СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока информатики в 9 классе по теме "Оператор ветвления"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока информатики в 9 классе по теме "Оператор ветвления"»

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - информатика

Класс - 9


Тема урока – «Оператор ветвления»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные


умение записывать на языке программирования короткие

алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвление


умение самостоятельно планировать пути достижения

целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в

рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность

выполнения учебной задачи;




алгоритмическое мышление, необходимое для

профессиональной деятельности в современном обществе; представление о

программировании как сфере возможной профессиональной деятельности


Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, компьютеры, презентация урока, карточки.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

(2 мин)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с языком программирования Паскаль. И тема нашего сегодняшнего урока: «Оператор ветвления»
Открыли тетради,  записали число и тему урока.
Мы познакомимся с новым оператором, его разновидностями и каждый из вас сегодня на уроке должен научиться записывать оператор на языке Паскаль, разрабатывать программу, используя те операторы, которые вы уже знаете и, конечно же, новый оператор ветвления (слайд 1)

2 этап.

Мотивация

(2 мин)


А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Беббиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!”

Вопрос к классу:
О чем говорят эти слова?

- О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем.

3 этап.

Актуализация знаний

(5 мин)

Повторение ранее изученного материала. Компьютерный тест. (слайд 2)
Учащиеся отвечают на вопросы  компьютерного теста (Приложение 2).


Ученики выполняют тест на компьютере





4 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

(12 мин)


Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. (слайд 3)

Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне?

И так, мы с вами уже знаем, что алгоритмы бывают с ветвлениями или разветвляющиеся алгоритмы

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Какие виды ветвления вы знаете? (слайд 4-5)

И в  языке Паскаль имеется оператор ветвления, другое его название – условный оператор. Бывает полное и неполное ветвление.(слайд 6-7)

На языке программирования оператор ветвления в неполной форме
IF (условие) THEN (операторы)
IF AB THEN B:=B*2 (слайд 8)

IF (условие) THEN (операторы)  ELSE  (операторы);
Условие записывается с помощью знаков сравнения  и принимает два значения: да или нет.    IF AB       THEN max:=A
ELSE max:=B; (слайд 9-10)

Напишем программу для задачи
program maximym;
var A, B, max: integer;
begin
writeln (‘введите любые два числа’);
readln (A,B);
if AB  then max:=A
else  max:=B;
writeln (‘ максимальное число‘, max);
end. (слайд 11)

- Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, то останется жив, если налево, то погибнет.


















-Полное и неполное ветвление.







































































- Ученики комментируют вслух.

5 этап.

Формирование умений и навыков

(14 мин)

Решим еще несколько задач. Запишем только конструкции операторов. Работа по карточкам. (Карточки раздаются каждому ученику). Записать конструкции операторов ветвления для следующих задач:
Карточка “Задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.



Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большегоменьшее.
Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.
Ответы:  

 1. If x0   then y: =x-50   else y: =x+100;
2. If a*b
 3. If AB   then C:=A-B;
 4. If x8   then y:=x/4   else y:=x*5;

(слайд 12-13)













-Учащиеся работают с карточками

6 этап

Закрепление знаний

(7 мин)

Практическая работа в среде Turbo Pascal
Чтобы убедиться, что программа написана верно,  проверим это в среде Turbo Pascal.

Учащиеся  садятся за ПК и набирают программу, компилируют и запускают на исполнение.

7 этап

Домашнее задание

(2 мин)

Задача. Ввести два числа.  Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.

(слайд 14)

Ученики записывают домашнее задание

8 этап

Итог урока

(2 мин)

Оценить активных учащихся и поставить те оценки, которые учащимся поставил компьютер за выполнение теста.