СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения "А. И. Куприн. «Синяя звезда»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема урока: толерантное отношение к внешности. Что это такое?

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения "А. И. Куприн. «Синяя звезда»"»

Составила: Попова Н.В. МАОУ СОШ №69 г. Тюмень

Технологическая карта урока актуализации знаний и умений (урок повторения)


Предмет: лит. чтение Класс: Дата проведения:

Тема: «Произведения о людях». А. И. Куприн. «Синяя звезда».

Цели:  Соотносить заголовок с содержанием текста; замечать эмоционально-оценочные слова, ярко описывающие героя, его поступки; определять отношение к нему окружающих понимать значение слов «сюжет»» и «композиция», проанализировать сказку и выяснить - о какой красоте говорит нам автор, ответить на проблемный вопрос урока.

Проблема урока: «Толерантное отношение к внешности. Что это такое?» 

Работать с содержанием рассказа, сюжетом. Осуществлять аналитическое чтение, работать с планом. Составлять план. Сравнивать рассказ А. И. Куприна «Синяя звезда» с леген­дами и сказками Андерсена.

Задачи: : образовательные:  работать над умением отвечать на проблемные вопросы, работать над выразительным чтением, 

воспитательные: воспитать толерантное отношение к внешности других людей, 

развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, расширить свой кругозор, узнав о том, какое представление о красоте есть у разных народов. 
формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.



Метапредметные результаты:

Планируемые результаты освоения материала

предметные

метапредметные

личностные

Владеть умениями подробно пересказывать фрагмент рассказа, определять авторскую точку зрения; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; структурировать знания; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Уметь прогнозировать, предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики,

принимать участие в работе парами и группами.


Иметь представление о причинах успеха в учебе; осуществлять нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исхо­дя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.


Планируемый результат:

Основные понятия: сюжет

 

Этапы урока

Деятельность

Средства

(стр. учебника,

задания)

Результат

учителя

ученика

предметный

УУД

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята!




Регулятивные:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.


Проверка знаний текста. Начала работы над проектом.

-В каких произведениях, сказках мы встречаемся с этой темой?

«Какого человека я могу назвать красивым?"

Называют произведения о людях.



Регулятивные:

1. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

2. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

3. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Познавательные:

1. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

2. Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Критично относиться к своему мнению

4. Понимать точку зрения другого

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Формулировка главной мысли мини-проекта

«Какого человека я могу назвать красивым?"

Значение имеет не внешняя, а внутренняя красота человека, его внутренние качества (скромность, добродетель, трудолюбие) и те поступки, которые он совершает ради других.



Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Личностные:

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

IV. Актуализация знаний

*с целью подготовки к контрольному уроку

*с целью подготовки к изучению новой темы


Проверка знаний по тексту.

Описание внешности.

Описание поступков героев

Отношение к людям

Почему сочиняют легенды о людях?


Отвечают на вопрос № 2,3,5,6,7

С. 55


Толерантность.



Отвечают на вопрос:

- Герои какой сказки были более толерантны по отношению внешности друг друга? ….



Личностные:

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные:

Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа в группах.

- Можно ли сказать, что две сказки очень похожи? В чём сходство? (Общая тема) 
- Похожи ли главные герои: Эрна была «гадким утёнком» в своём королевстве. 
-Можно ли сказать, что есть и отличия? (Жители страны Эрны хорошо к ней относились, даже любили её, несмотря на уродство, а обитатели птичьего двора были жестоки к утёнку, даже мать и братья желали ему смерти). 
Обратимся к тем записям, что есть в наших тетрадях. Толерантность. «Синяя звезда». 
- Немного отличаются финалы. В настоящей сказке о жителях Эрнотерры говорится, о надписи на портрете Эрна Великого о том, что, по его мнению, это жители Эрнотерры были уродливы. 

- Что прелесть? Что уродство? 
Кто может дать ответ? 
Об этом спорят люди 
Уже немало лет. 
Их спор продлится вечно. 
С ответом не спеши,

Всего ценнее сердце 
И красота души. 
Баллада спета, братья, 
И Синяя звезда, 
Как символ мира, счастья 
Горит на небесах. 
Почему люди всегда будут спорить о красоте?

Потому что каждый народ представляет её по-своему. Что для одних – ангельская внешность, для других – уродство. Представление о красоте разных народов во все времена. 

Работа по составлению таблицы к мини-проекту.

Нестандартные задания, задания повышенной сложности, дифференцированно


Личностные:

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные:

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

VI. Обобщение и систематизация знаний

Организует отчет работ в группах

Отчет работ в группах по плану: имя героя, описание внешности, отношение героя к людям, отношение автора к герою, мнение читателя о герое.



Личностные:

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные:

Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

Познавательные:

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

2. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

3. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные:

1. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

2. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

VII.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Вернёмся к эпиграфу Вывод. Мы привыкли к тому, что замечаем чаще лишь внешнюю красоту, то есть тот «сосуд», который, возможно, заполнен, только большинству современных людей неинтересно содержимое. А ведь это тот самый «огонь, мерцающий в сосуде», о котором и пишет поэт. 
Внутренняя красота проявляется незаметно, её невозможно увидеть невооружённым глазом. Но стоит присмотреться к поступкам, действиям, поведению человека, поговорить с ним, и сразу становится понятным, чем живёт его душа, какую сторону красоты он «обожествляет», чем живёт, что замечает… Нет, красота – не «сосуд… в котором пустота», она – «огонь, мерцающий в сосуде». 
Поэтому, если вдруг вам захочется сказать что-нибудь неприятное о внешности сверстника, вспомните о двух сказках - о «Синей звезде» и «Гадком утёнке». Вспомните и остановитесь». 

«Красота – доброта, вот в чём суть! 
И считай, что недаром ты 
Жизнь свою прожил, 
Если даже чуть-чуть 
Красоту в этом мире умножил!» 



Регулятивные:

1. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

2. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Познавательные:

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Составление презентации. Тема: «Какого человека я могу назвать красивым?", автор проекта, фотография автора. Назвать произведения, где встречаются добрые поступки героев.

Подготовка презентации к защите проекта



Личностные:

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные:

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

-Мне было трудно…

- Я сомневался…

- Я научился …

- Могу похвалить себя …

- Какое задание для вас было самым трудным?

- Что не получилось?

- Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Проводится рефлексия



Личностные:

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные:

Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.