СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в соответствии с ФГОС второго поколения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: биология                                                                                            

Класс: 7                                                                                                                                                     

Тема урока: Особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Форма урока: Урок-исследование

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: таблицы «Внутреннее строение птиц», «Внешнее строение птиц», презентация «Особенности внутреннего строения птиц", видеоролик "Слушаем голоса птиц", ноутбук, проектор, влажные препараты, учебник.

Цель урока: изучить внутреннее строение птиц, научиться применять полученные знания в природе и на практике (в обычной жизни)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в соответствии с ФГОС второго поколения»

Технологическая карта урока

Учитель: Филиппова Елена Петровна

Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ №28» г. Сыктывкара

Предмет: биология

Класс: 7

Дата: 03.05.2016

Тема урока: Особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Форма урока: Урок-исследование

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: таблицы «Внутреннее строение птиц», «Внешнее строение птиц», презентация «Особенности внутреннего строения птиц", видеоролик "Слушаем голоса птиц", ноутбук, проектор, влажные препараты, учебник.


Цель урока: изучить внутреннее строение птиц, научиться применять полученные знания в природе и на практике (в обычной жизни)

Задачи:

Образовательные – ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися, продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов; продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке биологической науки, умение планировать свой ответ, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым биологическим явлениям).

Развивающие – а) развитие эмоций и мотивов учащихся путем создания на уроке эмоциональных и мотивационных ситуаций (удивление, радость), а также используя яркие примеры , воздействующие на чувства учащихся; б) развитие аналитических способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли; в)развитие памяти, внимания, мышления, речи; способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету, используя систему демонстрационного эксперимента, а также интересных фактов из смежных наук; г) развивать навыки исследовательской деятельности, интеллектуальные и коммуникативные умения.

Воспитательные – а) воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в группах, б) содействовать реализации мировоззренческих идей о познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственной взаимосвязи между явлениями ; в) продолжить формирование биологической картины мира, используя межпредметные связи с географией, литературой, математикой, физикой и геологией, содействовать реализации культурологического воспитания; г) в ходе самостоятельной работы в группах содействовать реализации трудового воспитания; воспитывать любознательность, желание глубже познавать окружающую природу.




Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.


Познавательные УУД: Развить и углубить потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности, усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации, умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективный, способов решения тестовых заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждения, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Регулятивные УУД: Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению; формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) и формирование умения слушать и понимать других; мыслить в устной форме; работать в парах, в группах.

Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД: Формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности.



Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация учебной деятельности.

Доброжелательное приветствие. Настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний. Создать условия для мотивации у ученика, внутренней потребности включения в учебный процесс.

Диалогом подвожу учеников к теме урока.

Ребята, сегодня на уроке вы будете юными исследователями, а я вашим научным руководителем. Исследования будут, посвящены одному из самых интересных классов животных. На прошедшем уроке мы начали знакомство с классом Птиц. Поговорили о внешнем строении и скелете птиц. Узнали, что природа подарила птицам универсальную одежду – перьевой покров, который их обогревает в холод, защищает от нападения и главное приспособлена эта одежда для полёта.

А ещё узнали, что и скелет птиц имеет свои особенности, и они тоже связаны с полётом.

1. Какие особенности внешнего строения птиц помогают им приспособиться к полету?

2. Какую функцию выполняют разные виды перьев?

3. Из каких отделов состоит позвоночник птицы?

4. Какие особенности скелета птиц связаны с полетом?

5. Какие части позвоночника неподвижны? Какое это имеет значение?

Коммуникативные УУД:

Начинают формироваться ещё до начала урока:

Приветствуют учителя, учащиеся, заходят в класс, произвольно формируют рабочие группы по 4 (5) человек;

- умение слушать собеседников;

- умение построить понятных для собеседников высказываний.

Личностные УУД :

-умение настроиться на урок;

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Познавательные УУД:

- умение активно слушать;

- умение проявлять внимание;

- повторение через устный опрос по пройденной накануне теме.

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Цель этапа: Заинтересовать получением новых знаний и умений через самостоятельную постановку Цели урока, включить новый способ действий в систему знаний учащихся

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

Звучат голоса птиц.

Видеоролик. Презентация.

Ребята, как мы уже узнали, организм птиц отлично приспособлен для полёта. Это и перьевой покров, крылья, особенности скелета. Люди с давних пор тоже мечтали сделать крылья и летать как птицы. И находились умельцы, которые мастерили отличные конструкции крыльев… и летали? Значит, иметь крылья это ещё далеко не достаточно, чтобы летать.

 Когда в процессе эволюции птицы приобрели способность к полету, их внутреннее строение сильно изменилось по сравнению с предковым, свойственным рептилиям. Для уменьшения веса животного одни органы стали более компактными, другие были утрачены, а чешуи сменились перьями. Более тяжелые, жизненно необходимые структуры переместились ближе к центру тела ради улучшения его балансировки. Вдобавок повысились эффективность, скорость и регулируемость всех физиологических процессов, что обеспечило требуемую для полета мощность.






Итак, тема нашего урока будет посвящена?

При изучении разных классов мы в каком порядке их изучали?





Следовательно, целью нашего урока является:

Что предстоит изучить?


Запишем тему урока. Слайд 1.


Личностные УУД:

- умение активно погружаться в тему;

- умение высказывание различных вариантов; решения данной проблемы.

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно определять тему урока;

- умение осознание цели и задачи обучения на разных этапах;

- умение планировать;
- умение прогнозировать.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и слышать других, пытаться принимать точку зрения других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

- умение слушать вопросы учителя;

  • умение отвечать на вопро­сы учителя.

















(Птицам

Внешнее строение, скелет, внутреннее строение.











Изучить особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом

Особенности строения пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, и нервной систем.)

3. Проблемное объяснение нового материала.


Приступим к ее исследованию.

Всё это вы изучите самостоятельно в группах в течение 8-10 минут, а затем поделитесь знаниями с одноклассниками.

Каждая группа получает  задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующие разделы учебника и дополнительный материал.

Перед вами задания, внимательно читайте их. Найдите и запишите в тетрадях строение кровеносной, пищеварительной , выделительной , нервной систем ,используя учебник и дополнительную информацию. Ответьте на вопросы письменно.

1 группа будет изучать пищеварительную систему, 2 -кровеносную, 3 дыхательную ,4-нервную систему.

Ребята, зафиксируйте в рабочей карточке (тетради), какую систему вам предстоит изучить.















Пищеварение и выделительная система

Схема пищеварительной системы птиц:

Особенности пищеварительной системы птиц, связанные с полетом:

— отсутствие зубов в ротовой полости, облегчает вес птиц;

— появление мускульного отдела желудка компенсирует отсутствие зубов. Зоб Пища вначале попадает в железистый отдел, где переваривается под действием желудочного сока, а затем в мускульный отдел. Он образован толстыми мышечными стенками, под действием которых пища перетирается до кашицеобразного состояния. Перетиранию пищи способствуют камешки, которые заглатывают птицы;

— хорошо развиты пищеварительные железы — поджелудочная железа и печень, что также способствует быстрому перевариванию пищи;

— кишечник птиц короче, чем у пресмыкающихся. Экскременты в нем не накапливаются, и это также облегчает вес птиц.



Особенности строения выделительной системы:

— выделительная система представлена парными тазовыми почками, от которых отходят мочеточники;

— мочеточники выводят продукты обмена в клоаку;

— отсутствует мочевой пузырь — эта особенность способствует облегчению веса во время полета.

Кровеносная система и обмен веществ.

Учитель отмечает, что кровеносная система птиц, как и пресмыкающихся, представлена двумя кругами кровообращения — малым и большим. В то же время существуют отличия кровеносной системы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность птиц:

— сердце четырехкамерное, имеется полная перегородка между левой и правой половинами сердца. Это приводит к полному разделению крови на артериальную и венозную;

— в большом круге кровообращения циркулирует артериальная кровь, а не смешанная, как у пресмыкающихся;

— все органы снабжаются артериальной кровью, насыщенной кислородом, что приводит к повышению интенсивности обмена веществ у птиц и теплокровности. Температура тела птиц не зависит от температуры окружающей среды.

Учащиеся зарисовывают на доске схемы кругов кровообращения.

Дыхательная система птиц :

Учитель отмечает, что легкие птиц имеют губчатое строение. В них входят бронхи, которые разветвляются и образуют бронхиальное дерево. От бронхов отходят выросты — воздушные мешки.

Учитель знакомит класс с механизмом дыхания в покое и во время полета.

— вне полета дыхательные движения осуществляются за счет сокращения межреберных мышц — грудная клетка расширяется и легкие заполняются воздухом. Воздушные мешки в полном объеме не функционируют. При расслаблении межреберных мышц грудная клетка уменьшается в объеме, легкие сжимаются, и происходит выдох;

— во время полета грудная клетка остается неподвижной, так как служит опорой для крыльев. Дыхательные движения осуществляются за счет движения крыльев: при подъеме крыльев расширяются воздушные мешки и воздух поступает в легкие. При опускании крыльев воздух из воздушных мешков вытесняется.

Далее учитель раскрывают понятие двойное дыхание и его значение:

— двойное дыхание обеспечивается наличием воздушных мешков. При вдохе воздух поступает в легкие, где кровь насыщается кислородом, но часть воздуха проходит в задние воздушные мешки. Во время выдоха воздух из задних воздушных мешков поступает в легкие, и в них кровь вновь обогащается кислородом;

— газообмен в легких происходит и при вдохе и при выдохе, что повышает уровень обмена веществ, позволяет поддерживать постоянную температуру тела.

Нервная система и органы чувств

1. У птиц, по сравнению с ранее изученными животными, увеличен объем головного мозга, особенно больших полушарий.

2. В связи с приспособленностью к полету хорошо развит мозжечок.

3. У птиц хорошо развиты зрение и слух. Изменяется форма хрусталика, что обеспечивает более совершенную аккомодацию. У большинства птиц зрение цветовое.

4. Развитая нервная система и органы чувств определяют сложное поведение птиц, которое основано на сложных инстинктах и способности образовывать условные рефлексы.










Регулятивные УУД:

-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению;

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом;

  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) ;

  • формирование умения слушать и понимать других;

  • формирование умения мыслить в устной форме;

-формирование умения работать в парах, в группах.

Познавательные УУД:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

-развитие умения строить простые рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

- формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности









(Дети просматривают рисунки и читают материал.

Работают в группах, выполняют задания, заслушивают ответы каждого участника, обсуждают, дополняют друг друга.

ротовая полость (язык,слюнные железы) - глотка - пищевод - зоб —расширение пищевода - желудок (железистый и мускульный) - кишечник (тонкая, толстая и прямая кишка) - клоака.)







































Схема малого круга кровообращения



— правый желудочек (венозная кровь)

— легочные артерии (венозная кровь)

— легкие (газообмен)

— легочные вены (артериальная кровь)

— левое предсердие (артериальная кровь)

Схема большого круга кровообращения

— левый желудочек (артериальная кровь)

— аорта

— артерии

— органы (газообмен)

— вены (венозная кровь)

— полые вены

— правое предсердие (венозная кровь)













Ноздри-рот-гортань-трахея-бронхи-легкие-воздушные мешки



































Функции воздушных мешков:

— участвуют в процессе дыхания;

— охлаждают тело птицы;

— облегчают вес;

— уменьшают трение между органами.













— увеличен объем головного мозга (КБП);

— развит мозжечок;

— хорошо развиты зрение и слух;

— поведение отличается сложностью в сравнении с ранее изученными классами Земноводных и Рептилий.











Учащиеся делегируют представителей от групп по своей системе органов птиц с устным выступлением у доски, и остальные учащиеся заполняют сводную таблицу.

После заполнения таблицы учащиеся формулируют вывод, в котором перечисляют особенности внутреннего строения птиц, связанные с приспособленностью к полету.

Заполнение таблицы. Особенности строения птиц ,связанные с полетом.

4. Закрепление.

Цель этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке

  • проверить умения работать учащихся по алгоритму

  • организовать самостоятельную работу учащихся

  • организовать самопроверку самостоятельной работы

  • организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы.


Самостоятельная работа (Приложение 1)

А теперь мы мысленно переместимся на лесную поляну и под пение птиц выполним тест. (Приложение 1)

Выполнение тестового задания.

Раздаю тесты в бумажном варианте.

Инструкция:

В каждом задании один правильный вариант ответа.

На оценку:

«5»- 9-10 правильных ответов

«4»- 7-8 правильных ответов

«3»- 5-6 правильных ответов

Познавательные УУД:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

- усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации;

  • умение структурировать знания

  • выбор наиболее эффективных способов решения тестовых заданий.

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждений

выдвижение гипотез; их обоснование.

Регулятивные УУД:

-умение организовать свою учебную деятельность в процессе выполнения самостоятельной работы;

- умение применять только что полученные знания в выполняемом тестовом задании;

-умение сравнивать, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (правильные ответы) с целью обнаружения отличий от эталона;

- умение оценивать результат сделанной работы и уровень усвоения определенных биологических понятий ;

-умение проявлять способность к мобилизации сил и энергии на будущую работу, в т.ч. связанную с исправлением ошибок и преодолением препятствий.

5. Итог урока. Рефлексия.


Слайд 13.

Ребята, как вы думаете, знания о птиц пригодятся вам в жизни?

  • Что вам больше всего понравилось?

  • Что нового узнали?

  • Чтобы еще хотели узнать?


Личностные УУД:

-формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности

Познавательные УУД:

-пользоваться изученным материалом , извлекать информацию, представленную в разных формах; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

-умение оценивать, выделять и осознавать учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению в дальнейшем;

-умение осознавать качество и уровень усвоения;

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.





6. Домашнее задание.


Слайд 15.Домашняя работа

1. Подготовить проектную работу по теме «Развитие и размножение птицы»

( презентация).

2. Ответить на вопросы:

У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела.
Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц? Как вы думаете почему у птиц нет мочевого пузыря?


Познавательные УУД:

- пользоваться изученным материалом , извлекать информацию, представленную в разных формах; оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные УУД:

-умение организовать свою учебную деятельность в процессе выполнения домашней работы

- умение применять полученные на уроке знания при выполнении домашнего задания

- умение оценивать результат сделанной домашней работы и уровень усвоения определенных биологических понятий

-умение проявлять способность к мобилизации сил и энергии на будущую работу.

Личностные УУД:

-формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки;

-формирование инициативности и самостоятельности






















Приложение 1.

Тест.

Особенности внутреннего строения птиц.

Вариант №1.

 

 

1.Напишите орган птиц, расширением которого является зоб.

1) глотка                       2) гортань 3)пищевод                   4)трахея

2.Сколько камер имеет сердце птиц?

1)1            2) 2                 3) 3                4)4

3.В какие органы птиц попадает воздух при вдохе?

1)только лёгкие 2)только воздушные мешки 3)лёгкие и воздушные мешки

4. Дополните схему большого круга кровообращения, вставьте вместо пропусков необходимые по смыслу термины.

 Левый желудочек- Аорта - Артерии -Капилляры ( Газообмен)- ..... Правое предсердие

 

5. Куда открываются мочеточники у птиц?

1)в прямую кишку  2)в мочевой пузырь 3)в толстую кишку 4)в клоаку

 

6. Какие органы пищеварения возникли в связи с отсутствием зубов?

 1)зоб           2)мускульный желудок     3)двенадцатиперстная кашка

 

7. Почему  у птиц нет мочевого пузыря?

1) Для облегчения массы тела в полёте 2) Т.к. у них очень концентрированная моча

3) В связи с интенсивным обменом веществ

 

8.Какой отдел головного мозга птиц крупнее и развит лучше, чем у пресмыкающихся?

1)Полушария переднего мозга 2)Промежуточный мозг 3)Продолговатый мозг

9. Быстрое переваривание пищи - это приспособление к:

1) характеру пищи 2) вскармливанию детёнышей 3) полёту 4) необходимости всё время запасать пищу

 

10.Выберите правильное утверждение:

1) У птиц функционирует, как правило, один яичник. 2) В яичнике созревает сразу  много яиц.

3) Оплодотворенье у птиц наружное. 

 


Тест.

Особенности внутреннего строения птиц.

Вариант №2.

 

1.Напишите отдел желудка птиц, который расположен первым по ходу движения пищи.

1)железистый                              2)мускулистый

2.Сколько камер сердца птиц содержит артериальную кровь, богатую кислородом?

1)1            2) 2                 3) 3                4)4

3. Что из перечисленного ниже хорошо развито у птиц и отсутствует у пресмыкающихся?

1)воздушные мешки 2)клоака 3)грудная клетка

4. Дополните схему малого круга кровообращения, вставьте вместо пропусков необходимые по смыслу термины.

Правый желудочек - Лёгочные артерии Капилляры в лёгких - Легочная вена - .....

5.Зоб относится к:

1)Дыхательной системе 2) Пищеварительной системе 3) Выделительной системе 4) Кровеносной системе

 

6. За счет какого из дыхательных путей образуются воздушные мешки?

1)трахеи  2)бронхов  3)легких

 

7. Укажите функции дыхательных мешков у птиц:

1) пищеварение; 2) обеспечение двойного дыхания; 3) уменьшение трения внутренних органов; 4) кроветворение.

 

8.С развитием какого отдела мозга связано хорошее зрение у птиц?

1)среднего мозга      2)промежуточного 3)переднего

 

9 Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:

1) строение сердца 2) увеличение количества крови в организме

3) высокая скорость течения крови 4) невысокая скорость течения крови

 

10.Выберите правильное  утверждение.

1) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг  и особенно мозжечок

2) у всех птиц пища удерживается зубами 3) все птицы холоднокровные животные