Буквы е-и в корнях с чередованием
Алфимова Т. А.
1. Мотивирование к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
Сегодня у нас новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете её и «откроете новое знание».
Желаю всем удачи!
2. Актуализация и пробное учебное действие
- С чего мы начнём работать ?
Распределите слова по двум колонкам:
приходит, маршрут, белеет, бегут, картина
-По какому признаку вы распределяли слова?
Подберите проверочные слова. Как вы подбирали проверочные слова?
-Какие слова мы называем однокоренными?
Итак, что мы с вами сейчас повторили?
Оцените свою работу
А сейчас будьте внимательны!
- Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните свой выбор.
1. Гореть, горе, загар, выгореть.
2. Замирать, замер, мирный, умер.
Проверим!
- Какой вывод вы можете сделать?
- Почему в однокоренных словах встречаются разные гласные?
Оцените свою работу
3. Выявление места и причины затруднения
- Что мы должны сделать дальше?
- Пугают слова:
у д е р у - у д и р аю, с т е л ю – рас ст и л аю
за п е р еть - за п и р аю.
Где « е» а где « и» ?
Я не знаю
- Попробуйте объяснить правописание гласных в корнях : -дер -/-дир -; -стел -/-стил -; -пер -/ -пир-.
- Кто не смог выполнить задание? Почему вы испытали затруднение?
- Что вы будете делать дальше?
- Сформулируйте тему урока и цель вашей деятельности.
Оцените свою работу
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Когда вы формулируете новое правило, на что вы обращаете внимание?
- А теперь постройте план проекта по выходу из затруднительного положения:
1. Установить закономерность.
2. Сделать вывод.
3. Создать алгоритм действий
Оцените свою работу
5. Реализация построенного проекта
- Чтобы установить закономерность, наблюдаем над упражнением учебника на с. 112.
- А теперь сформулируйте правило.
- Проверим себя по эталону на с. 112 нашего учебника.
Оцените свою работу
- Создаём алгоритм действий.
Алгоритм
Выдели корень.
е//и
есть суффикс а
пишем букву и
нет суффикса а
пишем букву е
о//а
– рос-/-
Перед с пишем о,
-лаг-/-лож-
Перед г пишем а, перед ж - о
Физкультминутка
Без сомненья, вы устали. Встаньте! Сядьте! Снова встаньте! Разогнулись, потянулись, Вправо-влево повернулись! Друг на друга посмотрели
И на место сели
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Устная фронтальная работа над упр. 646.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Самостоятельная работа над упр. 647.
- Проверка по эталону.
1. Звёзды забл е стели. Взб и р а емся на вершину. Зам е реть от восторга. Заж и г а ть костёр. Степь расст и л а ется.
2. Оп и р а ться на перила. Зап е реть дверь. Нат и р а ть пол. Пост е лить ковёр. Прот е реть окно. Приб и р а ть комнату.
Оцените свою работу
8. Включение в систему знаний и повторение. Верные – неверные утверждения
№ п/п
Утверждение
1.
Вытер пыль. Корень -тер- с проверяемой безударной гласной
2.
Мирный человек. Корень -мир- с чередующейся гласной.
3.
Избирать делегатов. Корень -бир- с чередующейся гласной. Пишем букву и, потому что после корня стоит суффикс -а-.
4.
В слове «расстелать» в корне пишем букву е, потому что есть проверочное слово расстелет.
9. Домашнее задание
- § 112, упр. 649
- Рабочая тетрадь: задание 143 (с.74)
- Записать 5 пословиц, в которых встречаются слова с чередование е-и в корне.
10. Рефлексия
- В какой части речи мы наблюдали чередование е-и?
- Только ли в глаголах действует изученное правило?
- Как вы поступите с информацией, полученной на уроке?
Приём «Чемодан, мясорубка, корзина». Выберите соответствующий предмет.
Чемодан – всё пригодится в дальнейшей учёбе.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.