Этапы урока | Вид деятельности | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) |
Артикуляционная разминка | Жу-жу-жу-молоко дадим ежу Жа-жа-жа- есть иголки у ежа Жи-жи-жи-здесь живут ежи Же-же-же-дождь прошел уже Жо-жо-жо- лужок, снежок, пирожок и творожок | Ребята, давайте поупражняемся в произношении чистоговорки | Дети учат чистоговорку, рассказывают друг другу и учителю. | Работа в паре (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний | Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока. | Для оформления класса желательно использовать книги с баснями И.А. Крылова, иллюстрации к басням. | Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания. -Давайте обратим внимание на оформление нашего класса, книги какого русского баснописца с нами сегодня на уроке? Что изображено на иллюстрациях? | Отвечают на вопрос учителя, определяют о ком идет речь | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
Формирование новых знаний | Работа над текстом. | Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. | Давайте прослушаем стихотворение М.Исаковского. - Согласны ли вы с поэтом Исаковским? - Как вы понимаете выражение “крылатые слова”? В своих баснях Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто говорить об этом былонельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки. -Ребята, давайте вспомним, что такое басня дополните определение.(Басня- это небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни). - На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку). -Почему басню мы никогда не спутаем ни с каким другим произведением? (мораль) -А что в басне помогает лучше представить какое-то описание, понятие, мысль? (Аллегория, что значит иносказание). - Что такое аллегория? Вы уже сказали, что герои басен – животные, наделенные человеческим пороками, которые думают, говорят, действуют как люди. Как в литературе называют этот прием. (Олицетворение). | Слушают, отвечают на вопросы учителя. | Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
Закрепление и проговаривание вслух | Подведение детей к самостоятельному выводу о баснях. | Читают басни. Работают с текстом. | «Свинья под Дубом» С какой интонацией надо читать слова Свиньи? (лениво, спокойно, нагло). А почему? Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.). Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная). Докажите, что Свинья действительно неблагодарна. (…Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала.) Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость) Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам Крылов? «Осел и мужик» Кто виноват в забавной истории с огородом? (В истории с огородом виноват сам мужик, который поставил Осла стеречь огород). Расположите по значимости качества Осла: статрательность, исполнительность, послушание, глупость, бестолковость. (исполнительность, старательность, послушание, бестолковость, глупость). В басне есть строчка: «Осел был самых честных правил». Как вы ее поняли? (это строчка означает, что Осёл честно соблюдал правила и ответственно выполнял указания). Найдите звукоподражание в изображении беспорядочных прыжков Осла по огороду (Осел, гоняя птиц, со всех ослиных ног, по всем грядам и вдоль и поперек такую поднял скачку…) Какова мораль этой басни? (прежде чем принимать какое-то решение, нужно самому подумать о его последствиях, а не перекладывать вину на другого) | Читают выразительно басни «Свинья под дубом», «Осел и мужик» | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
|
Первичное закрепление | Работа над инсценированием басен | | Инсценирование басни «Свинья под Дубом». Объяснение морали басни. (В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью. Невежа – грубый, невоспитанный человек. Невежда – малообразованный, малосведущий человек). | Ребята слушают, готовятся к инсценированию басен | Классификация (П) Работа в парах, группах (К) Задание творческого характера (Л) |
Включение в систему знаний и повторение | Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. (П.Вяземский) | Учитель читает стихотворение П. Вяземского. | Ребята слушают, делают выводы. | Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учётом позиций других (К) Постановка и формулирование проблемы (П) Робота в группах (К) Составление предложений по схеме (П) |
Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Урок понравился? Что делали на уроке? Нужно изучать басни? Что интересного узнали на уроке? | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
Домашнее задание | | Нарисовать иллюстрации к басням. | Объясняет домашнее задание. | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | Дифференцированные задания (П., Л) |