Сядьте поудобнее, можете закрыть глазки и послушайте.
Звучит мелодия колыбельной «Спят усталые игрушки»
Подводит обучающихся к формулированию темы.
-Как называется эта песня?
(«Спят усталые игрушки»)
- В какой детской передаче она исполняется?
(«Спокойной ночи, малыши!»)
- Как исполняется эта песня?
(Нежно, спокойным голосом, задушевно, протяжно).
- Почему она так поётся?
(Чтобы усыпить ребёнка лаской, любовью, чтобы глазки сами закрывались…)
- Как называется такая песня? (колыбельная)
-Кто догадался, какова тема нашего урока?
Рассказ учителя о колыбельных песнях
– Народные колыбельные песни появились очень давно, их придумывали матери, качающие в колыбельках своих детей. Колыбельные песни есть у каждого народа и мамы поют малышу на своём родном языке. Эти песни спокойные и очень добрые. Персонажем многих колыбельных становится кот.
- Как вы думаете почему? (кот домашнее животное, спит в доме, мурлычет)
- А из птиц чаще всего упоминаются в колыбельной голуби, их называли гули. Как вы думаете, почему? (голуби воркуют)
Нокогда ребенок капризничал, не хотел спать, то пели про волка, колдуна, Бабая, которые придут и унесут.
- А почему эти песни называют колыбельными?
(от слова колыбель).
–Уточним значение слова колыбель. Задание 1 в тетради на с. 38. (прочитайте)
- Как вы думаете, от какого слова произошло слово «колыбель»?
(Колыбель – от слов: колыхаться, колебаться, т.е. двигаться, качаться.)
У разных народов слово колыбельназывается по-разному: люлька, зыбка, коляска, качалка – качающаяся кроватка для малыша.
Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.
Подводит обучающихся к формулированию темы.
План по которому мы будем работать рассыпался. Восстановите последовательность.
1. Особенности колыбельной песни.
2.Сравнить народную и авторскую колыбельную песню.
3.Зачем поют колыбельные песни.
Организует работу в группах. Напоминает правила работы в группе.
Не забываем правила работы в группе. (памятка на доске)
- Послушайте и понаблюдайте как исполняется колыбельная песня.(звучит песня, в группах -карточки)
Поделитесь наблюдениями друг с другом и заполните карточки. Вам нужно подчеркнуть слова подходящие к колыбельной песне. (темп: медленный, напевный, громкость: тихо, очень тихо, тон: спокойно, ласково, с любовью)
Контролирует выполнение работы, организует проверку.
- Какой темп подходит для колыбельной?
-Каким тоном ее поют?
-Какая должна быть громкость голоса?
Лишние слова убираем.
Давайте обобщим, какие особенности колыбельной песни мы выяснили?
Фиксирует «+» выполненный пункт плана
Вернемся к плану.
– Что еще мы должны сделать?
Работаем по тетради.
-Прочитайте и сравните русские народные колыбельные песенки.
-Как надо читать или петь? (нежно, ласково, тихо, с любовью)
-Подготовьтесь читать выразительно, можете и исполнить, создать свой мотив.
Слушает как поочередно читают или поют песенки вслух. (Класс оценивает выступающих)
-Простой или сложный текст у народной песни? (текст простой и понятный, заполняем в таблицу и т.д.)
- Как думаете кто сочинил эти песенки?
(мамы или бабушки)
– Как обычно поет мама у колыбели,
с музыкой или без музыки?
Найдите и подчеркните слова, которые больше всего подходят для убаюкивания ребенка.
– Чем похожи эти песни? (Напевностью, необычным ритмом, особыми словами и оборотами...)
Знакомит с пестушкой
- Мы познакомились с народными колыбельными песнями. Эти песни поют бабушки и мамы. Но колыбельные песни сочиняли и поэты. Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал Валерий Брюсов
Работа с текстомлитературной колыбельной песни.
1.Организуетработу с текстом до чтения.
Давайте прочитаем и обсудим, о чём она, как построена, сравним с народными.
2.Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение песни.
2) Обсуждение прочитанного:
– Какие картины вы представили? Расскажите.
– Почему так много картин?
3) Чтение вслух по строфам.
1-я строфа.
– Косули робкие, то есть какие?
– Почему в песне называется столько животных?
– В русском языке много слов близких по значению к слову спать.
Найдите их втексте.
-Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почивает.)
– Почему так уважительно сказано о соме?
2-я строфа.
– Почему мальчику не надо ничего бояться?
3-я строфа.
– Как понять слово роздых?
А что значит: звери, легшие на роздых?
– О чём просит мама сына?
3.Работа с текстом после чтения.
1) Вопросы после чтения.
– Какие чувства надо постараться передать при чтении?
2) Упражнение в выразительном чтении.
Вернемся к таблице:
-У авторской колыбельной песни текст такой же простой как у народной или более сложный? (текст более сложный)
-Кто сочинил эту песню? (поэт)
-Мы сумели подобрать мотив и спеть народную песенку. (да)
Попробуйте подобрать мотив к этой песне.
- Получается или затрудняетесь?
(затрудняемся)
- Да, ребята, на стихи поэтов музыку пишут композиторы.
-Чем же отличаются народные колыбельные песни от авторской? (называют по таблице)
- Что еще осталось определить? (сходство)
-Чтобы ответить на этот вопрос послушаем народную и авторскую песни.(сначала речитативом, а потом авторскую под музыку)
-Сначала слушаем народную песню, затем авторскую. (на основе слухового восприятия дети делают вывод)
Что общего у авторской и народной колыбельной песни? (ласковый тон, напевность, замедленный темп, тихий голос.)
- Вот и второй пункт плана мы выполнили (отмечаем +)
Ответим на 3 вопрос.
- Зачем поют колыбельные песни?
(Колыбельные песни поют чтобы успокоить ребенка, показать мамину любовь и уложить его спать.)
(Отмечаем + ) третий пункт плана.
Организует учебное взаимодействие учеников в парах .
- Посоветуйтесь и выберите из предложенных пословиц ту, которая больше всего подходит к нашему уроку.
- Объясните смысл пословицы.
Когда вы были маленькими, кому мамы или бабушки пели перед сном песенки?
(Поднимают руки).
Расспросить мам, бабушек, какие колыбельные песни они пели вам и записать одну песенку на листе, красиво оформить нарисовать рисунок.
В классе мы создадим книгу «Песни моей мамы». (показывает обложку книги)
- Вспомните тему урока.
-Что нового и интересного узнали?
- В чём-то испытывали затруднения?
Организует рефлексию
- Встаньте те кому на уроке было интересно.
- Спасибо за урок.
|