СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Зачем поют колыбельные песни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                      Технологическая карта урока  

Ф.И.О. Ермоленко Жанна Александровна

Предмет: литературное чтение Класс: 2класс Тип урока: урок открытия новых знаний

 

Тема

 Зачем поют колыбельные песни.

Цель

 Создание условий для осмысления значения колыбельной песни, формирование умения сравнивать народные и авторские колыбельные песни, способствовать формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Задачи

Выявить особенности жанра колыбельной песни.

Сравнить народную и литературную колыбельные песни.

Упражняться в построении логических рассуждений, формулировании выводов, организовать деятельность детей по поиску информации.

Организовать деятельность детей по прогнозированию предстоящей работы (планированию), постановке учебной задачи, осуществлению контроля.

Организовать парную работу и групповое взаимодействие.

Создать условия для мотивации к изучению колыбельных песен.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать особенности жанра колыбельных песен.
  • Умение различать народные и авторские колыбельные песни.

Личностные:

  • Интерес к изучению темы колыбельных песен.

Метапредметные:

  • Определять и формулировать учебную задачу.
  • Действовать по инструкции учителя и коллективно составленному плану.
  • Осуществлять поиск информации для решения учебной задачи из материалов учебника, научной литературы.
  • Умение работать в паре в группе.
  • Уметь строить небольшое устное высказывание.
  • Уметь осуществлять контроль с опорой на эталон.

Основные понятия

 Колыбель, колыбельная песня, пестушка.

Межпредметные связи

 музыка

Ресурсы

 Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Литературное чтение» « Маленькая дверь в большой мир»

Компьютер, мультимедийны проектор, интерактивная доскаActivBoard,карточки для работы в группе, в паре, вывески на доску на печатной основе, толковый словарь.

Используемые технологии

технология проблемного обучения

деятельностный подход

 ИКТ

 

 

 

Дидактическая структура  урока (этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 

Планируемые результаты

Предметные

УУД

 

Организационный момент

 Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой на работу.

 Проверяют готовность рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Регулятивные:

контроль  за состоянием рабочего места

Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной проблемы, открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/З

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

 

Сядьте поудобнее, можете закрыть глазки и послушайте.

Звучит мелодия колыбельной «Спят усталые игрушки»

Подводит обучающихся  к формулированию темы.

-Как называется эта песня?

 («Спят усталые игрушки»)

 - В какой детской передаче она исполняется?

 («Спокойной ночи, малыши!»)

 - Как исполняется эта песня?

 (Нежно, спокойным голосом, задушевно, протяжно).

 - Почему она так поётся?

 (Чтобы усыпить ребёнка лаской, любовью, чтобы глазки сами закрывались…)

- Как называется такая песня? (колыбельная)

-Кто догадался, какова тема нашего урока?

Рассказ учителя о колыбельных песнях

– Народные колыбельные песни появились очень  давно, их придумывали матери, качающие в колыбельках своих детей. Колыбельные песни есть у каждого народа и мамы поют малышу на своём родном языке. Эти песни спокойные и очень добрые. Персонажем многих колыбельных становится кот.

- Как вы думаете почему? (кот домашнее животное, спит в доме, мурлычет)

- А из птиц чаще всего упоминаются в колыбельной голуби, их называли гули. Как вы думаете, почему? (голуби воркуют)

Нокогда ребенок капризничал, не хотел спать, то пели про волка, колдуна, Бабая, которые придут и унесут.

- А почему эти песни называют колыбельными?

(от слова колыбель).

–Уточним значение слова колыбель. Задание 1 в тетради на с. 38. (прочитайте)

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово «колыбель»?

(Колыбель – от слов: колыхаться, колебаться, т.е. двигаться, качаться.)

У разных народов слово колыбельназывается по-разному: люлька, зыбка,  коляска,  качалка – качающаяся кроватка для малыша.

Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.

Подводит обучающихся  к формулированию темы.

План по которому мы будем работать рассыпался. Восстановите последовательность.

1. Особенности колыбельной песни.

2.Сравнить народную и авторскую колыбельную песню.

3.Зачем поют колыбельные песни.

Организует работу в группах. Напоминает правила работы в группе.

Не забываем правила  работы в группе. (памятка на доске)

- Послушайте и понаблюдайте как исполняется колыбельная песня.(звучит песня, в группах -карточки)

Поделитесь наблюдениями друг с другом и заполните карточки. Вам нужно подчеркнуть слова подходящие к колыбельной песне. (темп: медленный, напевный, громкость: тихо, очень тихо, тон: спокойно, ласково, с любовью)

Контролирует выполнение работы, организует проверку.

- Какой темп подходит для колыбельной?

-Каким тоном ее поют?

-Какая должна быть громкость голоса?

Лишние слова убираем.

Давайте обобщим, какие особенности колыбельной песни мы выяснили?

Фиксирует «+» выполненный пункт плана

Вернемся к плану.

– Что еще мы должны сделать?

Работаем по тетради.

-Прочитайте и сравните русские народные колыбельные песенки.

-Как надо читать или петь? (нежно, ласково, тихо, с любовью)

-Подготовьтесь читать выразительно, можете и исполнить, создать свой мотив.

Слушает как поочередно читают или поют песенки вслух. (Класс оценивает выступающих)

-Простой или сложный текст у народной песни? (текст простой и понятный, заполняем в таблицу и т.д.)

- Как думаете кто сочинил эти песенки?

(мамы или бабушки)

– Как обычно поет мама у колыбели,

 с музыкой или без музыки?

Найдите и подчеркните слова, которые больше всего подходят для убаюкивания ребенка.

– Чем похожи эти песни? (Напевностью, необычным ритмом, особыми словами и оборотами...)

Знакомит с пестушкой

 

- Мы познакомились с народными колыбельными песнями. Эти песни поют  бабушки и мамы. Но колыбельные песни сочиняли и поэты. Давайте познакомимся с авторской песней, которую написал Валерий Брюсов

Работа с текстомлитературной колыбельной песни.

1.Организуетработу с текстом до чтения.

Давайте прочитаем и обсудим, о чём она, как построена, сравним с народными.

2.Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение песни.

2) Обсуждение прочитанного:

– Какие картины вы представили? Расскажите.

– Почему так много картин?

3) Чтение вслух по строфам.

1-я строфа.

– Косули робкие, то есть какие?

– Почему в песне называется столько животных?

– В русском языке много слов близких по значению к слову спать.

Найдите их втексте.

-Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почивает.)

– Почему так уважительно сказано о соме?

2-я строфа.

– Почему мальчику не надо ничего бояться?

3-я строфа.

– Как понять слово роздых?

А что значит: звери, легшие на роздых?

– О чём просит мама сына?

3.Работа с текстом после чтения.

1) Вопросы после чтения.

– Какие чувства надо постараться передать при чтении?

2) Упражнение в выразительном чтении.

Вернемся к таблице:

-У авторской колыбельной песни текст такой же простой как у народной или более сложный? (текст более сложный)

-Кто сочинил эту песню? (поэт)

-Мы сумели подобрать мотив и спеть народную песенку. (да)

Попробуйте подобрать мотив к этой песне.

- Получается или затрудняетесь?

(затрудняемся)

- Да, ребята, на стихи поэтов музыку пишут композиторы.

-Чем же отличаются народные колыбельные песни от авторской? (называют по таблице)

- Что еще осталось определить? (сходство)

-Чтобы ответить на этот вопрос послушаем народную и авторскую песни.(сначала речитативом, а потом авторскую под музыку)

-Сначала слушаем народную песню, затем авторскую. (на основе слухового восприятия дети делают вывод)

Что общего у авторской и народной колыбельной песни? (ласковый тон, напевность, замедленный темп, тихий голос.)

- Вот и второй пункт плана мы выполнили (отмечаем +)

Ответим на 3 вопрос.

- Зачем поют колыбельные песни?

(Колыбельные песни поют чтобы успокоить ребенка, показать мамину любовь и уложить его спать.)

(Отмечаем + ) третий пункт плана.

Организует учебное взаимодействие учеников в парах .

- Посоветуйтесь и выберите из предложенных пословиц ту, которая больше всего подходит к нашему уроку.

- Объясните смысл пословицы.

Когда вы были маленькими, кому мамы или бабушки пели перед сном песенки?

(Поднимают  руки).

Расспросить мам, бабушек, какие колыбельные песни они пели вам и записать одну песенку на листе, красиво оформить нарисовать рисунок.

В классе мы создадим книгу «Песни моей мамы». (показывает обложку книги)

- Вспомните тему урока.

-Что нового и интересного узнали?

- В чём-то испытывали затруднения?

Организует рефлексию

- Встаньте те кому на уроке было интересно.

- Спасибо за урок.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения.

Составляют и проговаривают  план урока.

 

Определяют порядок работы по плану.

 

 

 

 

Высказывают свое мнение.

 

 

 

Выбираю правильные ответы.

 

 

Осуществляют учебное сотрудничество.

Высказывают своё мнение

 

 

Читают песенки в тетради, анализируют их, определяют их сходство.

 

 

 

 

Делают выводы, анализируют, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное чтение колыбельной песни Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят...»

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Сравнивают

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют, делают вывод

 

 

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, осуществляют рефлексию своей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с колыбельными песнями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уточнение лексического значения слова в толковом словаре.

Умение работать со словарём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение понимать смысл прочитанного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение понимать смысл прочитанного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие умения находить сходство на основе слухового восприятия.

 Коммуникативные:

Построение речевого высказывания, умение слушать и понимать речь других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: развитие умения высказывать свое мнение.

Познавательные: анализ, подведение под понятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: умение работать в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

формулирование выводов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: планирование

 

 

 

Познавательные:

формулирование выводов

 

 

 

Коммуникативные: умение работать в паре.

 

 

Регулятивные: самооценка, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.