Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Горловская средняя общеобразовательная школа»Скопинского муниципального района Рязанской области «Катинская общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока литературы 6 класс по теме «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация»
(в рамках недели русского языка и литературы)
Урок провела
учитель русского языка и литературы
Кондрушина В. П.
2016 год
Технологическая карта урока литературы 6 класс УМК В.Я.Коровиной
Тема «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»
Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста :
Познавательных
-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)
Коммуникативных
-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Личностных
-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста
Технологии: технология развития критического мышления
Оборудование:
Тип урока. Урок открытия нового знания
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация познавательной деятельности | Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку .Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. | Ученики проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя. Рассматривают портрет А.П. Чехова | П |
2.Актуализация необходимых знаний Технология дебатов | 1) Верные/неверные утверждения: Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы. Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел. Являлся кормильцем в семье. Терпеть не мог врачей. Подписывал свои рассказы псевдонимами Что такое псевдоним?
* Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты. (Сообщение ученика о псевдонимах писателя)
— Почему А. П. Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем? Чехов учился на врача, потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы. | Анализируют. Слушают ответы одноклассников .Добавляют или опровергают. Отвечают на вопросы -
-
-
-
-
-
-
-
-
| Л- 3, 4 К -1, 2 П-2 Р-1 ПР-2 |
3. Мотивация познавательной деятельности. Технология критического мышления. Информационная технология(презентация); (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения). | Обращение к эпиграфам: Краткость- сестра таланта. А. П. Чехов Заговори, чтобы я тебя увидел. Сократ Обращение к иллюстрациям. Как можно сформулировать тему нашего урока? А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый» | Анализируют. Формулируют тему урока, цель и задачи урока. | П- 1, 2,3 Л-2 |
4.Открытие нового знания Организация познавательной деятельности. Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия. (особенности технологии- внимание к деталям «деталь» - «вопрос» - «проблема»). Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». | 2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий»(Фонохрестоматия к учебнику В. Я. Коровиной) .Во время чтения значения непонятных слов смотрите в приложении (у каждого на парте) Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления) Какое событие происходит в рассказе? Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения героев? Что преобладает в рассказе: повествование, описание, диалог? Чехов создает речевой образ героя,через речь интонацию передает особенности характера персонажа . Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа. | 1. Глаголы внутреннего состояния героев. | “Хотел возразить…стошнило” | “Захихикал”, “приятно ошеломлён”. | 2. Мимика, жесты, поза.. | “поморщился” | “Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” | 3. Знаки препинания в конце предложений. | Восклицательный знак | Многоточие. | 4. Обращение героев друг к другу. | “Мы с тобой друзья” | “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с” | Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части? – Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев. – С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу? – Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.) – А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.) – Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.) – Как вы понимаете это словосочетание? – Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого? – А какие в конце слов тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.) – Как обращаются друг к другу герои? – Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
| При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему. Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо. Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод о мастерстве Чехова писателя. Работают в парах заполняют таблицу, обсуждая друг с другом результат , проводят анализ языковых средств, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, обобщают | Л-1, 3 П-1, 2 К- 1,2 Р-4 ПР-4, 5 |
5.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний | Михаил (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был рад встретиться с человеком, с которым он когда-то общался на равных. Чинопочитание лишает общение простоты, душевности; человек при этом видит не личность товарища, а лишь его мундир, его чин и звание. Толстый встретил, как ему показалось, друга и душевность, которая превратилась в самую отвратительную форму чинопочитания. Это заставило толстого отвернуться от тонкого. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии. — Какие повторы мы встречаем в тексте? Каково их значение? В первой части читаем: «Оба были приятно ошеломлены» — оба героя рады встрече, хотя об этой радости говорится настолько высокими словами, что в них чудится оттенок иронии. В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены» — встрече рады члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством. Толстый (Михаил) встрече уже не рад. — Чем отличаются третий раз сказанные тонким слова о жене и сыне от первого и второго раза? С какой интонацией вы их произнесете? — Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога? «Нафанаил немного подумал и снял шапку». «Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца». «...Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...» — Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил «немного подумал»? Очень важный вопрос: мы видим, что привычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу. | | Л-2 П-1 ,2,3 ПР-2,3,5 |
6.Коллективная работа. Составить синквейн. | Составить синкквейн. 1 ряд толстый 2 ряд тонкий | Работают вместе над синквейном Обсуждают результат | П -2 К -2,3 Р -2,4 ПР-2 |
7. Рефлексия.Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон» Закрепление основных понятий урока. Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Технология «Педагогика сотрудничества». Задание на дом | Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Оценки за урок Вывод:Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство. Слайд презентации Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая». Это Чехов говорил о себе
, Домашнее задание. Напишите сочинение на тему: «Что смешно, а что грустно в этом рассказе?» | Каждый высказывает своё мнение. Делают вывод по уроку. (Технология личностно-ориентированного подхода) Учащиеся самостоятельно делают вывод о том,что в любой ситуации нужно сохранять человеческое достоинство.. Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения. | Л-1,4 П-2 Р -4 ПР-3 |
Приложение
Словарная работа
Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до 1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она именуется Октябрьской.
Пообедал на вокзале — в то время на вокзалах были хорошие, дорогие рестораны.
Губы... лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали.
Хéрес — сорт крепкого виноградного вина.
Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.
Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное.
Пахло... ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.
Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание носило иронический оттенок.
Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.
Жена... урождённая...: так говорили о девичьей фамилии женщины (в основном о дворянках); герой хочет подчеркнуть, что его жена — из дворянской семьи.
Лютерáнка — женщина, исповедующая лютеранство. Лютерáнство — протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и направленное против католичества и папы римского. В России, христианской по преимуществу стране, лютеран было мало, и герой хочет подчеркнуть особенность жены.
Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.
Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.
Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.
Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории.
Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели...» и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.
Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.
Станислáва имею — орден Станислава.
Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы.
Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос.
Привáтно... делаю — делаю неофициально, частным образом.
Департáмент — отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Столоначáльник — должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол, низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений. Столоначальники обычно были чиновниками 7-го класса. Порфирий говорит о том, что он, имея чин 8-го класса, занимает сейчас должность столоначальника, которую занимают обычно чиновники рангом выше, и в этом состоит предмет его гордости.
Стáтский: имеется в виду чин статского советника, относящийся к 5-му классу. Лица, имевшие этот чин, занимали должности вице-директора департамента, вице-губернатора (заместителя губернатора) и другие.
До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра), сенатор, посланник и другие.
Две звезды имею — имею два ордена.
Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно.
Застегнул все пуговки своего мундира: в царской России гимназисты носили особые мундиры, и перед начальством положено было появляться одетым по всей форме, с застегнутыми пуговицами.
Ваше превосходúтельство — титулование некоторых высших чинов в царской России, принятое в официальной речи.
Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение; употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения.
Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты.
Милостивое внимание: этот оборот показывает стремление тонкого унизить себя перед человеком, занимающим высокий гражданский чин.
Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе.
Шаркнул ногой — сделал шаркающее движение ногой, которое составляло часть ритуала поклона младшего по чину перед старшим.