Образовательное учреждение | ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат» |
Класс | 2 |
Учитель | Самохина Ирина Валерьевна |
Тема урока | « Понятие о словах, обозначающих признак предмета». |
Цель урока | Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? |
Задачи урока | 1.Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование: формировать умение определять имена прилагательные и отличать от других слов в речи, совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы. 2.Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, навык самоконтроля, словесно–логическое и наглядно–образное мышление; 3. Воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу, аккуратность в работе, любовь и интерес к русскому языку. |
Ожидаемые результаты | Предметные: различать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? умения задавать вопросы к словам, которые называют признаки предметов; характеризовать предметы с разных сторон; Личностные результаты: мотивация к учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; устанавливать значимость познавательной деятельности; оценивать усвоение содержания учебного материала); Метапредметные результаты: Познавательные: формирование умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять сравнение и классификацию объектов по заданным и самостоятельно выбранным критериям; искать и выделять необходимую информацию из прослушанного текста . Регулятивные: постановка учебной задачи; принятие и сохранение учебной задачи; выделение и осознание обучающимися того, что усвоено ранее и что предстоит еще сделать; оценивание результатов своей деятельности и деятельности партнёра. Коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание; аргументировать свою точку зрения; адекватно оценивать собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Методы обучения | Проблемно - поисковые, объяснительно - иллюстративные, словесные, работа с книгой, практические, использование ИКТ. |
Формы работы | Фронтальные, парные, индивидуальные. |
Используемые технологии | Технология системно - деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии, технология уровневой дифференциации, элементы исследовательских методов обучения, ИКТ. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение. |
Оборудование | Основные: учебник «Русский язык» 2 класс, Т. Г. Рамзаева дополнительные: компьютер, мультимедийное оборудование, карточки - задания, сигнальные карточки для рефлексии, презентация. |
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организация учебной деятельности | В школу мы пришли учиться Не лениться, а трудиться Работаем старательно, Слушаем внимательно. Психологический настрой Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение будет нам верным помощником на уроке. Запишем число, классная работа. Слайд 15 февраля - Сретение. Зима с весной встречается впервые. В народе этот день считают днём первой встречи весны. Много пословиц и поговорок сложил народ про Сретение, много примет в связи с этим днём сохранил.
| Создаёт положительный настрой на урок | Подготовка рабочего места. | Личностные: мотивация к учебной деятельности. Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности. |
2. Минутка чистописания | Пальчиковый игротренинг Облако. Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок) Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой) Устремилось облако (выпрямить руки) Выше, выше, выше. (потянуться руками в верх) Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону) Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой) Превратилось облако В снеговую тучу. (руками описать через стороны вниз большой круг ) Минутка чистописания ал им ся ой ет Пословица В феврале зима с весной встречается впервой. | Организует подготовку руки к письму, написание буквосочетаний, пословицы. Побуждает учащихся к обсуждению понимания смысла пословицы. Учитель организует анализ типичных ошибок в написании буквосочетаний. | Выполнение упражнений для подготовки рук к письму. Обдумывают критерии каллиграфического и аккуратного письма. Самооценка. | Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий. |
Актуализация знаний. | Слайд Ветер весенний песню донёс Песню … охотничий пёс Волк эту песню …. на опушке Дружно …. песню лягушки Бык эту песню как мог … Кот …. Сом … Филин прогукал, Уж …, А воробей эту песню … . промолчал провыл проквакали пролаял промычал пропел прошипел промурлыкал - На какой вопрос отвечают слова? Что обозначают? Сформулируйте правило. | Организует диалог с учащимися, в ходе которого повторяются знания о глаголе, коллективное чтение. | Дописывают слова на интерактивной доске, повторяют правило о глаголе, производят самооценку написанного в соответствии с образцом. | Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой форме; сравнивать способ действия и его результат с заданным образцом; -выделять и формулировать то, что усвоено; определять качество и уровень усвоения знаний. |
4. Самоопределение к деятельности | Слайд ветер весенний донёс Какое слово лишнее? Докажите. | Организует серию вопросов, при ответах на которые учащиеся формулируют тему и цели урока, выявляет уровень знаний. | Различают имя существительное, глагол, распознают слова, отвечающие на вопрос какой? | Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: целеполагание. |
5. Построение проекта выхода из затруднения. | Наблюдение над новыми словами. У Зайчихи День рожденья Друг пришёл к ней с поздравленьем. Он принёс букет цветов И хотел добавить слов. Ты, зайчиха, вот какая… И такая, и такая! Больше вымолвить не смог, Нужен зайчику урок. Стало вдруг ему неловко, Ты такая… как морковка. Больше нечего сказать, А зайчиха вдруг рыдать… Слайд - Ребята, а почему обиделась зайчиха? - А как вы думаете, какие слова должен был сказать зайчик? - На какой вопрос отвечают эти слова? (какая?) - Что эти слова обозначают? (признак предмета) - А кто ещё догадался, на какие вопросы отвечают слова, называющие признак предмета? А сам зайчик какой? 2. Работа по учебнику. Упражнение 268, стр. (29) Сведения о языке. Чтение правила. - Что называют именами прилагательными? (Признаки предметов.) - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? - Приведите свои примеры имён прилагательных. | Работа по содержанию стихотворения. Мотивация, побуждение к поиску. Пошагово подводит учеников к формулированию темы, вопроса для исследования. Формирует познавательную мотивацию. | Чтение стихотворения наизусть, исследование проблемной ситуации. | Регулятивные: выполнение учебных действий, прогнозирование. Познавательные: логические- построение логической цепи рассуждений и доказательств. Коммуникативные: участие в коммуникативном общении. |
6.Физминутка | Попробуйте движениями, мимикой, жестами показывать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, радостный, прыгучий, тихий. | Называет имена прилагательные, организует подвижную деятельность обучающихся. | Выполняют непроизвольные движения | Регулятивные: умение соотносить свои действия с инструкцией учителя; умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. Коммуникативные: умение участвовать в коллективном решении проблем. Личностные: Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. |
7. Проверка понимания способа действия. | Работа в парах. Вспомним правила работы в парах. Возьмите карточку розового цвета Задание: Прочитайте данные в карточке словосочетания (существительное + прилагательное) Поставьте вопросы к именам прилагательным Ставить вопрос к прилагательному вы будете от имени существительного Капель (…………..?) весенняя Ветер (……………?) тёплый Небо (…………….?) голубое Дни ( ……………?) длинные Слайд (проверка) | Организует работу в парах по закреплению темы. Устанавливает степень осознанности восприятия. Подводит к обобщению. | Учатся ставить вопросы от имени существительного к имени прилагательному. | Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания. Коммуникативные: умение чётко и ясно излагать свое мнение, управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
8. Словарная работа | Словарный диктант. Рыжая, хитрая, ловкая … Зимние, тёплые, красивые… Большой, косолапый, неуклюжий … Прилежный, старательный, аккуратный … Косой, трусливый, быстрый…. (самопроверка) - На какие вопросы отвечают данные слова? Как они называются? К каждому существительному подобрали несколько прилагательных. Прилагательные так назвали потому, что они прилагаются к существительному. | Организует деятельность учащихся по работе со словарными словами. | Запись слов по представлению. Проверка у доски. | Познавательные: выполнять логические действия с языковым материалом. Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу при выполнении заданий. |
9.Рефлексия | Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные! - Какая у нас сегодня была работа на уроке? (Интересная, увлекательная, серьёзная…) - Какое настроение было у вас сегодня? (Хорошее, весёлое, бодрое, поэтическое…) - А улыбка какая была? (Милая, добрая, дружеская, весёлая…) - А вы, ребята, у меня сегодня были умные, аккуратные, исполнительные, талантливые, добрые, приветливые…) |
Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. | Анализируют собственную деятельность на уроке с помощью имён прилагательных. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания исходя из личностных ценностей. Регулятивные: -самоконтроль. Познавательные: установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение слушать и вести диалог, участвовать в обсуждение проблем. |
10. Итог урока. Оценивание работы на уроке. | - Что такое имя прилагательное? У вас на столах карточки жёлтого цвета, напишите в карточках сведения об имени прилагательном. Слова, которые называют … отвечают на вопросы … это имена … . Слайд (проверка) - Какова была цель сегодняшнего урока? - Достигли ли цели? Докажите. - Какое задание вам понравилось больше всего? Самооценка деятельности (Снежинки) Слайд Домашнее задание. Описать с помощью имен прилагательных свою маму или папу, сестру или брата и записать в тетрадь. | Организует анализ деятельности учащихся, даёт комментарий к домашнему заданию. | Проводят анализ нового материала, обобщают в виде правила. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: смыслообразование, установление значимости познавательной деятельности. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания по результатам выполненной работы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |