СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Предложенный учебный материал будет интересен пятиклассникам, урок сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока "Антонимы"»

Урок: Антонимы ( 5 класс) к УМК В.В. Бабайцевой, «Русский язык. Практика. 5 кл.» под ред.А.Ю.Купаловой, 2013г.

ФИО : Гаврилова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Место работы: МКОУ « Сосновская СОШ»

Цель деятельности учителя

Повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова», познакомить обучающихся со словами, противоположными по значению; ввести понятие «антонимы» ; научить подбирать антонимы к словам.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «антонимы», роль использования антонимов в речи; уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и в коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info http://festival.

1 september.ru/subjects

http://www.intergu.ru

http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

Р.И. Альбеткова «Русская словесность. 5 класс», 2010 г.

Оборудование

компьютер

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Антонимы, лексическое значение слова

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия­


Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самопределение) к учебной деятельности




Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала


Вступительное слово

- Добрый день, ребята. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу.

Есть у радости подруга

В виде полукруга. ...

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.







Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.


фрон­

тальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные:

Планируют необходимые действия Коммуникативные: работают в парах

Устные

ответы

2.Актуа­лизация и пробное учебное действие

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока


Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)

Давайте проведём игру: “Угадай слово”. Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.

  1. Словарный состав языка.

  2. Слова, одинаковые по звучанию или написанию, но разные по значению

  3. Совокупность графических знаков буквенной системы письма.

  4. Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста.

  5. Красная строка, отступ вправо в начале строки.

  6. Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.

  7. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

  8. Слова, противоположные по значению.

Ответы: лексика, омонимы, алфавит, эпиграф, абзац, цитата, синоним, антоним

- Прочитайте стихотворение, найдите слова с противоположным значением

"Совершенно непонятно"

Совершенно непонятно,

Почему вода течет

Сверху вниз, а не обратно, так,

А не наоборот.

Совершенно непонятно,

Почему трава растет

Сверху вниз,

А не обратно,

Так, а не наоборот.

Совершенно непонятно,

Что такое свет и тень.

В общем, есть о чем подумать,

Если думать вам не лень

Р.Сеф.




Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, показывают знакомство с лингвистическими терминами.

Фронтальная.

индивидуальная

Познавательные:

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения

Устные ответы, письменные работы

3.Выявле­ние места и причины затрудне­ния

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

-Ребята, легко ли вам было выполнить это задание?

Почему?

Обдумывают результаты проделанной работы и осознают, что знаний недостаточно для выполнения задания №8.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: осознают свои трудности: и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Устные ответы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- Посмотрите: к нам в гости пришли два человечка Давайте посмотрим на них. Один – высокий, а другой…

А теперь давайте посмотрим на слайд:

Кржемелик - весёлый, а Вахмурка -…

Можно ли эти слова назвать словами с противоположным значением?

Дополняет ответы.

- Как вы думаете, ребята, каковы цели нашего урока сегодня?

Формулируют тему и цели учебной деятельности под руководством учителя, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Устные ответы

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Подбор слов-примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, словесно-иллюстративный рассказ.

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”.

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: доброый– злой, глубокий - мелкий, любовь – ненависть и т.д.

Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом, слово, мясо.А вот почему,

давайте подумаем. Но вначале выполним упражнение .( См. приложение 1)

Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи

При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. У многозначных слов может быть несколько антонимов. Мы говорим: солнце взошло или солнце зашло, но на гору взошёл, а с горы спустился.

Кувшин может полным или пустым, а человек полным или худым

- Придумайте антонимы к разным значениям приведенных ниже многозначных слов. Составьте с ними словосочетания:

Густой, дикий, прямой, лёгкий, подниматься, свежий.




Смотрят презентацию, осваивают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

фронтальная

Регулятивные:

Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия операции, действуют по плану

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Записи в тетрадях


Физкультминутка

Учитель называет пары слов. Если называет синонимы, учащиеся приседают, антонимы - бег на месте.

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье


5. Первичное закрепление с комментированием.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

- Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию и закончите начатые предложения. Подчеркните антонимы. Определите, какой частью речи они являются.

Игра с мячом

Учитель бросает мяч ученику и называет слово, а ученик должен подобрать антоним.

Горе – радость ;
Тяжелый - легкий;
Сидьный – слабый;
Серьезный – легкомысленный;
Соль – сахар;
Сложный – простой;
Синоним – антоним;
Мальчик – девочка;
Хорошо – плохо;
Зима – лето.


Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника

Устные ответы, письменные работы

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, обсуждение результатов, работа в группах

- Рассмотрите картину В.М. Васнецова « Три царевны Подземного царства». Старшие царевны- хозяйки золота и драгоценных камней, младшая – хозяйка угля. Рассказывая о картине, используйте эти антонимы:

Старший- ____________, роскошный -_________,

Важный - ____________, светлый - ____________,

Самодовольство - ________________, презрение –

________________, вместе - ________________,

Скромность - ____________, дорогой - _________,

Доброта - _______________, богатый - __________

.

Работа в группах

1 группа

– К одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением, если это слово многозначное. Какие слова называют многозначными?

Свежий хлеб – черствый хлеб
Свежий журнал – старый журнал
Свежий ветер – теплый ветер
Легкий труд – тяжелый труд
Легкий путь – трудный путь
Легкий ветер – сильный ветер.

2 группа

ТЕСТ

1. Найти неверно составленную пару антонимов:

Трудолюбивый – ленивый

Молодость – старость

Справа – слева

Низкий – высоко

Весёлый – грустно

Вперёд – назад

Светлый – тёмный

Худой – толстый

2. Найти однокоренные антонимы:

Правда – ложь

Друг – враг

Счастье – несчастье

Верх – низ

Война – мир

Правда – неправда

Дело – безделье

Молодость – старость

3.Найти слово, которое не имеет антонима:

- вход

- рука

- неприятель

- толстый

- молчать

- друг

- худой

- глиняный

4. Вставь подходящий по смыслу антоним:

- Не было бы счастья, да … помогло.

- Хороша верёвка длинная, а речь… .

- Подальше положишь, … возьмёшь.

- Не радуйся чужой беде, … на гряде.










Регулятивные:

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля, и успешно используют его в решении учебных задач

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы


7.Включение в систему знаний и повторение


Игра “Наоборот”.

А теперь пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово высоко
А ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово далеко
Ты возразишь мне: … (близко).
Скажу я слово : потерял
А ты кричи скорей:… (нашел).
Скажу тебе с укором: трус
Ты гордо скажешь: я - … (храбрец).
Теперь начало я скажу, 
А ты ответишь: нет, … (конец).


Принимают участие в обучающей игре. Выполняют задание

Индивидуальная, групповая работа

Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

Оценивание работы на уроке

8. Подведение итогов


Организует обсуждение обобщающего вывода

-Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли


Участвуют в беседе по обсуждению обобщающего вывода, оценивают свои результаты работы на уроке

-Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Они используются в образной речи для создания контрастов и противопоставлений



.

9..Домашнее задание


§ 61 Упр. 752






10. Рефлексия по достигнутым образовательным результатам.



Мотивирует учащихся к участию в рефлексии

Участие в рефлексии

Я узнал…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Оказалось неожиданным…

Вызвало затруднение…

- Было сложно…




Приложение 1 Упражнение

Подберите антонимы к словам: Богатый; бездельничать; опасный; белый; порядок; смелость; наслаждение; спать; вверху; вбежать; большой; день; начало; рано; поднять.

Какие говорят о качественных признаках яалений? Какие – о количественных признаках? Какие - о соотношениях в пространстве? Какие – о соотношении во времени?

Впишите антонимы в таблицу и сделайте вывод: слова с какими значениями могут иметь антонимы?

Признаки

Примеры

качество



количество



пространство



время