ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет - информатика | Класс - 9 | |
Тема урока – «Оператор ветвления» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвление | умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности |
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, компьютеры, презентация урока, карточки. |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока (+время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Организационный момент (2 мин) | Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с языком программирования Паскаль. И тема нашего сегодняшнего урока: «Оператор ветвления» Открыли тетради, записали число и тему урока. Мы познакомимся с новым оператором, его разновидностями и каждый из вас сегодня на уроке должен научиться записывать оператор на языке Паскаль, разрабатывать программу, используя те операторы, которые вы уже знаете и, конечно же, новый оператор ветвления (слайд 1) |
2 этап. Мотивация (2 мин) | А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Беббиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!” Вопрос к классу: О чем говорят эти слова? | - О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем. |
3 этап. Актуализация знаний (5 мин) | Повторение ранее изученного материала. Компьютерный тест. (слайд 2) Учащиеся отвечают на вопросы компьютерного теста (Приложение 2).
| Ученики выполняют тест на компьютере |
4 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) (12 мин) | Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление. |
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. (слайд 3) Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? И так, мы с вами уже знаем, что алгоритмы бывают с ветвлениями или разветвляющиеся алгоритмы Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. Какие виды ветвления вы знаете? (слайд 4-5)  И в языке Паскаль имеется оператор ветвления, другое его название – условный оператор. Бывает полное и неполное ветвление.(слайд 6-7)  На языке программирования оператор ветвления в неполной форме IF (условие) THEN (операторы) IF AB THEN B:=B*2 (слайд 8)  IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы); Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет. IF AB THEN max:=A ELSE max:=B; (слайд 9-10) Напишем программу для задачи program maximym; var A, B, max: integer; begin writeln (‘введите любые два числа’); readln (A,B); if AB then max:=A else max:=B; writeln (‘ максимальное число‘, max); end. (слайд 11) | - Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, то останется жив, если налево, то погибнет. -Полное и неполное ветвление. - Ученики комментируют вслух. |
5 этап. Формирование умений и навыков (14 мин) | Решим еще несколько задач. Запишем только конструкции операторов. Работа по карточкам. (Карточки раздаются каждому ученику). Записать конструкции операторов ветвления для следующих задач: Карточка “Задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль” Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100. Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран. Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большегоменьшее. Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5. Ответы: 1. If x0 then y: =x-50 else y: =x+100; 2. If a*b 3. If AB then C:=A-B; 4. If x8 then y:=x/4 else y:=x*5; (слайд 12-13) | -Учащиеся работают с карточками |
6 этап Закрепление знаний (7 мин) | Практическая работа в среде Turbo Pascal Чтобы убедиться, что программа написана верно, проверим это в среде Turbo Pascal. | Учащиеся садятся за ПК и набирают программу, компилируют и запускают на исполнение. |
7 этап Домашнее задание (2 мин) | Задача. Ввести два числа. Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза. (слайд 14) | Ученики записывают домашнее задание |
8 этап Итог урока (2 мин) | Оценить активных учащихся и поставить те оценки, которые учащимся поставил компьютер за выполнение теста. | |