1. Мотивация учебной деятельности. | Доброжелательное приветствие. Настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний. Создать условия для мотивации у ученика, внутренней потребности включения в учебный процесс. | Диалогом подвожу учеников к теме урока. Ребята, сегодня на уроке вы будете юными исследователями, а я вашим научным руководителем. Исследования будут, посвящены одному из самых интересных классов животных. На прошедшем уроке мы начали знакомство с классом Птиц. Поговорили о внешнем строении и скелете птиц. Узнали, что природа подарила птицам универсальную одежду – перьевой покров, который их обогревает в холод, защищает от нападения и главное приспособлена эта одежда для полёта. А ещё узнали, что и скелет птиц имеет свои особенности, и они тоже связаны с полётом. 1. Какие особенности внешнего строения птиц помогают им приспособиться к полету? 2. Какую функцию выполняют разные виды перьев? 3. Из каких отделов состоит позвоночник птицы? 4. Какие особенности скелета птиц связаны с полетом? 5. Какие части позвоночника неподвижны? Какое это имеет значение? | Коммуникативные УУД: Начинают формироваться ещё до начала урока: Приветствуют учителя, учащиеся, заходят в класс, произвольно формируют рабочие группы по 4 (5) человек; - умение слушать собеседников; - умение построить понятных для собеседников высказываний. Личностные УУД : -умение настроиться на урок; -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д. Познавательные УУД: - умение активно слушать; - умение проявлять внимание; - повторение через устный опрос по пройденной накануне теме. |
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока. | Цель этапа: Заинтересовать получением новых знаний и умений через самостоятельную постановку Цели урока, включить новый способ действий в систему знаний учащихся тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации | Звучат голоса птиц. Видеоролик. Презентация. Ребята, как мы уже узнали, организм птиц отлично приспособлен для полёта. Это и перьевой покров, крылья, особенности скелета. Люди с давних пор тоже мечтали сделать крылья и летать как птицы. И находились умельцы, которые мастерили отличные конструкции крыльев… и летали? Значит, иметь крылья это ещё далеко не достаточно, чтобы летать. Когда в процессе эволюции птицы приобрели способность к полету, их внутреннее строение сильно изменилось по сравнению с предковым, свойственным рептилиям. Для уменьшения веса животного одни органы стали более компактными, другие были утрачены, а чешуи сменились перьями. Более тяжелые, жизненно необходимые структуры переместились ближе к центру тела ради улучшения его балансировки. Вдобавок повысились эффективность, скорость и регулируемость всех физиологических процессов, что обеспечило требуемую для полета мощность. Итак, тема нашего урока будет посвящена? При изучении разных классов мы в каком порядке их изучали?
Следовательно, целью нашего урока является: Что предстоит изучить? Запишем тему урока. Слайд 1. | Личностные УУД: - умение активно погружаться в тему; - умение высказывание различных вариантов; решения данной проблемы. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять тему урока; - умение осознание цели и задачи обучения на разных этапах; - умение планировать; - умение прогнозировать. Коммуникативные УУД: - умение слушать и слышать других, пытаться принимать точку зрения других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД: - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; - умение слушать вопросы учителя;
(Птицам Внешнее строение, скелет, внутреннее строение.
Изучить особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом Особенности строения пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, и нервной систем.) |
3. Проблемное объяснение нового материала. | | Приступим к ее исследованию. Всё это вы изучите самостоятельно в группах в течение 8-10 минут, а затем поделитесь знаниями с одноклассниками. Каждая группа получает задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующие разделы учебника и дополнительный материал. Перед вами задания, внимательно читайте их. Найдите и запишите в тетрадях строение кровеносной, пищеварительной , выделительной , нервной систем ,используя учебник и дополнительную информацию. Ответьте на вопросы письменно. 1 группа будет изучать пищеварительную систему, 2 -кровеносную, 3 дыхательную ,4-нервную систему. Ребята, зафиксируйте в рабочей карточке (тетради), какую систему вам предстоит изучить.
Пищеварение и выделительная система Схема пищеварительной системы птиц: Особенности пищеварительной системы птиц, связанные с полетом: — отсутствие зубов в ротовой полости, облегчает вес птиц; — появление мускульного отдела желудка компенсирует отсутствие зубов. Зоб Пища вначале попадает в железистый отдел, где переваривается под действием желудочного сока, а затем в мускульный отдел. Он образован толстыми мышечными стенками, под действием которых пища перетирается до кашицеобразного состояния. Перетиранию пищи способствуют камешки, которые заглатывают птицы; — хорошо развиты пищеварительные железы — поджелудочная железа и печень, что также способствует быстрому перевариванию пищи; — кишечник птиц короче, чем у пресмыкающихся. Экскременты в нем не накапливаются, и это также облегчает вес птиц.
Особенности строения выделительной системы: — выделительная система представлена парными тазовыми почками, от которых отходят мочеточники; — мочеточники выводят продукты обмена в клоаку; — отсутствует мочевой пузырь — эта особенность способствует облегчению веса во время полета. Кровеносная система и обмен веществ. Учитель отмечает, что кровеносная система птиц, как и пресмыкающихся, представлена двумя кругами кровообращения — малым и большим. В то же время существуют отличия кровеносной системы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность птиц: — сердце четырехкамерное, имеется полная перегородка между левой и правой половинами сердца. Это приводит к полному разделению крови на артериальную и венозную; — в большом круге кровообращения циркулирует артериальная кровь, а не смешанная, как у пресмыкающихся; — все органы снабжаются артериальной кровью, насыщенной кислородом, что приводит к повышению интенсивности обмена веществ у птиц и теплокровности. Температура тела птиц не зависит от температуры окружающей среды. Учащиеся зарисовывают на доске схемы кругов кровообращения. Дыхательная система птиц : Учитель отмечает, что легкие птиц имеют губчатое строение. В них входят бронхи, которые разветвляются и образуют бронхиальное дерево. От бронхов отходят выросты — воздушные мешки. Учитель знакомит класс с механизмом дыхания в покое и во время полета. — вне полета дыхательные движения осуществляются за счет сокращения межреберных мышц — грудная клетка расширяется и легкие заполняются воздухом. Воздушные мешки в полном объеме не функционируют. При расслаблении межреберных мышц грудная клетка уменьшается в объеме, легкие сжимаются, и происходит выдох; — во время полета грудная клетка остается неподвижной, так как служит опорой для крыльев. Дыхательные движения осуществляются за счет движения крыльев: при подъеме крыльев расширяются воздушные мешки и воздух поступает в легкие. При опускании крыльев воздух из воздушных мешков вытесняется. Далее учитель раскрывают понятие двойное дыхание и его значение: — двойное дыхание обеспечивается наличием воздушных мешков. При вдохе воздух поступает в легкие, где кровь насыщается кислородом, но часть воздуха проходит в задние воздушные мешки. Во время выдоха воздух из задних воздушных мешков поступает в легкие, и в них кровь вновь обогащается кислородом; — газообмен в легких происходит и при вдохе и при выдохе, что повышает уровень обмена веществ, позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Нервная система и органы чувств 1. У птиц, по сравнению с ранее изученными животными, увеличен объем головного мозга, особенно больших полушарий. 2. В связи с приспособленностью к полету хорошо развит мозжечок. 3. У птиц хорошо развиты зрение и слух. Изменяется форма хрусталика, что обеспечивает более совершенную аккомодацию. У большинства птиц зрение цветовое. 4. Развитая нервная система и органы чувств определяют сложное поведение птиц, которое основано на сложных инстинктах и способности образовывать условные рефлексы.
| Регулятивные УУД: -осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению; формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) ; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения мыслить в устной форме; -формирование умения работать в парах, в группах. Познавательные УУД: -развитие умения строить простые рассуждения. Коммуникативные УУД: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные УУД: - формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности
(Дети просматривают рисунки и читают материал. Работают в группах, выполняют задания, заслушивают ответы каждого участника, обсуждают, дополняют друг друга. ротовая полость (язык,слюнные железы) - глотка - пищевод - зоб —расширение пищевода - желудок (железистый и мускульный) - кишечник (тонкая, толстая и прямая кишка) - клоака.)
Схема малого круга кровообращения
— правый желудочек (венозная кровь) — легочные артерии (венозная кровь) — легкие (газообмен) — легочные вены (артериальная кровь) — левое предсердие (артериальная кровь) Схема большого круга кровообращения — левый желудочек (артериальная кровь) — аорта — артерии — органы (газообмен) — вены (венозная кровь) — полые вены — правое предсердие (венозная кровь)
Ноздри-рот-гортань-трахея-бронхи-легкие-воздушные мешки
Функции воздушных мешков: — участвуют в процессе дыхания; — охлаждают тело птицы; — облегчают вес; — уменьшают трение между органами.
— увеличен объем головного мозга (КБП); — развит мозжечок; — хорошо развиты зрение и слух; — поведение отличается сложностью в сравнении с ранее изученными классами Земноводных и Рептилий.
Учащиеся делегируют представителей от групп по своей системе органов птиц с устным выступлением у доски, и остальные учащиеся заполняют сводную таблицу. После заполнения таблицы учащиеся формулируют вывод, в котором перечисляют особенности внутреннего строения птиц, связанные с приспособленностью к полету. Заполнение таблицы. Особенности строения птиц ,связанные с полетом. |
4. Закрепление. | Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке проверить умения работать учащихся по алгоритму организовать самостоятельную работу учащихся организовать самопроверку самостоятельной работы организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы. | Самостоятельная работа (Приложение 1) А теперь мы мысленно переместимся на лесную поляну и под пение птиц выполним тест. (Приложение 1) Выполнение тестового задания. Раздаю тесты в бумажном варианте. Инструкция: В каждом задании один правильный вариант ответа. На оценку: «5»- 9-10 правильных ответов «4»- 7-8 правильных ответов «3»- 5-6 правильных ответов | Познавательные УУД: -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; - усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации; умение структурировать знания выбор наиболее эффективных способов решения тестовых заданий. установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений выдвижение гипотез; их обоснование. Регулятивные УУД: -умение организовать свою учебную деятельность в процессе выполнения самостоятельной работы; - умение применять только что полученные знания в выполняемом тестовом задании; -умение сравнивать, осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (правильные ответы) с целью обнаружения отличий от эталона; - умение оценивать результат сделанной работы и уровень усвоения определенных биологических понятий ; -умение проявлять способность к мобилизации сил и энергии на будущую работу, в т.ч. связанную с исправлением ошибок и преодолением препятствий. |