видов адресации при расчетах с помощью математических формул
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности:
понимать: сущность видов адресации.
уметь: применять правила записи формул; использовать различные виды адресации при расчетах с помощью математических формул, производить вычисления с помощью формул.
Этапы урока | Цели этапа (конкретизировать!) | Содержание обучения (конкретизировать!) | Организация деятельности учащихся (методы, формы, средства обучения) |
Орг. -1 мин | Готовность учащихся к уроку | Приветствие | |
1. Актуализация и проверка знаний -10 мин | Актуализировать опорные знания по основным понятиям Excel: строка, строка формул, адрес ячейки,смежные ячейки, указатель ячейки, блок ячеек, адрес блока, столбец, ячейка, активная ячейка, рабочая книга, рабочий лист. | Основные понятия электронной таблицы ( в группах проводится обучающая игра «Информационное домино» (приложение 1) и заполнение контрольного листа(приложение 2) | Форма: групповое обучение. Средства: игра «Информационное домино» ( раздаточный материал) Методы: метод применения знаний. |
2. Приобретение новых умений и навыков-12 мин | Сформировать у учащихся представления об видах адресации, умения пользоваться правилами записи формулы. | Формулы, правила записи формулы, виды адресации(относительная адресация ячеек, абсолютная адресация, смешанная адресация). Приложение * | Обьяснительно- иллюстративный метод, визуальные средства(на проекторе учитель иллюстрирует примеры) |
3. Первичная проверка понимания учащимися нового материала- 5 мин | Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала: усвоение видов адресации, правил записи математических формул. | Задания (приложение 3) 1. На относительную ссылку; 2. На абсолютную ссылку; 3. На смешанную ссылку. | Форма:индивидуальная работа, средства: компьютер. Методы: репродуктивный. |
4. Закрепление знаний- 15 мин | Проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний | Практическая работа "Агенство по продаже недвижимости". Для выполнения задания каждому учащемуся раздается задание с необходимым комментарием к выполнению задания ( приложение 4) | Форма: индивидуальная работа. Средства: компьютер, раздаточный материал. Методы: практический метод. |
5. Подведение итогов урока- 2 мин | Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках. | Вопросы учащимся на выяснение осознанности | Форма: фронтальная работа. Средства: словесные. Методы: беседа. |
Приложение *
Приобретение новых умений и навыков
Формулы представляют собой выражения, по которым выполняются вычисления на рабочем листе. Формула начинается со знака равенства (=). В качестве аргументов формулы обычно используются значения ячеек, например: =A1+B1. В процессе ввода формулы она отображается как в самой ячейке, так и в строке формул. После окончания ввода, которое обеспечивается нажатием клавиши enter, в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений по этой формуле. Для просмотра формулы необходимо выделить ячейку с формулой, в строке формул появится введенная ранее формула. Для редактирования формулы необходимо щелкнуть по ячейке или строке формул и провести редактирование. Ввод формул производится с помощью клавиатуры. Ввод в формулы имен ячеек можно осуществлять выделением нужной ячейки с помощью мыши. Данные можно копировать и перемещать из одних ячеек или диапазонов ячеек в другие ячейки или диапазоны ячеек. В процессе копирования можно вставлять в ячейки не только сами данные, но и формат данных и параметры оформления ячеек( тип границы и цвет заливки).
Для вычислений в формулах используют различные виды адресации.
Относительная адресация ячеек – обычное явление при вычислениях по формулам. При копировании такой формулы вправо или влево будет изменяться заголовок столбца в имени ячейки, а при копировании вверх или вниз – номер строки.
.
| A | B | С |
1 | 5 | =A1+1 | =B1+1 |
2 | =A1+B1 | 7 | |
3 | =A2+B2 | | |
Пример.
В ячейку A1 внесем число 5, в ячейку B2 – число 7. Вычисление по формуле в ячейке B1 даст число 6, а в ячейке A2 – число 11. При копировании формулы из ячейки B1 в C1 изменяется заголовок столбца и в ячейке C1 будет значение 7. В ячейке A3 будет число 18.
Абсолютная адресация используется в том случае когда нужно использовать значение, которое не будет меняться в процессе вычислений. Тогда записывают, например, так: =$J$5. Соответственно, при копировании такой формулы в другие ячейки текущего рабочего листа, в них всегда будет значение =$J$5. Если в приведенном выше примере в ячейке B1 заменить A1 на $A$1, то значения в ячейках B1 и C1 будет одинаковым (равным 6).
Смешанная адресация представляет собой комбинацию относительной и абсолютной адресаций, когда одна из составляющих имени ячейки остается неизменной при копировании. Примеры такой адресации: $A3, B$1. В рассмотренном нами выше примере вместо адреса ячейки $A$1 можно использовать адрес $A1, поскольку копирование формулы происходит в пределах одной строки и, следовательно, номер строки изменяться не будет.
Приложение 1
Для активизации опорных знаний учащихся проводится обучающая игра "Информационное домино" (приложение 1).
Учебная группа делится на 3-4 подгруппы по 4 человека в каждой. На каждую подгруппу раздается комплект домино. "Костяшка" домино состоит из двух частей: слева записано понятие ЭТ, справа определение другого понятия. Задача группы – правильно разложить все "костяшки" домино. На выполнения задания дается 5 минут.
1 Строка | 2 При копировании остается неизменной одна из составляющих адреса ячейки | 3 Адрес ячейки | 4 Сетка строк и столбцов |
5 Смежные ячейки | 6 Отображает содержимое текущей ячейки | 7 Ярлычок листа | 8 Прямоугольник на пересечении строки и столбца |
9 Блок ячеек | 10 Определяет ряд в ЭТ, обычно нумеруется | 11 Смешанная адресация | 12 Несколько рабочих листов, сохраненных как один файл |
13 Указатель ячейки | 14 Ячейка, в которой осуществляется ввод данных | 15 Абсолютная адресация | 16 Определяет текущий Рабочий Лист |
17 Столбец | 18 Представляет собой адрес угловых ячеек, разделенных двоеточием | 19 Относительная адресация | 20 Прямоугольная область смежных ячеек |
21 Строка формул | 22 Формируется сочетанием заголовка столбца и номера строки | 23 Рабочая книга | 24 Определяет колонку в ЭТ, обозначается латинскими буквами |
25 Адрес блока | 26 При копировании формулы адрес ячейки не изменяется | 27 Ячейка | 28 Ячейки, имеющие одну общую границу |
29 Рабочий лист | 30 Определяет текущую ячейку | 31 Активная ячейка | 32 При копировании формулы может изменяться как заголовок столбца, так и номер строки |
Каждая группа получает на руки контрольный лист, на котором в столбик записаны основные понятия ЭТ Excel (приложение 2).
Теперь задача усложняется. Группе необходимо записать на контрольном листе как можно больше определений понятий. На выполнение задания отводится 5-7 минут. За каждое правильно записанное определение группе начисляется 1 балл.
Проверка контрольных листов проводится учителем.
Приложение 2
Основные понятия | Определения |
Строка | |
Столбец | |
Строка формул | |
Ячейка | |
Активная ячейка | |
Смежные ячейки | |
Указатель ячейки | |
Блок ячеек | |
Адрес ячейки | |
Адрес блока | |
Рабочий лист | |
Рабочая книга | |
1. По формуле вычислите значение в ячейке С1 (относительная адресация)
2.По формуле вычислите значение в ячейке С1 и B3 (абсолютная адресация)
3. По формуле вычислите значение в ячейках С1 и B3 (смешанная адресация)
Приложение 4
Учащимся предлагается выполнить практическую работу "Агенство по продаже недвижимости". Для выполнения задания каждому учащимуся раздается задание с необходимым комментарием к выполнению задания (приложение 4).
Задание разбито условно на три части, что соответствует трем уровням сложности:
уровень C (на оценку "3"),
уровень B (на оценку "4"),
уровень A (на оценку "5").
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА "АГЕНТСТВО ПО ПРОДАЖЕ НЕДВИЖИМОСТИ"
Основная таблица
| A | B | C | D | E | F | G | H | I |
1 | Район | Стоимос ть 1 кв.м., $ | Площад ь квартир ы, кв.м. | Коэффицие нт престижно сти | Стоимост ь квартир ы, $ | Налог на приватизаци ю, $ | Плата агентству по продаже недвижимо сти | Стоимость перевода и регистрации недвижимост и | Общая стоимость квартиры и услуг, $ |
2 | Октябрьский | 740 | 42 | 3,2 | | | | | |
3 | Советский | 584 | 25 | 1,5 | | | | | |
4 | Центральный | 750 | 39 | 2,7 | | | | | |
5 | Кировский | 695 | 27 | 1,9 | | | | | |
6 | Железнодорожный | 740 | 35 | 2,9 | | | | | |
7 | Свердловский | 560 | 22 | 1,2 | | | | | |
Выходные данные
Имя столбца | Название столбца |
E | Стоимость квартиры, $ (вычисляется с учетом коэффициента престижности) |
F | Налог на приватизацию, $ (1% от стоимости квартиры) |
G | Плата агентству по продаже недвижимости, $ (5% от стоимости квартиры) |
H | Стоимость перевода и регистрации недвижимости, $ (5% от стоимости квартиры) |
I | Общая стоимость квартиры и услуг, $ |
Уровень C.
1) Стоимость квартиры находится путем произведения стоимости площади квартиры на коэффициент престижности: =B2*C2*D2
2) Налог на приватизацию вычисляется по формуле: =0,01*E2
Уровень B.
1) Вычислите самостоятельно плату агентству по продаже недвижимости (столбец G) и стоимость перевода и регистрации недвижимости (столбец H).
2) Общая стоимость квартиры и услуг находится путем сложения соответствующих значений в столбцах E, F, G, H.
Уровень A.
1) В ячейку A8 занесите курс доллара (1$ = 133 тенге).
2) В столбце J вычислите общую стоимость квартиры и услуг в тенге, на основе курса доллара в ячейке A8.