1. Организационный. Входная диагностика. | – Проверь, готов ли ты к работе? – Откройте учебник на с. 29. Давайте предположим, что, с точки зрения авторов, мы должны выяснить? | Читают название параграфа. Коллективное представление результатов задания. | | 1.Определять цель в учебной деятельности. 2.Планировать деятельность в учебной ситуации. | 1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. | 1. Определять главную тему, общую цель или назначение текста. | устный опрос |
2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | – Вспомните, что такое Великое переселение народов, с чем оно было связано? – Когда началось Великое переселение? – Какие народы участвовали в Великом переселении? – Какие важные события произошли в Европе в 476 году? – Обратите внимание на то, что тема на доске не записана, в конце изучения новой темы вам предстоит дать название уроку. – Варварские племена и их конунги стали хозяевами Европы. Давайте ознакомимся с историческим документом (раздаточный материал). – Что сделал король Карл по просьбе христиан? – Как изменилось отношение короля варваров-франков к императорской короне? – Какое противоречие между историческим фактом? Фиксируем на доске: 1. Карл принимает корону и готов забыть старые обиды. 2. Меняется отношение к короне как символу власти. – Если Карл становится императором, то его королевство превращается в империю. Интересно, для чего это Карлу стало нужным, ведь варвары всегда презирали римлян и римские порядки? – Какую проблему мы сегодня должны решить? Фиксируем проблему урока на доске: Почему Франкское королевство стало империей? | Великое переселение народов – массовое переселение германских, славянских и других племён на территории Евразии. Скорее всего, оно произошло из-за изменений климата. – Великое переселение народов началось в IV веке. – Гунны, франки, готы, вандалы, вестготы, саксы и т.д. – В 476 году вождь отряда германских наёмников Одоакр свергнул последнего римского императора, провозгласил себя королём Италии, а императорскую корону отослал в Константинополь. Учащийся читает вслух документ «Из Лоршских анналов». Затем отвечают на вопросы. В коллективной беседе выясняется, что король варваров-франков Карл с удовольствием принимает корону от папы римского, призывая помириться и забыть старые обиды. Учащиеся отвечают, что меняется отношение к короне как символу власти. Запись в тетради Формулируют главный вопрос урока: Почему Франкское королевство стало империей? | 1.Формирование выраженной учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | 1.Определять проблему в учебной деятельности. 2. Выбирать средства достижения цели. | 1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | 1.Анализировать (выделять главное). 2.Определять понятия. 3. Ставить проблему. | беседа |
3.Актуализация знаний. | – Давайте вспомним признаки империи. А для этого выполним в рабочей тетради, в уроке 3, задание 1, с. 10. – Выберите признаки империи и соедините их стрелками. | Обсуждение результатов работы. | 1.Формирование устойчивого познавательного интереса | 1. Выбирать средства достижения цели. 2.Работать по плану, сверяясь с целью 3.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | 1. Строить монологическое контекстное высказывание. 2. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. | 1.Анализировать (выделять главное). 2. Находить в тексте требуемую информацию. 3. Обобщать, делать выводы. | беседа |
4.Открытие нового знания. | – Итак, варвары стали хозяевами Европы. Многие варварские племена образовали свои варварские королевства. Постепенно в жизни стали происходить изменения. Сейчас выполним задание, которое поможет нам их выявить. Задание 1 варианту – С помощью фактов и п. 1 докажите, что варвары взошли на ступень цивилизации. Задание 2 варианту – Определите, что потеряли римляне с приходом варваров? Фиксируем на доске: Римляне потеряли: 1. Традиции глубокой вспашки земли и её удобрения. 2. Исчезли крупные города и ремесленные мастерские. 3. Забыто железо. – Можно ли назвать потери значительными? Возможно ли было вернуть хотя бы часть потерянного? Фиксируем на доске: Варвары приобрели: 1. Приняли христианство. 2. Земли с рабами. 3. Изменение законов и обычаев. 4. Стремление знати к роскоши и римским традициям. – Случилось ли это, стали ли варвары цивилизованными людьми? – Как вы думаете, какое утверждение более правильное: «Варвары поднялись до уровня цивилизации» или «Римляне опустились до уровня варваров»? – Сравните карты на с. 21 и 32. Как меняется территория франкского государства? Чьи земли были завоёваны? Сравните его с территорией других государств того времени. На задание дано 3 минуты. – Прочитайте п. 2, с. 35 и 36. Как удалось франкским королям создать сильное государство? – Оправдался ли расчёт Карла Мартелла? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите иллюстрацию «Битва франков и арабов при Пуатье в 732 году». Сделайте вывод о причинах становления империи франков. Фиксируем на доске: К 800 году Франкское королевство стало самым большим и сильным в Западной Европе. – Наивысшего могущества государство франков достигло при Карле Великом. Давайте прочитаем учебник на с. 30–31. Можно ли назвать прочитанное восстановлением римских порядков? – Рассматривая иллюстрации стр. 33 и используя материал п. 3, докажите, что произошло восстановление других римских порядков. – Удалось ли Карлу восстановить Римскую империю и «римский порядок»? | В коллективной беседе выясняются основные изменения и выписываются на доску учителем. Римляне потеряли: 1. Традиции глубокой вспашки земли и её удобрения. 2. Исчезли крупные города и ремесленные мастерские. 3. Забыто железо. 4. Каменные постройки сменились деревянными. 5. Дороги заросли. 6. Спокойствие и порядок (в лесах – разбойники). Высказывают свое мнение. – Вероятно, что-то могло вернуться, если варвары смогли подняться до уровня римлян. Мальчики отмечают, что варвары постепенно менялись. Варвары приобрели: 1. Приняли христианство. 2. Земли с рабами. 3. Изменение законов и обычаев. 4. Стремление знати к роскоши и римским традициям. Высказывают своё мнение. Учащиеся высказывают своё мнение. Учащиеся работают с картой на с. 21 и 32 – Территория государства франков вырастает примерно в три раза. Франкское государство самое большое и могущественное в то время в Европе. – Таких успехов можно достичь только благодаря сильной и большой армии. – Управляющий дворцом Карл Мартелл придумал давать рыцарям (профессиональным воинам) земли за военную службу. Они обязаны были полностью вооружить себя. Если они переставали служить, землю у них отнимали. – Да, оправдался. Войска Франкского королевства сокрушили лангобардов, отвоевали часть Испании, покорили саксов. Угроза потери условного землевладения заставляла рыцарей-воинов верой и правдой служить королям. К 800 году Франкское королевство стало самым большим и сильным в Западной Европе. – Власть Карла стала похожа на власть римских императоров, он созывал собрания знати и священников, назначал графов (управителей территорий) из землевладельцев, они приносили ему клятву верности, чеканились монеты, Карл всех заставил принять христианство, восстановление спокойствия и порядка, открылись школы, строились храмы. – «Римский порядок» до конца установить не удалось, т.к. жизнь на окраинах империи изменилась мало, хотя успехи по пути продвижения к цивилизации были значительными | 1. Освоение общемирового культурного наследия | 1.Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. 2.Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. 3. Оценивать степень достижения цели в учебной ситуации. | 1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2.Координировать свое мнение и позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | 1. Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. 2. Устанавливать причинно-следственные связи. 3. Использовать и понимать информацию, представленную в виде иллюстраций. 4. Обобщать, делать выводы. | беседа работа с картой и иллюстрациями |
5.Выражение решения проблемы. | – Как теперь мы можем ответить на главный вопрос урока? Почему Франкское королевство стало империей? – Посмотрите, на нашей доске до сих пор нет темы урока. Обсудите в парах, дайте название, запишите в тетрадь. | Предполагаемый вывод: – Франкское королевство стало империей при Карле Великом, который хотел восстановить «римские порядки». Предложенные темы обсуждаются, наиболее успешный вариант записывается на доску и в рабочую тетрадь на с. 10 урока № 3. | 1. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | 1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. 2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | 1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать. | 1.Анализировать (выделять главное). 2. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации, обобщать имеющуюся информацию. | работа в парах беседа |
6.Применение нового знания. | – На твой взгляд, человека XXI века, Карл Великий – действительно великий правитель? Рассмотрите деятельность Карла Великого с разных позиций, подтвердив одним-двумя аргументами. Обсуди в парах. | Учащиеся обсуждают в парах или выполняют задание 6, с. 11 в тетради. | 1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. 2.Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | 1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. 2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | 1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать. 3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | 1.Анализировать (выделять главное). 2.Строить логическое рассуждение. 3. Обобщать, делать выводы на основе аргументации. | работа в парах работа со схемой |