I.Организационный момент.(Якорение) | Приветствует учащихся -Здравствуйте, ребята, настроение каково? (Во!) -Все такого мнения? (Да) -Все без исключения?(Да!) -Тогда давайте повернёмся и улыбнёмся друг другу, пожмите руку соседу и пожелайте успешной работы. Я желаю вам успешной работы, быть внимательными и старательными. Надеюсь, что работать на уроке вам будет интересно. Каждый узнает что-то новое, познавательное. -Напомните, как нужно работать в паре, группе? | Настраиваются на работу. Вспоминают правила работы на уроке (в парах, в группах) 1.Работать дружно 2. Работать быстро 3. "Каждый должен высказаться и выслушать каждого" 4. Если у другого затруднение-помочь.. | Коммуникативные Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
II. Актуализация опорных знаний. | --Послушайте стихотворение, давно знакомое вам. Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа, Эта долька – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька – для бобра.. (На доске раздвигаю от центра доли апельсина из цветной бумаги.) А для нас задание : -Сколько было апельсинов? (1) - Сколько долей от 1 апельсина получит каждый из зверят ? (1\5) -Как записать это число? Что мы записали? (дробь) -Как называются числа в дробях? (числитель, знаменатель) -Что означает знаменатель? (на сколько частей разделили) -Что означает числитель? (сколько частей взяли) У вас на партах лежит лист с заданиями.. 1)Задание №1 (слайд 2) (1 на доске) -Закрасьте у круга 1 часть. Запишите на доске и в тетради , какую часть от круга вы закрасили. (1\4)А теперь у второго круга закрасьте 2/4. -Какую часть вы закрасили от прямоугольника, если я попросила закрасить 3части из 7? (3\7). -у второго прямоугольника закрасьте 2части . Запишите дроби в тетради и на доске. (2/7) - у треугольника закрасьте 2 части. (2/3) - и у другого треугольника закрасьте 1 часть 1/3 1/4, 2/4, 3/7, 2/7, 2/3 и 1/3 -Какие дроби получились? Сравните дроби, какие дроби мы умеем сравнивать? (С одинаковым числителем и с одинаковым знаменателем) -Какое правило сравнения дробей знаем? Поработайте в паре и сравните дроби. (слайд 3) ¼ 2/7 , 2/7 2/3 3/7, 2/3 1/3 - Вы согласны с записью на доске? Кто не согласен? Все согласны. У всех получились одинаковые части? (Да) Почему у нас появились именно такие дроби? (Фигуры разделены на разное количество частей, мы это сосчитали, а сколько закрасить вы сказали сами) - На что указывает знаменатель? (Сколько частей у фигуры) - На что указывает числитель? (Сколько частей взяли) Оцените себя на этом этапе : + всё удалось, +- были затруднения, - не понял задание | вспоминают алгоритм поиска части (доли) от числа.
Вспоминают – понятие целого числа; – части числа, -понятия: знаменатель, числитель
При сравнении дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь , числитель которой больше и меньше та, числитель которой меньше. При сравнении дробей с одинаковыми числителями больше та дробь , знаменатель которой меньше и меньше та, знаменатель которой больше Число под дробью называется знаменатель.Оно показывает на сколько частей делили целое число.Число над дробью называется числитель. Оно показывает сколько таких частей взяли. | Личностные – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе; – понимание значения математики в собственной жизни; – интерес к предметно - исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата; – понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные -принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; – планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир; – осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; – осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности; – принимать участие в групповой работе; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Регулятивные УУД Самостоятельно определять степень успешности выполнения своей работы ,исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; |
III.Формулирование нового знания.
| Фронтальная работа. До сегодняшнего урока мы делили один предмет на части, ДОЛИ -Мы умеем выделять эту часть, называть, записывать. Мы знаем, что с дробями можно производить различные арифметические действия. Но есть проблема - У меня 6 мандаринов, а не один. Необходимо найти 1\2 часть от всех мандаринов. Как это сделать? - У вас на партах есть фишки. Разложите их на парте и попробуйте решить эту проблему. - Какие будут варианты. Как вы это сделали? (1\2 – это половина, а половина 6 – это 3) Вы только что нашли долю, часть от целого числа. А вот вам еще проблемка. У меня 3 мандарина. Я знаю, что это 1\2 от всех мандаринов, которые у меня есть. Как вы думаете, сколько у меня мандаринов ? Поработайте с фишками. . (Если 1\2= 3 – это половина, это еще 3 мандарина. Всего 6) Проверяем. Считайте, сколько в корзинке?(6)  -Что мы сейчас находили? (целое по его части).Как называются задачи такого вида? Оцените себя на этом этапе : + всё удалось, +- были затруднения, - не понял задание |
Обсуждают ответы и работают с текстом задачи
вспоминают алгоритм поиска части (доли) от числа.
- В задаче известна часть(доля) от целого числа. (Задачи на нахождение части (доли) от числа) -Чтобы найти часть от (долю) от числа, надо целое число разделить на количество частей (знаменатель ) и умножить на 1 часть (числитель).
(Задачи на нахождение числа по его части(доли) ) | Коммуникативные Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи ; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. |
V.Применение новых знаний.
VI.закрепление.
| 1.Фронтальная работа с задачей по учебнику. Задача № 443 с. 93 А) Папа купил на рынке 25 кг овощей. Из них пятую часть составляла морковь. Сколько кг моркови купил папа? -Что известно в задаче целое или часть (долю)? Как найти часть (долю) от целого? - К какому типу задач отнесём эту задачу? -Что надо сделать , чтобы найти часть от целого? -Какая схема подойдёт к задаче? Б) Рома читает книгу сказок. Когда он прочитал 32 страницы, оказалось, что это пятая часть всей книги. Сколько всего страниц в книге? _Что нам известно в этой задаче ? - К какому типу задач отнесём эту задачу?
Оформление задачи помощью схемы. -Какая схема подойдёт ко второй задаче?(2) -Как решим задачу? 32 × 5:1 = 160 (стр.) Ответ: 160 страниц в книге. Сформулируйте вывод о том ,как решать задачи на нахождение части (доли) от числа. Вывод: Чтобы найти часть (долю) от числа нужно целое число разделить на знаменатель и умножить на числитель. -Как найти число по его части (доле)? Чтобы найти целое число по его доле надо часть целого умножить на знаменатель и разделить на числитель. Оцените себя на этом этапе : + всё удалось, +- были затруднения, - не понял задание Работа в группах .(7 групп) Какие задачи можно составить по этим схемам? 1 группа 1) 1/5 книг=? , всего книг в его библиотеке-45.Сколько книг прочёл Дима? 2) 1/5 книг =9кн Сколько книг всего в его библиотеке? __________________________________ 2 группа 1) Всего бабушка испекла 35 пирожков. 1/5 пирожков- с капустой . Сколько пирожков с капустой она испекла? 2) 1 7 пирожков- бабушка испекла с капустой .Это составило 1/5. от всех пирожков. Сколько всего пирожков испекла бабушка? 3 группа 1) про пейхаж картины 1/5=8, сколько всего картин нарисовал художник? 2) 4 группа 5 группа 6 группа 7 группа Оцените себя на этом этапе : + всё удалось, +- были затруднения, - не понял задание 3) Решите составную задачу . Электр является естественным сплавом золота и серебра.Золота в нём - 320 г, это 2/6 сплава Какова масса сплава - ? г 320 × 6 : 2 = 960 (г) Ответ: 960 г масса сплава. Оцените себя на этом этапе : + всё удалось, +- были затруднения, - не понял задание Определите 1) 1/12 суток=….часов 2) 1/15 часа=…мин 3) ¼ минуты=…сек 4) 1/10 центнера=… 5) 1/5 метра=…см 6) ½ метра=…дм 7) сравните дроби 4/10 и 6/10 8) 2/8 и 3/8 9) 2/3 и 2/4 10) Бегемот живёт 40 лет. Пятую часть своей жизни он растёт. Сколько лет растёт бегемот? Самопроверка 24:12 ×1=2 (час) 60: 5 ×1=12 (мин) 3) 60: 4 ×1=15 (с) 4) 100:10=10 (кг) 5) 100:5=20 (см) ½ метра=100:2=5дм 7) сравните дроби 4/10 и 6/10 8) 2/8 и 3/8 9) 2/3 и 2/4 10) 8 (лет) Самооценка «5» - всё выполнено без ошибок, есть 1 исправление «4» - допущена 1 или 2 ошибки, есть 1 или 2 исправления «3» - допущено 3 или 4 ошибки, есть исправления «2» – допущено 5 или больше ошибок -Что закрепляли на этом этапе урока? Оцените себя на этом этапе : + всё удалось, +- были затруднения, - не понял задание. | Обсуждают ответы и работают с текстом задачи по учебнику.
– составляют в совместной работе вспомогательную модель (схему) на доске (обозначают целое (количество кг овощей) отрезком произвольной длины);  – обсуждают тот факт, что (по условию) 1/5всех овощей- морковь . Значит, мы должны весь отрезок разделить на 5 равных частей, а потом взять (выделить дугой ) 1такую часть. – проверяют выдвинутый ранее план; – записывают и обсуждают решение задачи. – продумывают план решения задачи и по пунктам записывают его на доске; – проверяют свои предположения; _Нам известно, что 32 страницы- это пятая часть всей книги. Известна часть от числа, а надо найти всё число. (Задачи на нахождение числа по его части(доли) )
Чтобы число по его части , надо часть умножить на знаменатель и разделить на числитель. 2/6
Совершенствовали навыки устного счёта. -Учились самопроверке и самооцениванию.
| Регулятивные УУД совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения отдельной учебной задачи; работая по плану, сверятьсвои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса. Коммуникативные договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. Регулятивные УУД работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса. Познавательные УУД преобразовывать информацию из одной формы в другую; доносить свою позицию до других. Коммуникативные высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Регулятивные УУД совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения отдельной учебной задачи; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса. Коммуникативные договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Регулятивные УУД В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
VIII. Итог урока.
IX.Рефлексия. | – Какую тему урока мы сегодня определили? – Что нового сегодня узнали? (Новое название для чисел, которые обозначают часть от целого.) Новым было то, что раньше мы находили одну часть от целого и называли это словом «доля», а сегодня учились находить целое число по его части (доле)равных частей от целого. -Выразите своё отношение к уроку. Понравился вам урок или не понравился? Почему? Что больше всего понравилось? Как вы считаете, добились мы поставленной цели на уроке? Почему вы так считаете? На шкале знаний в тетради отметьте ваше положение. Если вы успешно всё усвоили и можете научить других, то поставьте крестик на самом верху. Если понял всё, но ещё не могу научить, крестик чуть выше серединки. Если немного ошибся- на середине. Если требуется помощь, было трудно -чуть ниже середины шкалы знаний. – Спасибо всем за активную работу на уроке. | Определяют тему сегодняшнего урока. Проговаривают умения, которые были приобретены каждым учеником на уроке. Оценивают свое настроение.    | Регулятивные УУД В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; |