СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Компьютерные презентации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта разработана для учащихся 7 классов. Подробная разработка карты поможет продуктивно провести урок.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Компьютерные презентации»















Тема урока: Компьютерные презентации.

7 класс



Рахимкулова Наталья Александровна



  1. Теоретический блок.

Проектирование современного урока информатики.


Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Неотъемлемой и важнейшей частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В модели Программы развития универсальных учебных действий выделяются:

  • личностные,

  • регулятивные,

  • познавательные,

  • коммуникативные

  • универсальные учебные действия.

Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано со следующими обстоятельствами:

  1. информатика — активно развивающийся учебный предмет, который реализует многие современные образовательные тенденции;

  2. характерные для учебного предмета информатики виды деятельности такие как, например, моделирование, естественным образом встраиваются в систему универсальных учебных действий;

  3. в последние годы в информатике интенсивно развивается идея метапредметности, которая во многом соотносится с концепцией универсальных учебных действий;

  4. информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

    1. наличие специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;

    2. компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам;

    3. ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);

    4. именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного,

    5. личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;

    6. предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся: изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе.

В проектировании урока информатики, направленного на формирование универсальных учебных действий необходимо учитывать особенность системно-деятельностного подхода — взаимосвязь всех структурных компонентов урока: целей и задач, этапы проведения, методов и форм организации взаимодействия учителя и учащихся.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.

Системно-деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других.

Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.

Использование деятельностного подхода в обучении  школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.

Реализация деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, обще учебных умений.

  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс образующих факторов, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию сотрудничества, развитие диалоговых форм общения

  4. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора

  5. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Проектирование урока – предварительная разработка системы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на овладение учебным материалом в соответствии  с поставленной целью.

При проектировании современного урока учитель проходит 3 стадии:

  • моделирование;

  • проектирование;

  • конструирование.


Целеполагание – самая важная часть урока, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять воспитание и развитие.

Цель урока:

  1. Информационная: Чему будем учиться?

  2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?

  3. Мотивационная: Зачем нам это надо?

Задачи уроков должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать о том, что эти знание имеют прикладное значение. На данном этапе включается личностный опыт учащихся.


Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Существуют три формы познавательной деятельности:

  1. индивидуальная,

  2. групповая,

  3. фронтальная.


Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, необходимо выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

На уроках информатики также можно использовать различные приемы для мотивации обучения.


Технологическая карта

Существуют разные структуры технологических карт.

Тема урока: _______________

Цель: _____________________

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: ___

2. Учебные задачи, направленные на достижение

метапредметных результатов обучения: _________

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: __

Оборудование (создание информационной, предметно-развивающей среды): _______

Ход занятия (представлен таблицей)





Дидактическая структура урока ( этапы урока)

Деятельность

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

учителя

учени-ков









Технологическая карта позволит учителю:

  1. реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  2. определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  3. системно формировать у учащихся УУД;

  4. осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  5. определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением;

  6. на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  7. выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

  8. обеспечить повышение качества образования.




2. Практический блок

Технологическая карта урока

ПЛАН УРОКА

ФИО: Рахимкулова Наталья Александровна

Тема урока: Компьютерные презентации.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

  1. Цель урока (для учителя): Сформировать представления о понятиях темы: мультимедиа, мультимедиа технология, компьютерная технология; знакомить с алгоритмом создания простейшей компьютерной презентации; формировать умение выбирать дизайн и макеты слайдов в зависимости от структуры презентации



Решаемые учебные задачи:

Задачи урока:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

  • формирование логического мышления, наблюдательности, интуиции, упорства, воли для достижения цели, самостоятельности

  • формирование умения обобщать, конкретизировать.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

  • формирование умений отличать понятия растровый и векторный редакторы, интерфейс графического редактора, инструменты графического редактора, графические примитивы (познавательные УУД);

  • формирование умения выстраивать речевые высказывания;

  • формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);

  • формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • освоение знаний по теме: «Создание графических изображений»;

  • обобщить представления об интерфейсе графических редакторов;

  • научиться основным приемам работы в растровом графическом редакторе;

  • научиться основным приемам работы в векторном графическом редакторе;

  • научиться применять графические редакторы для решения поставленной задачи.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные – формирование систематизированных представлений об основных понятиях, связанных с компьютером.

  2. Метапредметные закрепление основных навыков и умений использования инструментов создания мультимедийных практических задач

  3. Личностные - развитие способности увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров.

Форма работы учащихся: фронтальный опрос, практическая работа, парная, индивидуальная, высказывание своих выводов, рефлексия – демонстрация полученных знаний

Основные понятия, изучаемые на уроке: презентация, компьютерная презентация; слайд, шаблон презентации, дизайн презентации, макет слайда, гиперссылка, эффекты анимации.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: презентация «Компьютерные презентации» из электронного приложения к учебнику. УМК Л.Л. Босова «Информатика – 7 класс», рабочая тетрадь, интерактивная доска, проектор, ПК с выходом в Интернет.

Литература:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса. – М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов. – М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю Практикум по информатике. 7 класс. 2015 – электронный ресурс – http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ppi7kl.pdf

Структура и ход урока

Дидактическая структура урока

( этапы урока)

Деятельность

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

учителя

учеников

предметные

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности, организационный момент (2 мин.)

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой

Приветствуют учителя, рассаживаются по местам, настраиваются на урок.



Личностные УУД: - психологический настрой обучающихся к уроку; Регулятивные УУД: - навыки самоорганизации; Коммуникативные УУД: - умение слушать учителя, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 мин.)

Проверяет изученный материал по вопросам к §5.1;

Проверяет выполнения домашнего задания в РТ


Слушают объяснение, задают вопросы, выполняют задание.

Рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

Актуализация основных понятий прошлых уроков: понятие мультимедиа, технология мультимедиа, мультимедийные продукты, дискретизация звука, звуковая карта, эффект движения

Познавательные УДД:

- анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные УДД:

- самопроверка,

сравнение, синтез. Коммуникативные УДД:

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами







3. Изложение нового материала (13 минут)

Объясняет новый материал, пользуясь учебником Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса в сопровождении презентации «Компьютерные презентации»


Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Записывают основные определения в РТ.


Презентация «Компьютерные презентации»

Кто из вас знает, что такое презентация?

- Для чего нужна презентация?

- Кто и как может использовать презентацию?

- Как вы считаете можно ли такие различные потоки информации, как текст, графика, видео, звук воспринимать одновременно?

- Где вы это встречали?

В процессе просмотра компьютерной презентации могут реализовываться различные последовательности представления слайдов. Для осуществления различных вариантов переходов между слайдами используются либо управляющие кнопки, либо гиперссылки.

Компьютерные презентации представляют собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты. Переход между слайдами осуществляется с помощью управляющих объектов или гиперссылок.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем создать простейшую презентацию.

Формирование умений представлять информацию на компьютере.

Познавательные УДД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УДД:

планирование, прогнозирование.

Коммуникативные УДД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

4. Первичное закрепление (7 мин.)

Организует: выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; обсуждение способов решения;

Выполняют практическое задание

Составляют презентацию

Знать, что такое компьютерная презентация и для чего она нужна.

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция; Познавательные УУД: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание; Коммуникативные УУД: управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка действий одноклассников

5.Физкультминутка (3 мин.)

Проводит физкультминутку

Выполняют

1. И.п - 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.



6. Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин.)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Контролирует выполнение работы.


Отвечают на вопросы

Вопросы по теме «Компьютерная презентация»

Знать, что такое компьютерная презентация

Познавательные УУД: выделение необходимой информации, классификация знаний; Регулятивные УУД: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; Личностные УУД: возможность самостоятельно осуществлять самоконтроль.

7. Подведение итогов урока.

Рефлексия (5мин.)

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Организует рефлексию.

Просит ребят обменяться полученной информацией.

А так же предлагает рассказать, что особенно заинтересовало, удивило и что нового ребята узнали

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель учебной деятельности и её результатов, определяют дальнейшие цели деятельности.

А теперь продолжите и запишите продолжения следующих фраз:

  1. Я узнал…

  2. Я научился…

  3. Я проявил себя …

  4. Я смогу применить …







Коммуникативные УУД: умение логически выстраивать свои высказывания;

Регулятивные УУД: уметь определять успешность выполненных задач








8.Дифференцированное домашнее задание (3 мин.)

Объясняет домашнее задание и записывает домашнее задание на доске

Записывают задание в дневник

§ 5.2 (п.4, 5, 6), вопросы и задания 5–9 к параграфу, №25, №26 в РТ.


Регулятивные УДД: планирование, саморегуляция.








8