СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Буквы з и с на конце приставок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по программе ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Буквы з и с на конце приставок»

Технологическая карта урока .


Дата: 5 мая

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учитель: Черненко Т.В.

Тема: Буквы З и С на конце приставок.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Познакомить с орфограммой и условиями выбора букв З и С на конце приставок; развивать орфографическую зоркость, научиться использовать алгоритм орфографического правила

Задачи урока:

образовательные: формирование представления о зависимости написания орфограммы от следующего за приставкой согласного или гласного; умение находить орфограмму и пользоваться составленным алгоритмом проверки;

развивающие: развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; обогащать речь детей;

воспитательные: воспитание интереса к материалу изучаемой темы, формирование мотивации к целеноправленной познавательной деятельности.

Планируемый результат обучения:

Предметные: знать правила написания букв З и С на конце приставок; написание слов с приставками на С; словарные слова; уметь графически обозначить условия выбора

Личностные: понимание русского языка и его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в коллективе.

Ресурсы: презентация, раздаточный материал.






Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1.Мобилизующий этап

Цель.

Включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность.

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, создает благоприятный психологический климат.


Подготовка класса к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Л: положительное отношение к учебной деятельности.


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.


Игра с приставками.

-Представьте себе, что вы сидите перед телевизором

-Представили?

-Я вам скажу: «В». Что вы сделаете?

-Включим телевизор.

- А если я скажу: «Пере»?

-Переключим на другую программу.

-А если я скажу: «Вы»

-Значит, выключим телевизор

Вы сидите на стульях на расстоянии друг от друга. Я говорю «Подо»

-Мы пододвинемся

- А если «Ото»

- Тогда мы отодвинемся.(Слайд 1 )


Какой вывод можно сделать из этой игры?

Каждая приставка несет свой смысл, и каждая приставка имеет свои секреты написания.

Определяем проблему урока

Прочитайте ключевые слова урока

Приставка, орфограмма –буква, глухой согласный, звонкий согласный. Проблема: есть приставки, правило написания которых пока неизвестно Слайд2

На основе ключевых слов спрогнозируйте цель урока:

Узнать новое правило о правописании приставок, научиться писать слова с новой орфограммой в приставке.


Ученики под руководством учителя формулируют проблему: есть приставки, правило написания которых пока неизвестно. Участвуют в беседе, вступают в диалог, высказывают свое мнение, приводят аргументы.


К: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения

Р: целеполагание, прогнозирование.


Л: побуждение к деятельности


П: Анализ объектов с целью выделения признаков

3. Актуализация знаний.

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Работа с классом

Давайте вспомним. (Слайд 3)

(работа в парах) прил. 1

1.Назовите гласные и согласные в словах (морозы, бочка, избушка, вода)

2. Выделите в словах приставки,

объясните написание приставок. (Слайд 4)

(обсудить, оборвать, подтягивать, надстроить, добраться, поехать отбежать)

3.Запишите слова и выделите приставки. Что заметили необычного в написании приставок?

(изрезать, испугать, бесплатно, безрадостно, распилить, разрезать.).Слайд 5

Почему эти слова так пишутся?

Что нам предстоит узнать сегодня?

Дети читают первое задание, уточняют какие согласные звонкие, какие - глухие. Называют в словах

звонкие и глухие согласные, обращают внимание на пары зв. и глух. согл.

Ученики выделяют приставки и говорят о том, что они пишутся всегда одинаково.


Учащиеся обращают внимание на то, что на конце приставок встречается и буква З, и буква С. Это противоречит правилу написания приставок, которое дети знают.

Дети затрудняются ответить


Ответы детей. Дети пытаются сформулировать тему урока.


П: Умение строить речевое высказывание, понимают познавательную задачу.


Р: Планируют необходимые действия, операции


Л: Желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.


К: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Работа в группах

Попробуем сделать маленькое открытие. Прочитайте слова. Слайд 6

Изрезать испугать

Возложить воспеть

Разбег рассказ

Безоблачное бескорыстный

( прил.2)

-Сравните слова первого и второго столбика.

-Подумайте, почему приставки оканчиваются разными согласными?

-Сделайте вывод и сравните с правилом в учебнике.

-Назовите основное условие

выбора букв З или С на конце приставок.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-,из-, через, раз и без

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С

Глухие звуки -это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во чтобы то ни сталь оглушить.

Учитель сообщает детям: Сейчас вы сделали маленькое, но важное открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определенный багаж теоретических знаний. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? Как бы вы оценили работу группы и собственную

-Составьте алгоритм рассуждения на основе упр 245.Слайд 7 Распределить в 2 столбика (слайд 8 ответы к упр 245)

Физкульминутка.

Учащиеся проводят наблюдения и делают вывод, что перед звонкими согласными и гласными пишется З, а перед глухими – С


Дети составляют алгоритм 1сначала надо найти приставку, потом посмотреть, с какого согласного начинается корень;2 перед звонкими. согласными и гласными пишем з, а пред глухими –с. Учащиеся читают правило в учебнике и сопоставляют свои выводы с правилом.


Р: осуществлять поиск необходимой информации

П: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

К: учитывать и уважать разные мнения



Л:умение отстаивать свое мнение

5.Первичная проверка понимания

Работа в группах. Работа с учебником. Взаимопроверка.

1выполняет упр.247.

2 выполняет упр 248

3. выполняет упр 249.

Дети сверяют с ответами на экране. (Слайд 9,10,11)


Ученик выполняет самостоятельную работу (с учетом собственных знаний о правописании приставок), вставляя пропущенные буквы и выделяя приставку.

Проверяют самостоятельную работу, сверяя с доской. Оценивают свою работу в «Листе достижений»


Р: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;

П:читают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят в учебнике .

К: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретно-познавательных задач, умеют задавать уточняющие вопросы.

6. Первичное закрепление

Цель. Научиться самостоятельно определять написание З и С на конце приставок, применять эти знания на практике.

Чем отличается написание приставок в парах слов?

Раздать – сдать, разжечь – сжечь, разговор – сговор слайд 12

Давайте поиграем

Распределить слова по орфограммам ( с при ставкой на З- и С- - хлопает 1 группа; с приставкой на С- - вторая группа: сбежать, разбегаться; сборный, сговорчивый, разговорчивый, сдвинуть, раздвинуть, сдвоенный, сгибать, избавить, расколоть, исчезнуть.)

Пусть никто никогда не забудет,
Что 
з приставкой не была и не будет.
Обрати внимание
на 
здесь, здоровье, здание.
З нельзя в них отделить,
чтобы смысл не повредить:
-десь, -доровье, -дание –
нет в них содержания.
Слайд 13

- Что нового вы узнали из этого стихотворения?

Выполнение упр. 246 по условию Слайд 14 с ответами

Просмотр фрагмента из мультфильма «Бемби»

Работа с текстом.

Прочитайте, определите тип речи данного текста, озаглавьте текст.

Какие слова помогают передать состояние олененка?

Найдите в тексте художественно-выразительные средства.

Вставьте пропущенные буквы. При этом вам придется решать: З или С? При затруднении смотрите в орфографический словарь. Какое слово у вас вызвало трудности?

Может быть, вам захотелось нарисовать маленького испуганного олененка? Попробуйте!


Ученики указывают, что приставка С- является неизменяемой и пишется всегда одинаково.



Просмотр мультфильма. Чтение текста. Работа со словарем. Поиск информации.



Л: имеют желание осваивать новые виды деятельности;


П: Осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, делают обобщения выводы.


Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути преодоления;


К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Информация о домашнем задании.

Цель: Закрепить знания, полученные на уроке. Оценить себя.

1. Подобрать 15 слов для словарного диктанта с изученной на уроке орфограммой.

2. упр. 251

3. Нарисовать рисунок.


Оценивают свои возможности в выполнении домашнего задания. Ставят перед собой учебно-познавательную цель для самостоятельной работы.

Л: формирование границ собственного «знания» и «незнания»


Р: адекватная самооценка


П: Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


К: умение слушать

8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Что нового и важного вы узнали о правописании приставок на –з и-с?

- Кто доволен своей работой на уроке? Поднимите руки.

- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?).

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек на вашем столе и покажите мне. Урок понравился –

Карточка с улыбающимся лицом, нет – карточка с грустным лицом.

Ученики отвечают на вопросы, высказывая свое мнение.

Определяют свое эмоциональной состояние на уроке (смайлики).Заполняют листок оценивания

Р: Адекватно оценивают свою работу


К: Строят небольшие монологические высказывания.


П: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.


Л: понимают в чем значение знаний для человека.