СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: Д. И. Фонвизин «Недоросль» (3 ч)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Д. И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин» (А. С. Пушкин).Комедия «Недоросль»
  2. Проблема воспитания и образования в комедии. Анализ 1-го и 2-го действий

3.Конфликт между миром невежества, корысти, деспотизма и защитниками просвещения и человеческого достоинства. Анализ ключевых эпизодов 3-го – 5-го действий

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: Д. И. Фонвизин «Недоросль» (3 ч)»

15


Раздел

Д. И. Фонвизин «Недоросль» (3 ч)

Тема

  1. Д. И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин» (А. С. Пушкин).Комедия «Недоросль»

  2. Проблема воспитания и образования в комедии. Анализ 1-го и 2-го действий

  3. Конфликт между миром невежества, корысти, деспотизма и защитниками просвещения и человеческого достоинства. Анализ ключевых эпизодов 3-го – 5-го действий

Цели и задачи

Дать краткие сведения о Д. И. Фонвизине, его роли в развитии русской литературы и театрального искусства, о работе над комедией, о философской и нравственной основе произведения.

Показать, как решается эта проблема в комедии, помочь увидеть многомерность изображения характеров, великодушие и справедливость авторского отношения к главному герою.

Раскрыть гуманистический пафос комедии, показать благородство фонвизинских идеалов в положительных персонажах комедии. Развить понятие о драматическом конфликте, раскрыть смысл антитезы в изображении характеров.

Формировать читательскую культуру учащихся.

Термины и понятия

Комедия, драматический конфликт, антитеза, характер, драма, сатира

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи


Межпредметные умения

Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.


Предметные умения

Знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. Читать выразительно

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Русская культура, история



Ресурсы (оборудование)

Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты

Демонстрационные: иллюстрации

Интегративные: презентация PowerPoint, аудио-, видеозапись


Формы и методы работы

Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»


Урок 1. Д. И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин» (А. С. Пушкин). Комедия «Недоросль»

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Актуализировать знания учащихся о комедии как жанре

Тест

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?

а) романтизм б) классицизм в) сентиментализм г) реализм

2.Какие из указанных признаков характерны для классицизма? а) иерархия жанров б) опора на античные традиции в) интерес к внутреннему миру героя г) культ чувства д) принцип трех единств е) романтическое двоемирие

3. Кого из названных писателей можно считать классицистами? а) М.В. Ломоносов б) А.С. Пушкин в) Г.Р. Державин г) А.А. Фет

4. Жанр, воспевающий кого или что-нибудь? а) басня б) ода в) былина г) поэма

5. Основным жанром какого поэта была ода? а) Ломоносов М.В. б) Державин Г.Р. в) Карамзин М.М. г) Фонвизин Д.А.

6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях” О ком говорит Гоголь Н.В. в данном высказывании? а) М.В. Ломоносов б) Г. Р. Державин в) В.А.Жуковский г) А.С.Пушкин

1 Б, 2 А Б Д, 3 А В, 4 Б, 5 А, 6 Б

— Вспомните, что представляет собой драматическое произведение и в чем его отличия от других жанров?

Драма как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и эпо-са прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками — авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы) усиливает впечатление от спектакля.

Греческое слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны (например, уроки Митрофанушки и т.д.), но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, место в жизни.

Основные виды драматических произведений — трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о котором идет здесь речь), комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей.

Сатира (от лат. sature — смесь, мешанина) — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, резкое осуждающий посредством осмеяния человеческие пороки или несовершенство человеческой жизни.


Эпоха Екатерины. Литература 18 века связана не только с Просвещением и реформами Петра I, но и с манифестами Екатерины II о праве помещиков без суда отправлять крепостных на каторгу. В стране растёт социальное напряжение. Чтобы не потерять авторитет перед Европой, Екатерина II признаёт свободу слова и открывает первый сатирический журнал «Всякая всячина», в котором ведёт полемику с журналистами о главных российских проблемах. Принципы такого журнала:

1. Никогда не называть слабости пороками.

2.Хранить человеколюбие, дух кротости и снисхождения.

Такую сатиру называли «улыбательной». Открываются Журналы «Смесь», «Трутень», «Адская почта». В них высмеиваются пороки общества: произвол помещиков, взяточничество, невежество. Вскоре Екатерина II закрывает многие журналы, а одного из главных редакторов журнала «Трутень» заключает под стражу.

Правда слова, высокие идеалы гражданственности звучали и во многих произведениях писателей 18 века. Это и поэзия Г.Р. Державина, это и комедии Д.И. Фонвизина.

Какие основные этапы жизни Фонвизина вы отметили при выполнении домашнего задания? (Родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром. Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес. Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Первая пьеса Фонвизина «Бригадир». Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2. «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку. Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати. Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет.) За годы учения Денис Иванович овладел латинским, немецким и французским языками. Именно в стенах Московского университета началась литературная деятельность (переводы, которые не раз появлялись в печати). В это время проявляется любовь к искусству слова.

Д.И. Фонвизин выступает за ограничение монархии, за Россию, в которой правят законы. Комедия «Бригадир» стала известна при дворе, Фонвизин читал её и Екатерине II, и её сыну цесаревичу Павлу Петровичу. Сатира комедии казнила невежество старого поколения России. Комедия «Недоросль» стала популярной, Н.В. Гоголь назвал её народной. Драматург выступал в ней против невежества и крепостного права. Но не все приняли пьесу с одобрением. Пьеса ставила по сомнение устои самодержавия, поэтому в 1783 году Фонвизин ушёл в отставку. В речах одного из положительных героев автор излагает программу просвещения. Многие реплики стали афоризмами. афоризм Стародума: «Глупому сыну не в помощь богатство». Афоризмы актуальны в любое время: и в 18, и в 21 веке. Поэтому пьеса вне времени, она бессмертна.

Умрёт Фонвизин, и всего через 2 года родится его преемник в комедии А.С. Грибоедов. Так началась непрерывная цепь, в которой первое звено – гений русской комедии Д.И Фонвизин.

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Дать краткие сведения о Д. И. Фонвизине, его роли в развитии русской литературы и театрального искусства, о работе над комедией, о философской и нравственной основе произведения. Идея «просвещенного абсолютизма» в комедии «Недоросль».

Гуманистический пафос комедии. Особенности построения пьесы и принципы воссоздания

характеров. Единство времени, места и действия в комедии.

- Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию? Низким.

- Почему? Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.

В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334 театральных пьес, шедших на русской сцене во 2-1 половине 18 века, было 188 комедий, 52 трагедии, 39 драм, 32 комические оперы. Комедий было больше половины.

- Почему? Комедия была теснее связана с жизнью, могла реальнее отразить общественно- политические проблемы. Живая жизнь все больше проникала в произведения.

В среде вельмож, в придворном кругу Фонвизин видел чудовищное злоупотребление властью, взятки, обман, раболепие перед знатью и богатством.

Правящее сословие – дворянство – коснело во мраке невежества. Простаковы и Скотинины растили своих детей Митрофанов. Молодые дворяне, прошедшие школу у фр. кучеров и парикмахеров, не имели понятия о национальном достоинстве. Погоня за иностранными модами разоряла помещичьи гнезда. В своих стихах этой поры Фонвизин высмеивает придворную лесть и подхалимство, сомневается в целесообразности существующего на земле порядка. Он разоблачал корыстолюбие, дикость, невежество дворян, тем самым выступая против политики правительства.

Дополнение: в комедии «Недоросль» Фонвизин выводит на сцену представителей некультурного, развращенного помещичьей властью дворянства, показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде и заявляет свой протест против засилья Скотининых.


Сатира (от лат. sature — смесь, мешанина) — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство Фонвизина в создании комедии; выявить особенности композиции произведения; развивать навыки анализа текста.

СМОТРЕТЬ ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ. Заполнение таблиц (ОК)

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

• Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения).

• Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны)

• Где родился Фонвизин? (в Москве)

• В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса)

• Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно)

• Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)

• Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)

• Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)

• Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)


Каковы же проблемы комедии Фонвизина?

1. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их..

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

В комедии две сюжетные линии. Одна разрешает любовный конфликт, другая – социальный, нравственный. Нарисуем события двух этих конфликтов.

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Прочитать I и II действия комедии «Недоросль».

Вопросы для анализа текста:

1. Кого бы вы отнесли к отрицательным персонажам? Почему?

2. Основные черты Простаковой как помещицы и матери (примеры). Её отношение к образованию (примеры).

3. Кто и каким образом оказывает влияние на Митрофана?

4. Почему Фонвизин назвал пьесу «Недоросль»?

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов

2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….


Урок 2. Проблема воспитания и образования в комедии. Анализ 1-го и 2-го действий

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Актуализировать знания учащихся о комедии и ее авторе

Викторина на знание комедии.

  1. Где происходит действие комедии? (в имении Простаковой)

  2. Кто по социальному происхождению Простакова? (дворянка, помещица)

  3. Кем Простаковой приходится Скотинин? (братом)

  4. Кем Простаковой приходится Софья? (воспитанницей, дальней родственницей)

  5. Кем Софье приходится Стародум? (дядей)

  6. Как зовут учителей Митрофана? (Цифиркин, Вральман, Кутейкин)

  7. Кто такая Еремеевна? (няня Митрофана)

  8. Как зовут жениха Софьи? (Милон)

  9. Кто такой Правдин? (представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой)

  10. Какое любимое занятие Митрофана? (гонять голубей на голубятне)

  11. Сколько женихов у Софьи и кто они? (Милон, Скотинин, Митрофан)

  12. Кому принадлежат эти слова: «А ты, скот, подойди поближе.» (Простакова)

  13. «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил». (Еремеевна)

  14. «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». (Скотинин)

  15. «Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». (Простакова)

  16. «Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление». (Стародум)

  17. Что такое сатира? Это одно из видов комического, высмеивающее и обличающее общественные пороки

  18. Что такое комедия? Это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные пороки

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с комедией «Недоросль»

В комедии сталкиваются 2 типа воспитания: «старинное» и «новое», послепетровское. Идеал Простаковой – духовный застой. Защищая свою жестокость и самодурство, Простакова говорит: «Разве я не властна и в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?». Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»

18 февраля (1 марта) 1762 г. Пётр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Закон расширил сословные права и привилегии русских дворян, а также отменил обязательную гражданскую или военную службу, введённую Петром I.

Основные положения Манифеста были подтверждены в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.

Согласно Манифесту Петра III, все дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы; состоявшие на государственной службе могли выходить в отставку, кроме офицеров в военное время. Дворяне получили право беспрепятственно выезжать за границу, но обязаны были по требованию правительства, «когда нужда востребует», возвращаться в Россию.

В Манифесте были и определённые ограничения, которые касались дворян, находившихся на военной службе и не дослужившихся до офицерского звания: увольнение могли получить только те, кто прослужил на действительной службе не менее 12 лет.

Единственной сословной обязанностью провозглашалось получение достойного образования: дома, в российских или европейских учебных заведениях.

Манифест объявлял службу почётным долгом дворянства и призывал её продолжать. Однако, воспользовавшись разрешением, многие дворяне сразу после обнародования документа подали прошения об отставке. За десять лет с момента опубликования манифеста с государственной службы уволилось около 7,5 тыс. человек, причём основную массу отставных составили военные.

Большинство дворянства поняли этот закон как полную, безотчетную власть над крепостными.


– В чем вы видите главный смысл пьесы? Как она связана с озвученным манифестом?

– Кто приводит в движение все действия комедии, становится центром всех событий? Конечно, не Стародум (появляется он, когда действие уже набрало силу) и не Митрофан, хотя его именем и назвал Фонвизин свою пьесу. Митрофан – только «подобие» своей матушки и до поры до времени ее послушное чадо. Главный персонаж комедии – госпожа Простакова. Она ведет действие, она в центре всех событий, из-за нее возникают постоянные стычки, столкновения. Попробуем мысленно «удалить» ее из «Недоросля» – и все произведение разрушится. Ее роль особенно четко осознается при воспроизведении основных событий сюжета:

• Госпожа Простакова собирается выдать Софью за Скотинина;

• Новые замыслы по отношению к Софье после письма от Стародума;

• Приезд Стародума и старание госпожи Простаковой представить богатому дядюшке Софьи все достоинства Митрофана;

• Попытка похитить Софью и насильно обвенчать с Митрофаном;

• Потеря права на бесконтрольное управление имением и трагическое разочарование в сыне.

Таким образом, на Простаковой не только «дом держится», как она хвалится перед Правдиным, но держится и вся комедия. И если как человек она вызывает у автора, читателя и зрителя острое неприятие («госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» с «адским нравом», «злая помещица»), то как художественное достижение Фонвизина этот образ сохраняет свою выразительность и силу до сегодняшнего дня. Это уже не классицистический персонаж, характеризующийся одним качеством: госпожа Простакова не только зла, жестока и невежественна, она хитра, лицемерна, расчетлива, предприимчива. В ней сочетаются умственная ограниченность и практическая сметка, нравственная низость и самоотверженная любовь к сыну – все это вместе создает полнокровный живой характер, запечатлевший эпоху и сохранивший общечеловеческий смысл до нашего времени.

- С кем связан этот образ наиболее тесно? Что вы можете сказать о Митрофане?

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать, как решается проблема воспитания в комедии, помочь увидеть многомерность изображения характеров, великодушие и справедливость авторского отношения к главному герою.; выявить особенности композиции произведения;

развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

- Что нам известно о Митрофанушке? Для полного ответа пользуйтесь планом к характеристике персонажа и текстом комедии. (Главному герою комедии «Недоросль» Простакову Митрофану шестнадцать лет. Живёт с родителями-помещиками в деревне, возможно, в такой. (Слайд). Родители его очень любят, особенно мать. Но её воспитание сводится лишь к питанию и «одеванию» сына. Хотя госпожа Простакова приглашает для него учителей, но образование это только внешнее: учителя слабые, да и Митрофан не хочет учиться.)

- Найдите в тексте слова, которыми Правдин характеризует отца и мать Митрофана. (Фонвизин показал нам семью помещиков Простаковых, в которой отец, по выражению Правдина, «дурак бессчетный», а мать – «презлая фурия»).

- Но как эта «презлая фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии

• её упрек Еремеевне («Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»);

• подтвердим словами текста её заступничество за сына («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича!»)

• то, как она им любуется… («Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»).

• оправдывает его … («…конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»).

- Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?

- Все-таки, как любая мать, Простакова желает сыну добра. В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал? (Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить»).

- Почему хочет женить сына на Софье? Чтобы скорей повзрослел? Стал ответственнее? (Софья – богатая наследница)

- Нужно ли человеку учиться? Для чего? Что об этом думает г-жа Простакова?

- Для чего же она нанимает учителей для Митрофана? (Иначе не удастся женить его на Софье).

- Научился ли Митрофан чему-нибудь? Почему? Можно ли сказать, что он глуп? (Митрофан не глуп, но ничему не научился).

Охарактеризуйте (в группах) положительное и отрицательное в Митрофане

Митрофан неуч: лентяй, невежественный, эгоистичный, грубый, хитрый, обжора, «скот, а не человек», «зверь без души»

Митрофан сообразительный: остроумный, находчивый, умеет польстить матери, дяде, лучшее лечение от обжорства – голубятня

ВЫВОД: Образ нарицательный, неоднозначный, живой образ, заставляющий и сегодняшнего читателя задуматься о многом, поразмышлять.

- Итак, одной из проблем, поднятых Фонвизиным, была проблема – как воспитать настоящего гражданина. Фонвизин показывает нам учителей Митрофана. Расскажите о них.

Проверка индивидуального домашнего задания

1. Рассказ о Цифиркине

2. Рассказ о Кутейкине

3. Рассказ о Вральмане

- Одним из способов создания комического было использование «говорящих» фамилий. О чём говорят фамилии учителей? ((Кутейкин — недоучившийся семинарист, и его речь изобилует формами церковно-славянского языка: тьма кромешная, горе мне грешному, звах и приидох и другие. Цифиркин в прошлом был солдатом, а сейчас преподаватель арифметики. В его речи постоянные подсчеты. А также военные термины. Речь Кутейкина характеризует его и как человека хитроватого, а Цифиркина — как грубоватого, прямолинейного и честного. Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики. Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун)

- Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

- Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

- Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”)

- Сама она образованная или нет?

- Почему истинный дворянин должен быть образованным?

- Какая тема является главной в комедии Фонвизина «Недоросль»?

- А каков общечеловеческий смысл комедии, её актуальность для нашего сегодняшнего общества?

-Может ли безнравственный человек воспитать человека порядочного? Можно ли воспитать хорошего человека без собственного положительного примера?

-Является ли проблема воспитания актуальной для нашего времени? Встречаются ли сейчас митрофаны? Как можно распознать их? (По интересам, жизненным устремлениям, нравственным качествам, отношению к учебному труду и к труду вообще)

- Митрофан – мужское имя. А есть ли девушки – митрофаны? Каков их современный облик?

Вывод: Крылатое слово «недоросль». Современное значение – глуповатый юноша-недоучка (Словарь С.И.Ожегова) Я бы добавила: …и девушка, не желающие учиться, не доросшие до интеллектуальных потребностей, прожигающие жизнь, стремящиеся лишь к развлечениям.

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

- Почему комедия, в которой главной политической проблемой является проблема крепостного права, поднимает вопросы воспитания?

- На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина? (Ответы учащихся)

Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорил Петр Первый, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди восемнадцатого века.

Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. – Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.

Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной… Но такого закона нет… И в злонравии своем не только Простакова и Скотинин виноваты, но и те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин.

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

  1. Написать мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Простакову)»

  2. Как вы понимаете смысл названия комедии?

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов

2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….


Урок 3. Конфликт между миром невежества, корысти, деспотизма и защитниками просвещения и человеческого достоинства. Анализ ключевых эпизодов 3-го – 5-го действий.

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

Ум, коль он только что ум, - самая безделица. С пребеглыми умами мы видим худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие.

Д. Фонвизин. «Недоросль».

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Актуализировать знания учащихся о содержании и структуре комедии

- Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

- Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

- Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).

- Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с образами комедии

Вспомните, в чем суть «Манифеста»?

Большинство дворянства поняли этот закон как полную, безотчетную власть над крепостными.

Но были и такие люди, которые совершенно иначе смотрели и на крепостное право, и на образование, и на права и обязанности Человека. Есть ли такие люди в пьесе?

Противостоят Простаковой, Скотинину положительные герои Стародум, Правдин, Милон.

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Раскрыть гуманистический пафос комедии, показать благородство фонвизинских идеалов в положительных персонажах комедии. Развить понятие о драматическом конфликте, раскрыть смысл антитезы в изображении характеров.

Пазвивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Стародум – герой-резонер. Резонер – персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий). Не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные – с точки зрения автора – суждения.

- Когда появляется Стародум в комедии? В комедии Стародум появляется в Д.3 явл.1, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя.

- В чем заключается роль героя? Роль Стародума заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и просвещения.

- Чтобы лучше понять этого героя, его взгляды на общество и жизненные принципы, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Для этого нам необходимо заполнить таблицу.


Исследовательская работа с текстом. Стародум.

  1. Родословная Стародума: «Отец мой у двора Петра Великого...»

  2. Воспитание Стародума: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»

  3. На военной службе. Отставка: «Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудно растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку»

  4. Рассуждения о современной жизни, О подлинной знатности: «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»

  5. О воспитании молодого дворянина: «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... Оно должно быть залогом благосостояния государства»

  6. О добродетели и благонравии как нравственных основах личности: «Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…Без благонравия никто не сможет выйти в люди»

  7. О крепостном праве: «Угнетать рабством себе подобных - беззаконно»


- Нужны ли государству такие люди, как Стародум? Государство не нуждается в людях, подобных Стародуму, оно отличает лишь «случайных», то есть попавших в случай «любимцев». Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.

«Основные проблемы комедии « Недоросль» и противоположные точки зрения на них положительных и отрицательных персонажей».

Проблема

Положительные герои

Отрицательные герои

1 . Проблема воспитания.

« Чтоб в достойных людях не было недостатка, прилагается нынче особливое старание о воспитании». (Правдин, д.5. явл.1).

« Без науки люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был 1 5 лет, и с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить». (Простакова, д.4, явл.8).

2. Проблема крепостного права.

« Каждый должен искать своего счастья и выгод в том, что законно и что угнетать рабством себе подобных беззаконно» (Стародум, д.5. явл.1).

« Не волен! Дворянин, кого захочет, и слуги высечь не волен, да на что нам указ от о вольности дворянства». (Простакова, д.5, явл. 4).

3. Проблема служения Отечеству.

« Но что всего более - он для пользы и славы отечества не устрашается забыть свою собственную славу». (Милон, д.4, явл.6).

« По мне - куда велят». (Митрофан, д.5, явл. 7).

4. Проблема брака и семьи.

« Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу бы походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее быть может? Надобно, мой друг, чтоб муж твого повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны». (Стародум, д.4, явл.2).

« я и своих поросят завести хочу. Меня не проведешь... Для нее одной отдам угольную с лежанкой». (Скотинин, д.2, явл.3).

- Что говорит Стародум о воспитании и просвещении? Что, по его мнению, важнее?

- Какие « способы сделать людей добрыми» видит Стародум? (См. эпиграф)


Сообщение о Милоне и Правдине.

Милон развивает идеи просвещения и «добродетели» применительно к военной области. Для него важны не столько личная слава,сколько слава отечества.

Правдин появляется в доме Простаковых как чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». Предназначение Правдина – не просто осудить порок с высоты представлений о долге дворянина, но наказать его силой данной ему власти.


Комедия «Недоросль» — произведение русского классицизма. тем не менее она уже находится у истоков русской реалистической литературы. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, ограниченный рамками классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, (и подробно об этом мы поговорим на следующем уроке), создал произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по своей художественной форме. Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов:

- Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии?

Это идеи самого автора. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению? Необходимость просвещения, образования - отсутствие их. Бесправие крестьян и произвол помещиков. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.

- Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме.

Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?

- Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами?

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Сообщение об исторических и культурных событиях начала 19 века

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов

2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….