II. Актуализация знаний | 5 | 1. Беседа по содержанию курса 6 класса. 2. Слушать рассказ учителя, делать запись в тетради. 3. Решать проблемную задачу. | Что мы знаем об итогах правления Ивана VI? Что должны узнать? Какие реформы проводились в государстве во внутренней политике и внешней политике Бориса Годунова? Какую цель урока нам предстоит решить? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова» В конце своего правления Борис Годунов сказал: «Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить…» Уже в период правления Бориса Годунова в стране начинаются народные волнения, а после его смерти - Смута. Некоторые историки называют Бориса Годунова «Несостоявшимся реформатором». Какие обстоятельства помешали ему осуществить свои намерения? «Борис Годунов был талантливее Федора Ивановича, умереннее Ивана Грозного. От чего же он так быстро стал непопулярным в роли царя?» В течение урока мы попробуем на него ответить. | Отвечают на вопросы: - Иван VI оставил тяжёлое наследство: запустение земель и разруху от опричнины, разобщенность верхнего слоя общества, падение престижа России. Обсуждают цели и тему урока, и пытаются самостоятельно их формулировать. | Фронтальная форма работы | Предметные: анализируют итоги правления Ивана Грозного. Вспоминают материал 6 класса. Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию; формулируют ответы на вопросы учителя; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Личностные осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность. | Устный опрос Записи в тетради |
III. Изучение нового материала | 5 2 10 3 2 1 2 5 10 2 | Презентация «Россия на рубеже XVI –XVII веков. Правление Бориса Годунова» Изучение исторического источника Составление кластера. Решать проблемную задачу Работа с дополнительными Источниками. Работа с учебником Решать проблемную задачу | 1.Рассказ учителя Кто такой Борис Годунов? Как он оказался у власти? (Приложение №1) 2. Какие задачи стояли перед Россией в конце 16 века и как они решались правительством Бориса Годунова. 3. Какие же мероприятия и реформы провёл Борис Годунов во внутренней и внешней политике? -Ребята, перед вами лежат письменные источники (Приложение №2). Вам нужно их прочитать, осмыслить какие реформы, мероприятия были проведены Борисом Годуновым. А затем составить кластер по внутренней и внешней политике Бориса Годунова. Подвести итог по составлению кластера. 4.По мнению историка В.Н.Татищева «Борис Годунов проявил себя как коварный человек, и все его действия были «во вред и к разорению государства». Согласны ли вы с этим утверждением? Итог по внутренней и внешней политике Бориса Годунова. В первой половине своего правления можно отметить успехи во внутренней и внешней политике Бориса Годунова. Он много привнес нового: -Для укрепления поместного и вотчинного хозяйства принял указ «об урочных летах», что позволило укрепить вотчинные хозяйства. -Для восстановления внешнеполитического авторитета России, утраченного после Ливонской войны учреждает патриаршество в России. -Укреплял государственные границы, для этого возводились крепости по всей стране. -Успешной была и внешняя политика. Она была ориентирована на дружбу с европейскими странами. - Сумел воспользоваться проблемами внутриполитической жизни Швеции и вернуть захваченные ею российские территории. 5.Рассказ учителя. В 1601году шли долгие дожди, а затем грянули ранние холода. В стране начался голод и продолжался целых три года. Борис Годунов открывал царские амбары, организовывал общественные работы, чтобы накормить народ, но этого было недостаточно Народные волнения охватили большие территории. В 1603 году наиболее мощным было восстание под предводительством атамана Хлопка. В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царская армия сумела разбить Хлопка. Но успокоить страну не удалось – было уже слишком поздно. История России знает немало фактов появления самозваных претендентов на престол. Один из примеров – самозванец Лжедмитрий I. 6.Почему в России появился самозванец? 7. Приглашает рассказать мини-сообщение учащегося по теме «Лжедмитрий I». 8. Экспресс – дебаты Проблемный вопрос: «Борис Годунов был талантливее Федора Ивановича, умереннее Ивана Грозного. От чего же он так быстро стал непопулярным в роли царя? Мы проведем экспресс – дебаты, Правила дебатов: формулируется проблемный тезис (тема). Ваша задача, работая в команде, прочитать исторический документ (Приложение №3). Проанализировать его, сконструировать систему аргументов и контраргументов. Работа с историческим источником 5 минут. 5 минут на выступление 2-х команд. Тема дебатов «Борис Годунов: тиран или жертва обстоятельств» Команда «Утверждения» соглашается с тезисом, и находит в историческом источнике аргументы, что Борис Годунов «тиран», команда «Отрицания» находит доводы, что он жертва обстоятельств. Ребята спасибо за ответы. Мы попытались установить истину, но вопрос остается открытым: Кто же Борис Годунов «жертва или тиран». А вы дома прочитайте дополнительную литературу, и ещё раз подумайте над этим вопросом. 9.Вопрос учителя. Как вы думаете, какие возможности открывались перед страной в период правления Бориса Годунова? Вывод. Борис Годунов-первый выборный русский царь. Царь преобразователь! В русскую историю вошёл как царь-строитель. При нём велось интенсивное каменное строительство на Руси! Имел обширные планы преобразований во всех сферах как внешней, так и внутренней политики! Хотел построить первый русский университет! Царя сгубило тяжёлое экономическое положение страны - три страшных голодных года, связанных с экстремальными природными условиями. | Слушают, обсуждают новую информацию. Записывают важные даты, события в тетрадь. Называют задачи, стоявшие перед правительством Бориса Годунова в конце XVI века. Задачи правительства: 1.преодолеть разруху и восстановить хозяйство; 2.сплотить верхушку общества; 3.восстановить престиж России. Работают с историческими источниками индивидуально, можно в паре, заполняют кластер. Называют мероприятия во внутренней и внешней политике Бориса Годунова. Аргументировано отвечают на вопрос, высказывают собственное мнение. Делают собственные выводы. Слушают учителя. Размышляют. Записывают новые даты, события в тетрадь. Аргументировано отвечают на вопрос, высказывают собственное мнение. Ответы учащихся: -народу жилось очень голодно; -Борис Годунов не смог справиться с кризисом, накормить народ; -слухи, что царевич жив. Мини-сообщение учащегося по теме «Лжедмитрий I». Учащиеся делают вывод. Учащиеся знакомятся с источниками. Находят аргументы и контраргументы. Выступают по очереди, приводят свои доказательства. Примерные ответы: -была сплетена сложная сеть тайного полицейского надзора; - доносы сопровождались опалами, пытками, казнями и разорением домов; - накинулся Борис на значительный боярский кружок с Романовыми во главе; - не смог создать себе авторитет, необходимый самодержцу Руси; - неурожай и голод; -недоверие к «низкородному» царю не позволило Годуновым надолго закрепиться на русском престоле и стало одной из причин дальнейшего гражданского противостояния в Московском царстве. Учащиеся анализируют, размышляют, отвечают на вопрос. | Индивидуальная работа Парная или индивидуальная Фронтальная форма работы Индивидуальная Индивидуальная форма работы Индивидуальная работа Групповая форма работы Фронтальная форма работы Индивидуальная | Предметные: Научатся характеризовать внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Определять термины: заповедные лета, сыск, Земский Собор. Получат возможность научиться: описывать личность и деятельность Бориса Годунова. Анализировать исторические документы, давать оценку внутренней и внешней политики Б.Годунова. Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Используют знаково-символические средства, в том числе схемы, кластеры для решения задач. Строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Учитывают выделенные учителем ориентиры действия, понимают учебную задачу. Владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.) Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, отделять новое от известного; выделять главное. Высказывают свое мнение, строят понятные для партнера высказывания. Получат возможность научиться: работать в парах, группах. | 1. Устные ответы. 2. Записи в тетради. 3. Составление кластера, его защита. Записи в тетради Устный опрос Устный опрос. |