I. Мотивация к учебной деятельности Цели: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Продолжительность: 2 мин. | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | -Что такое религия? -Какие религии считаются традиционными в современной России? -Всегда ли так было? | Применение полученных знаний. Отвечают на поставленные вопросы. | Описание религиозных верований людей. | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в учебной деятельности, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Цели: Продолжительность: 8 мин. | Организует беседу по вопросам. Продолжим знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились? Организует проблемную ситуацию; организует мыслительную деятельностьь обучающихся, создает условия для формулирования темы урока. | -Почему возникли религиозные верования? -Вспомним, что мы знаем о верованиях славян. Слайд 1 -Какие религиозные верования были известны восточным славянам благодаря связям с соседними народами? Слайд 2 -В чем сходство вероучений ислама, иудаизма, христианства? Слайд 3 -В чем главное отличие язычества от этих религий? Слайд 4 Загадки: О ком идет речь? Приложение 1. -Определите тему урока с помощью иллюстративного материала по теме «Крещение Руси» Слайды 5-9 -Как вы думаете, о чем мы будем говорить? «Верно, тема сегодняшнего урока... На какие вопросы мы должны ответить? Сформулировать проблемный вопрос (с.49учебника) | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Подтверждают культурное многообразие народов в изучаемый период. Сравнивают черты славянского язычества и христианской религии, выявляя общее и различное. Устные ответы | Применение понятий и терминов: ислам, иудаизм, христианство, язычество. | Познавательные: используют общие приемы решения познавательных задач. Коммуникативные:высказывают собственное мнение, слушают мнения других, строят понятные речевые высказывания. Познавательные: самостоятельно формулируют тему урока, познавательные цели. Коммуникативные: учавствуют в коллективном обсуждении проблемы. |
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи) Цели: Продолжительность:25 мин. | Вспомните, при каких обстоятельствах погиб князь Святослав? Какие сыновья претендовали на киевский престол? Ответьте на вопрос: Кто победил в борьбе за Киев? -Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли. -Какие религии основываются на единобожии? Русь, переходя к новой религии –единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как в Волжской Булгарии. Знакомство с историческимим документом поможет нам найти ответы на вопросы: -какую веру выбрал Владимир и почему? Выполните задание 4 в рабочей тетради вместе с соседом по парте. Прочитайте п.3 и рассмотрите иллюстрации на с. 52-53 учебника. Составьте 3-4 вопроса к тексту и 1-2 вопроса к каждой иллюстрации. Запишите их Прочитайте п 4 , заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, нравственное, духовное) | Работа с учебником пункт 1. Прочитать п.1 параграфа 5 и составить план «Основные направления политики князя Владимира» -Найдите на карте направления походов князя Владимира. Покажите территории, отшедшие к Руси при Владимире. Работа с историческим документом (летописью) Прочитать п.2 текста учебника «Причины крещения Руси» и заполните пропуски в схеме Слайд 10 Задание 4 в раб. тетради Слайд 11 | Устные ответы на вопросы. Оапределяют основные направления политики князя Владимира в форме сложного плана. Индивидуальная работа. Работа с картой. Отвечают на вопрос: принять единую религию Ответы учащихся (христианство, ислам, иудаизм) Изучают документ и отвечают на вопросы к документу. Работа в парах. Работа с заданием 3 в рабочих тетрадях. Групповая форма. Работа с иллюстративным материалом учебника и составление вопросов к тексту п.3 и к каждой иллюстрации. Заполнение таблицы Групповая форма работы | Использовать раннее изученный материал для решения познавательных задач. Поиск информации в учебнике, использование сведений из исторической карты. Анализировать информацию, содержащуюся в летописи. Поиск информации в различных источниках. Объяснять прогрессивное значение принятия христианства для государства Русь. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные:контроль в форме сличения результатов с эталоном с целью обнаружения отличий и коррекция –внесение дополнений. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение сотрудничать, взаимодействовать со сверстниками в поиске информации. Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск информации. |
IV. Рефлексия деятельности (итог урока) 7 мин. Домашнее задание 3 мин. | Объясните термин «двоеверие». Докажите, что Русь была христианской страной. Вернемся к проблемному вопросу: «Можно ли считать принятие христианства событием, предопределившим дальнейшую судьбу Руси» Конкретизирует домашнее задание: П.6, учить понятия Подсчитать, сколько лет существует христианство на Руси? Сколько лет прошло от крещения княгини Ольги до Крещения Руси? Составить кроссворд на тему: «Принятие Русью христианства» Задание 6 в раб. тетради Прочитать отрывок из работы русского историка С.М. Соловьева и ответить на вопросы. | Слайд 12. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, анализируют результаты своей деятельности, выявляют затруднения при выполнении заданий и оценивают результаты своей познавательной деятельности. Выполнение теста. Записывают домашнее задание. | | |