Проблема урока: «Толерантное отношение к внешности. Что это такое?»
Работать с содержанием рассказа, сюжетом. Осуществлять аналитическое чтение, работать с планом. Составлять план. Сравнивать рассказ А. И. Куприна «Синяя звезда» с легендами и сказками Андерсена.
Этапы урока | Деятельность | Средства (стр. учебника, № задания) | Результат |
учителя | ученика |
предметный | УУД |
I. Организационный этап. | Здравствуйте, ребята! | | | | Регулятивные: Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. |
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. | Проверка знаний текста. Начала работы над проектом. -В каких произведениях, сказках мы встречаемся с этой темой? «Какого человека я могу назвать красивым?" | Называют произведения о людях. | | | Регулятивные: 1. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 2. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 3. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. Познавательные: 1. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 2. Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты. Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3. Критично относиться к своему мнению 4. Понимать точку зрения другого |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Формулировка главной мысли мини-проекта «Какого человека я могу назвать красивым?" | Значение имеет не внешняя, а внутренняя красота человека, его внутренние качества (скромность, добродетель, трудолюбие) и те поступки, которые он совершает ради других. | | | Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. |
IV. Актуализация знаний *с целью подготовки к контрольному уроку *с целью подготовки к изучению новой темы | Проверка знаний по тексту. Описание внешности. Описание поступков героев Отношение к людям Почему сочиняют легенды о людях? | Отвечают на вопрос № 2,3,5,6,7 С. 55 Толерантность. Отвечают на вопрос: - Герои какой сказки были более толерантны по отношению внешности друг друга? …. | | | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные: Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя. Познавательные: 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации | Работа в группах. - Можно ли сказать, что две сказки очень похожи? В чём сходство? (Общая тема) - Похожи ли главные герои: Эрна была «гадким утёнком» в своём королевстве. -Можно ли сказать, что есть и отличия? (Жители страны Эрны хорошо к ней относились, даже любили её, несмотря на уродство, а обитатели птичьего двора были жестоки к утёнку, даже мать и братья желали ему смерти). Обратимся к тем записям, что есть в наших тетрадях. Толерантность. «Синяя звезда». - Немного отличаются финалы. В настоящей сказке о жителях Эрнотерры говорится, о надписи на портрете Эрна Великого о том, что, по его мнению, это жители Эрнотерры были уродливы.
- Что прелесть? Что уродство? Кто может дать ответ? Об этом спорят люди Уже немало лет. Их спор продлится вечно. С ответом не спеши, Всего ценнее сердце И красота души. Баллада спета, братья, И Синяя звезда, Как символ мира, счастья Горит на небесах. Почему люди всегда будут спорить о красоте? Потому что каждый народ представляет её по-своему. Что для одних – ангельская внешность, для других – уродство. Представление о красоте разных народов во все времена. | Работа по составлению таблицы к мини-проекту. | Нестандартные задания, задания повышенной сложности, дифференцированно | | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Познавательные: 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) Коммуникативные: 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
VI. Обобщение и систематизация знаний | Организует отчет работ в группах | Отчет работ в группах по плану: имя героя, описание внешности, отношение героя к людям, отношение автора к герою, мнение читателя о герое. | | | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные: Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. Познавательные: 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) 2. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 3. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Коммуникативные: 1. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. 2. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Вернёмся к эпиграфу Вывод. Мы привыкли к тому, что замечаем чаще лишь внешнюю красоту, то есть тот «сосуд», который, возможно, заполнен, только большинству современных людей неинтересно содержимое. А ведь это тот самый «огонь, мерцающий в сосуде», о котором и пишет поэт. Внутренняя красота проявляется незаметно, её невозможно увидеть невооружённым глазом. Но стоит присмотреться к поступкам, действиям, поведению человека, поговорить с ним, и сразу становится понятным, чем живёт его душа, какую сторону красоты он «обожествляет», чем живёт, что замечает… Нет, красота – не «сосуд… в котором пустота», она – «огонь, мерцающий в сосуде». Поэтому, если вдруг вам захочется сказать что-нибудь неприятное о внешности сверстника, вспомните о двух сказках - о «Синей звезде» и «Гадком утёнке». Вспомните и остановитесь».
| «Красота – доброта, вот в чём суть! И считай, что недаром ты Жизнь свою прожил, Если даже чуть-чуть Красоту в этом мире умножил!»
| | | Регулятивные: 1. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 2. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Познавательные: 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) 2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Составление презентации. Тема: «Какого человека я могу назвать красивым?", автор проекта, фотография автора. Назвать произведения, где встречаются добрые поступки героев. | Подготовка презентации к защите проекта | | | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | -Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? -Мне было трудно… - Я сомневался… - Я научился … - Могу похвалить себя … - Какое задание для вас было самым трудным? - Что не получилось? - Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? | Проводится рефлексия | | | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные: Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. |