СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Крещение Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по окружающему миру для 4 класса. УМК "ПНШ"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Крещение Руси"»

Ф. И. О. учителя: Гилина Людмила Васильевна

Наименование образовательного учреждения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Бигилинская средняя общеобразовательная школа имени первого директора, отличника народного образования СССР А.П. Горохова» (МАОУ Бигилинская СОШ»)

Наименование работы: Конспект урока окружающий мир 4 класс «Крещение Руси»

Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок третий в разделе «История отечества», цель которого формирование представления о принятии христианства на Руси и огромной роли Крещения в истории русского государства.

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с жизнью древних славян;

  • сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства;

  • развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;

  • прививать интерес к истории родного государства;

  • воспитывать уважение к прошлому своей страны.

. Основные термины и понятия: крещение, христианство, символы христианской веры, держава

Ожидаемый результат:

  • Личностные результаты:

    • формирование чувства гордости за свою Родину;

    • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе учебной деятельности

  • Метапредметные результаты:

    • установление причинно-следственных связей между явлениями;

    • составление рассказа по теме урока и формулирование ответов на вопросы;

    • фиксирование удовлетворённости/ неудовлетворённости своей работой на уроке

  • Предметные результаты:

    • формирование представления о Великом князе земли Русской – Владимире;

    • формирование умения рассказывать историю принятия христианства на Руси:

Тип урока: урок получения новых знаний, с элементами исследовательской работы.

Формы работы: индивидуально – коллективная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, творческий;

Методическое обеспечение урока:

  1. Ресурсы Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина

  2. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.

  3. Презентация в Microsoft Power Point


Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, дидактический материал «Урок окружающего мира», представленный в виде иллюстрированного приложения в среде PowerPoint;

  • Видеоролики «Храмы», «Иконы».

  • инвентарь для практической работы (текстовая информация на бумажных носителях, доступ к сети Интернет (сайт Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина);

  • компьютер с выходом в сеть Интернет;

  • карточки для индивидуальной работы.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Этап мотивации учебной деятельности


Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.





Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации

Цель: Вывести обучающихся на тему и цель урока и обозначить их в словесной формулировке.




















Организует повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель читает стих слайд 2

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…



  • Сегодня мы продолжаем знакомиться со страницами истории наших предков. Мы уже много знаем о жизни древних славян. Давайте вспомним об этом в форме теста. (Приложение 1)

- Проверьте себя, оцените.

- У кого так же?

Слайд 3. Проверка: (на экране правильные ответы тестовых заданий.

- Проверьте и оцените себя, если задание выполнено верно-закрасьте кружок полностью, если допустили ошибку- на половину.

 - Кто затруднялся?

  • - Но в сокровищницах прошлого ещё много интересного. Давайте определим, к чему прикоснёмся мы сегодня.

  • Слайд 4. Посмотрите на слова и фразы, найдите среди них нам неизвестные и определите тему урока:

Князь Игорь, языческие боги, дружина, крещение Руси, скотоводство, охота, княгиня Ольга, печенеги, князь Святослав, половцы, князь Владимир, земледелие.

  • Итак, тема урока: Крещение Руси.

- На какие вопросы хотелось бы ответить?

- Какие задачи надо решить на уроке

Предлагаю отправиться в один из городов Древней Руси, во Владимир. Используя план работы провести исследование темы и ответить на поставленные вопросы.

Слайд 5.

  1. Язычество

  2. Выбор веры и крещение князя Владимира»

  3. Письменность, живопись, архитектура

  4. Владимир Мономах «Повесть временных лет»


Где можно найти информацию по данной теме?

Сегодня мы посетим Президентскую библиотеку. В данной библиотеке собраны уникальные книги, благодаря которым мы сможем узнать исторические события нашей страны. http://kids.kremlin.ru/index.php



Проверяют готовность к уроку.















Актуализация опорных знаний (дети в форме игры вспоминают всё, что знают о жизни древних славян из темы предыдущего урока).

Проверяют и оценивают задание











Самостоятельно формулируют тему урока (Крещение Руси), задачи урока (представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства).


















Высказывание мнений










Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний.




























Обогащение словаря учащихся, работа над значением слова «крещение».

Формирование умений использовать коммуникативно-речевые действия, способы взаимодействия с окружающими. Выполнять классификацию по отдельным признакам.










Формирование умений принять и сохранить учебную задачу. Формирование умений планировать решение учебной задачи.










Умение формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.




















Освоение новых знаний.

Организация учащихся на изучение нового материала; работа с учебником, справочным материалом, с ресурсами президентской библиотеки: Игра «Река времени». Игра «Главы истории»
































Работать будем в группе. Исследование темы по карточкам. (Приложение 2)

1 группа: «Язычество.

уч с. 25 (2 абзац) с.26-27 (1-3 абзац) Слайд 6, 7

- Во что верили наши предки?

2 группа: «Выбор веры и крещение князя Владимира»

уч. с.27 (последний абзац, с. 28 1 абзац) Ресурс библиотеки: Игра «Река времени», Богатырский век

Слайд 8, 9,10, 11

- «Какую веру захотел принять князь Владимир и почему?»

3 группа: Письменность, живопись, архитектура.

уч . с. 28, (2-4 абзац)

- «Как менялась Древняя Русь после принятия Крещения?» Обратимся к ресурсам библиотеки к игре «Река времени», Богатырский век.

Слайд 12

- рассмотрим письменность как вид искусства.

- Как возникла письменность?

Вначале, люди стали писать письма при помощи рисунков, иероглифов. Слайд 13

Сообщение учителя. Человек постоянно искал пути совершенствования передачи знаний информации. Постепенно он пришёл к созданию азбуки (алфавиту). Появление азбуки способствовало развитию алфавита.

Наши предки не умели книги читать и писать письма. Появились на Руси два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. В 862 году они создали славянский алфавит. Слайд 14

- Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском, а в школе обучение шло только на греческом. Младший Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать — это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году. Совсем недавно в нашей стране стали отмечать праздник славянской письменности и культуры.

-Посмотрите на первый славянский алфавит – кириллицу. Слайд 15

-Найдите знакомые и незнакомые вам начертания букв. В IХ веке на основе греческого алфавита была создана кириллица — древнейшая славянская азбука.

Создатели кириллицы Кирилл и Мефодий за свою подвижническую деятельность братья были причислены к лику святых. Слайд 16.

Буквы кириллицы по своему начертанию не совсем походили на современные. Буква А называлась «аз», буква Б — «буки». От их названия и произошло слово «азбука».

Этими буквами — кириллицей написано большинство дошедших до нас древних письменных источников

Обратимся к ресурсам библиотеки к игре «Река времени», Богатырский век.

Слайд 17, 18

Слайд 19, 20

Сообщение учителя . В 12 в.

( 1158 – 1160 г.) во Владимире сооружён главный храм - Успенский собор. Это была самая высокая постройка на Руси того времени — 32 метра. Створки входных дверей Успенского собора были обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.

Такие памятники, как Успенский собор, золотые ворота – величайшие шедевры русского искусства. Не найти им подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечательного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период его исторического развития, любовь к своей земле.

Слайд 19

Перед нами Дмитриевский собор (1194— 1197 г.) Стены собора украшены каменной резьбой (рельефом). Более чем 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также орнамент вырезали на камне талантливые русские мастера.

Слайд 21(видеоролик – храмы).

- Какие культурные ценности рассмотрели?

- Как назвать одним словом?

Слайд 22

Слайд 23, 24

Сообщение учителя. Икона — (в переводе с греческого – изображение, образ) священное изображение Исуса Христа, богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Икона, являясь основной святыней, призвана приковать к себе взоры молящихся. В древних рукописях об иконе сказано так: «Красота её несказанно, и писана она дивно». Писание икон считалось богоугодным делом.

В древней Руси художники иконописцы пишут красками иконы на деревянных досках. Чтобы писать иконы, надо было обладать талантом, владеть секретом изготовления красок, потому что писались они на века. Многие люди верили и верят в то, что иконы могут творить чудеса.

Настоящий иконописец должен был быть праведником, личностью незаурядной: иметь талант художника, знания богослова. Не могли стать иконописцем женщина, а также человек другой веры. На Руси к иконописцам относились с большим почтением. Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивал у него благодати за труды свои.

Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси - величайшая русская святыня (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее). Владимирская Богоматерь – одно из совершеннейших произведений мирового искусства.

- Ребята, есть ли у вас дома иконы?

- Какое значение они имеют в вашей семье?

25 (Видеоролик «Иконы»)

- Какие культурные ценности рассмотрели?

Слайд 26.

.

- Как назвать одними словом?

4 группа: «Владимир Мономах «Повесть временных лет»

уч. с. 29 (2, 3 абзац). Ресурс библиотеки: Игра «Река времени», Древнерусская литература.

- Кириллицей написано большинство дошедших до нас древних письменных источников.

- Какие письменные источники вам знакомы?

- Что такое летопись?

- Почему они так назывались?

- Год назывался тогда «лето», поэтому погодовую запись стали именовать летописью.

- Кто писал летописи?

- А вот писали летописи чаще всего монахи, т.е. люди, посвятившие всю жизнь служению Богу.

Слайд 27.

Сообщение учителя. Этот вид литературы был распространен в 11 – 17 в.

- Все книги были рукописными: печатать их еще не умели. В ХII в. На Руси ещё не умели изготавливать бумагу. Большинство книг было написано на пергаменте – специально обработанной телячьей или бараньей кожи. Пергамент – очень дорогой материал.

Пергамент – обработанные телячьи шкуры, которые использовались для письма.

Слайд 28.- Как называется самая знаменитая летопись?

- Что ещё использовали славяне для записи каждодневных указов, грамот, расходов?

Слайд 29.

- Какие приспособления для письма использовали летописцы?

Сообщение учителя. Древнерусские книги создавались медленно и стоили дорого. Русские люди очень ценили книги, бережно хранили, передавая как часть наследства. Рассмотрите древнерусские книги.

Слайд 30.

Наряду с летописями создавались духовные книги евангелие. Обложка создавалась из дощечек и украшалась драгоценными камнями.

- Летописец Нестор приготовил для вас задание. Сейчас я прочту вам отрывок из летописи, о походе князя Игоря, чтобы вы могли понять как звучит летопись

Слайд 31. Исследовательская работа.

- Предлагаю вам поработать над историческим документом – летописью – перевести ее с древнего языка на наш современный язык.

- Наряду с достоверными источниками и событиями, летописи нередко включают в себя легенды, былины, народные предания.

Работа с историческим документом – летописью.

Обсуждают, доказывают свою точку зрения.

Учащиеся работают со статьей учебника, выделяют факторы, раскрывающие сущность крещения, работают с историческими справками из президентской библиотеки, решают задачи.


В ходе работы с ресурсом учащиеся решают задачи.

Представляют работу групп.































































































Соборы, храмы, золотые ворота.

-Архитектура или зодчество.






















































Иконы, фрески, мозаику

Высказывают свое мнение.

Живопись





















Высказывание мнений.





Выполняют задание из ресурсов президентской библиотеки Игра «Река времени», Древнерусская литература



































Высказывание мнений. Писали гусиными перьями или палочками. Выполняют задание из ресурсов президентской библиотеки Игра «Река времени», Древнерусская литература.

Игра «Главы истории»Книга II























Учащиеся выполняют задание













































Работают в паре

Получат возможность научиться находить необходимую информацию, используя различные источники.

Научатся работать со справочной литературой.

Научатся высказывать свое мнение о значении слова, с опорой на имеющиеся знания и информацию из дополнительных источников.






Формирование умений высказывать и аргументировать свою точку зрения

Овладение приёмами поисковой деятельности по предложенному учителем плану. Формирование умений, выделять необходимую информацию из различных источников, представлять её в виде сообщения.

Развивать коммуникативные УУД (умения работать в группе, сотрудничать в решении проблемы). Формировать умения работать по инструкции.

Учащиеся научатся включаться в диалог с учителем и сверстниками.







Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.




Слайд 32, 33, 34. Выполните задание (карточки). Выберите правильный ответ. (Приложение 3)

Проверьте и оцените себя, если задание выполнено верно, закрасьте кружок полностью, если допустили ошибку- на половину
– У кого так же? Кто допустил ошибки? Кто затруднялся?


Выполнение задания. Самооценка.


Формировать умения

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.


Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного


– Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Предлагаю выполнить тест. (Приложение 4)

Вопросы: 1, 2, 6 – 1 балл

3,4 – 2 балла

5 – 1- 3 балла

10- 9 баллов – «5»

8- 7 баллов – «4»

6- 5 баллов – «3»


Взаимопроверка в парах


Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


Рефлексия

Учитель организует работу по подведению итогов урока и рефлексию работы учащихся на уроке.

- Какие культурные ценности развивались в связи с крещением Руси ?

Слайд 35.

- Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока. На какие вопросы получили ответ ?

- Как можно получить ответ на оставшиеся вопросы?

- Где можно применить в жизни полученные знания?

Встаньте те, кому было интересно на уроке …, а теперь – кому скучно?
– Кому было легко узнавать новое, а кому трудно?

- Послушайте праздничный звон колоколов.

Выдвигают версии, доказывают свою точку зрения

Учащиеся обобщают полученные знания.


Культура

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка

результатов деятельности своей и всего класса.

Формирование умений принять и сохранить учебную задачу, осуществлять контроль деятельности, анализировать свою работу


Домашнее задание

Комментирует домашнее задание

Задание по выбору. (Провести исследование по выбору –князь Ярослав Мудрый, князь Владимир Мономах используя материалы учебника и президентской библиотеки)


Записывают домашнее задание в дневник.