П.36,стр.171 «В гаванях афинского порта Пирей»
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрели все на меня – улыбнулись, посмотрели друг на друга, улыбнулись и пожелали друг-другу такого хорошего настроения .
Мы на прошлом уроке закончили изучать главу 8,поэтому сейчас вспомним основные даты и определения:
Полис, демос, ареопаг, илоты, пираты, атлет, ипподром, стратег.
3. Работа по датам.
-Ребята, я показываю карточку, на которой написан год, а вы отвечаете, какое событие произошло в этом году.
480,490,594,776 год до н.э.
II. Переход к изучению новой темы
-А теперь внимание к следующему слайду. Посмотрите, что вы видите на снимке? ( слайд №1 с фотоснимком современного Пирейского порта)
-Как вы думаете, в какой стране находится этот порт? (так-как в предыдущих уроках изучалась Греция, предположительно дети должны дать правильный ответ)
-Правильно. Это - Пирейский порт, крупнейший европейский порт, расположенный в 5-6 км от Афин. Построен он был в 5 веке д. н.э Афинским полисом.
-Так о чем же будет идти речь сегодня на уроке? (дети сами определяют тему урока)
- Запишите тему урока: В гаванях Афинского порта Пирей. (слайд №4)
III. Изучение темы
Историки утверждают, что уже в 5-м веке д.н.э. в Пирее шла бурная жизнь с утра до ночи, и что Афины не представляли свою жизнь без него? Почему же? И так задание на урок:
Какую роль играл афинский порт Пирей в жизни греков? Сл.5
-Ребята, посмотрите на название темы, какое слово вам не совсем понятно? (гавань)
-Чтобы понять, обратимся к следующему слайду.
Гавань – место стоянки кораблей (слайд № 6)
Гавани афинского порта Пирей (слайд № 7) 2 военные 1 торговый Флот (Рисунок военного корабля ) рисунок торгового корабля 400 триер |
Разбор схемы ( слайд 7) - \
Нужную информацию о гаванях порта можно извлечь из данной схемы. Кто хочет опираясь на нее рассказать нам о Пирейском порте? (слайд , наиболее сильный ученик рассказывает о порте; учитель следит за точностью передачи учеником представленной на схеме информации)
Хорошо, а теперь проверим насколько вы хорошо ориентируетесь и разбираетесь в плане местности.
Разбор плана Пирея ( слайд 8)
Посмотрите на план Пирея в 5-м в. д.э. в учебниках на стр 173.
( на слайде № 8 отражается план Пирея)
- Где расположен порт? (охарактеризуется местность по плану и по карте)
-Что особенного в плане Пирея? (кругом стены и укрепления)
- Обратите внимание, дорога, соединяющая Афину с Пиреем была с двух сторон укреплена стенами. Как вы думаете почему? (чтобы защитить от нападения врагов)
Путешествие на гавани Пирейского порта
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте мы с вами отправимся в путешествие.
-Вот и прибыли в Грецию
Перед нами, ребята, военная гавань. Я буду читать а вы внимательно слушайте и записывайте не понятны для вас слова.
В этой гавани размещен флот. Флот состоит из 400 триер. На военную службу берут только афинских граждан, потому что чужеземцам не доверяют. По афинским законам все богатые граждане должны за свой счет снарядить по боевому кораблю. Это их почетная обязанность. Здесь слышен шум топоров. Там работает «корабельная чернь» это бедные которые пришли сюда на заработки – гребцы, матросы, крутильщики канатов, рабочие на верфях. Главным органом, который следит здесь за порядком является «совет пятисот».
-Ребята, если вы слушали его внимательно, то наверное, заметили, что в его речи были некоторые слова, которые не совсем понятны. Кто какие слова заметил?
Кто такие граждане, что такое верфь? Найдите их значение в учебниках (стр. 172)
Совет Пятисот – орган, который следил за порядком в военных гаванях и за всеми работами в военных гаванях.
Граждане – коренные афиняне, у которых оба родители были гражданами
Верфь – место, где чинили и строили новые корабли
(высвечиваются после того, как ученики их нашли в учебниках.)
Наше путешествие продолжается, давайте заглянем в другую гавань.
Сл.11 Перед вами торговая гавань.
Давайте постоим в толпе и понаблюдаем за происходящим: что вы видите, слышите? (Дети фантазируют, описывают: Видим как рабы таскают мешков, стоят горшки, причалили корабли, очень много людей, есть надсмотрщики)
- По вашему чем наполнены мешки?
-Предположите, откуда пришел корабль с зерном?
-Интересно, кому принадлежат эти амфоры?
-как вы думаете, чем наполнены они?
-Какой вывод сделаете из увиденного?
-Да, ребята, вы правы. Как видим, здесь всегда полно людей. Сюда прибывало множество кораблей из разных стран. Те кто привозил товары из других стран, платили налоги за право торговать в Афинах. Были специальные сборщики налогов из афинских граждан.
-Как надо продавать товар, чтобы покупателю захотелось купить его у вас? (рекламировать)
-Кто хочет проверить себя в роли продавца? (ученики в роли продавца предлагают товар из списка, делятся своими впечатлениями)
Поиграем.( Ярмарка-я раздаю то чем торговали в гавани, а детям нужно продать товар)
Какой товар вас удивляет?
Считаете ли вы рабство справедливым?(все люди должны быть равны, в наши дни рабство запрещено по закону)
Работа с учебником
стр.174 пункт 3
Переход к описанию социальной структуры Афины
- Многие купцы из других городов, оставались жить в Афинах. Они говорили по гречески, одевались как афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог за право жить в Афинском государстве, а граждане такой налог не платили. Как вы думаете, почему переселенцы из других стран оставались в Афинах, несмотря на то, что платили налоги? ( выслушивается ответы уч-ся)
- Город был цивилизованным и купцы оставались жить. Они строили свой бизнес, разбогатели.
Сл.14- Кто же представлял в 5 веке социальную структуру города? Попробуйте, расшифровать:
1. Грждн 2. Прслнц 3. аб чжзмц
(Схема переносится в тетради)
- Как вы думаете, за какой категорией населения не признавались права человека и приравнивали их к вещи?
-Кто из них мог участвовали в управление страной, были свободными.
-Кто платил налоги и почему?
-Как вы думаете, куда шли деньги, полученные от переселенцев, и купцов, которые привозили свои товары в афинский порт? (Для развития Афинского полиса, для укрепления ее могущества)
III. Первичное закрепление ( по желанию учителя можно проводить устно или письменно по раздаточным карточкам)
- Молодцы. Я очень довольна вами. А теперь проверим, какими же путешественниками вы являетесь:
I. «Верно, неверно»
1. Верно ли, что среди греков были рабы…(нет, так-как к этому времени рабство в Греции было отменено)
2. Верно ли, что а порядком в военных гаванях следил Совет пятисот (да)
3. Верфь – это место стоянки кораблей (нет)
4. Военный гавань состоял из 400 триер (да)
5. Триера – это торговый корабль ( нет)
Ответ на задание урока (слайд 19)
-Итак, ребята, давайте вернемся к заданию урока и ответим на вопрос: Почему же афиняне не представляли свою жизнь без Пирея?
- Какую роль она играла в жизни греков?
-Какую пользу они получили от Пирея?
Что вам понравилось из увиденного?
-Что вызывает негатив, несогласие?
-Да, согласна. Пирей был источником богатства Греции, благодаря чему в 5 в. д.н. э она возвышалась и расцвела и афиняне сами управляли своим городом сами, т. о. вы видим расцвет демократии в афинском полисе.
IV. Подведение итогов
Рефлексия
давайте подведем итог:
Самооценка
-Кто считает, что есть над чем поработать еще?
-А теперь уберите все со стола и встали.
- Вот и уроку конец!
Кто работал молодец!
Ребята, пусть эти фрукты будут сладким призом для вас за то, что вы помогли мне провести урок!
Список использованной литературы и источников:
История Древнего мира5 класс/Вигасин А.А., Г.И. Годер, М., «Просвещение» 1999.
История Древнего мира 5 кл./ В.И. Уколова.М., «Просвещение», 2004.
Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебникам А.А., Вигасина, Г.И., Годера.- М.: ВАКО, 2005.
Атлас по истории Древнего мира М., Дрофа, 2011.
Крушкол Ю.С. хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987.
Интернет-ресурсы