СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме:«Таблица умножения в пределах 20. Повторение и самоконтроль» (УМК «Перспектива»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данная технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для проведения урока математики во 2-м классе по теме: «Таблица умножения в пределах 20. Повторение и самоконтроль» (УМК «Перспектива»). 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме:«Таблица умножения в пределах 20. Повторение и самоконтроль» (УМК «Перспектива»)»

Аннотация

Данная технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для проведения урока математики во 2-м классе по теме: «Таблица умножения в пределах 20. Повторение и самоконтроль» (УМК «Перспектива»).

Однако, следует отметить универсальность данной разработки. Так как основное содержание обучения направлено на совершенствование вычислительных навыков, умения решать задачи в 1и 2 действия на нахождение произведения, суммы чисел, на нахождение периметра многоугольника, данной разработкой можно пользоваться в любом УМК при изучении темы «Табличное умножение», достаточно только изменить условия предлагаемых числовых выражений и задач в соответствии с требованиями УМК.

Следует отметить, что особое внимание при разработке данной технологической карты уделяется заданиям, которые способствуют развитию и совершенствованию у учащихся различных мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, абстрагирование, обобщение). Урок построен в форме путешествия в сказку К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», поэтому в ходе выполнения этих заданий также ярко прослеживается решение проблемы межпредметных связей (математика-окружающий мир-литературное чтение).

На уроке используется инновационный прием формирования логического и творческого мышления учащихся – составление кроссенса.

Формы работы – в малых группах, парная, индивидуальная, фронтальная.

Помимо раздаточного материала на уроке используется мультимедийная презентация, слайды которой являются демонстрационным материалом и служат наглядным пособием для выполнения следующих заданий: решение задач логического характера, осуществление ввзаимопроверки при решении задач, нахождение периметра многоугольника, составление кроссенса.

Технологическая карта урока. Математика, 2 класс

Тема

Таблица умножения в пределах 20. Повторение и самоконтроль

Тип занятия

Обобщение и закрепление ранее полученных знаний

Основное содержание обучения

-Совершенствование вычислительных навыков, умения решать задачи в 1и 2 действия на нахождение произведения, суммы чисел, на нахождение периметра многоугольника

-Развитие аналитических способностей

-Совершенствование мыслительных операций

-Тренировка слуховой и зрительной памяти

Планируемый результат

Предметные умения

УУД


-знать табличные случаи умножения и сложения в пределах 20;

-уметь пользоваться изученной математической терминологией, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

-решать задачи, основанные на знании конкретного смысла действия умножения;

- анализировать задачу, определять количество и порядок действий;

-вычислять значение числового выражения;

- вычислять периметр многоугольника, осуществлять перевод одних единиц длины в другие;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать предметы;

-выявлять закономерности и проводить аналогии

Личностные: развитие мотивированной учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, способность к организации своей деятельности; готовность использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

- составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;

-выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

Познавательные УУД:

-осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач;

- проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному признаку;

- обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.

- иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

- применять полученные знания в изменённых условиях;

- осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- использовать понятия математической логики

Коммуникативные УУД:

-выражать в речи свои мысли и действия;

- совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий

-использовать речь в регуляции своего действия;

-участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности,

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- соблюдать правила речевого поведения

Основные понятия

Сумма, разность, произведение, периметр, сантиметр, дециметр, многоугольник, логические задачи, животные, птицы, насекомые, литературная сказка

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение

Окружающий мир Развитие речи

Физкультура

В малых группах, парная, индивидуальная, фронтальная.

УЛО (ноутбук учителя, интерактивная доска);

Презентация «Путешествие по сказке К.Чуковского «Муха-цокотуха»;

Раздаточный материал «Цифры от 1 до 10»;

Разноцветные карточки с числовыми выражениями

Карточки с текстами задач

Веревочная модель многоугольника

Картинки с изображением героев сказки «Муха-цокотуха»

Магнитная доска, магниты

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация учебной деятельности

-Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Улыбнитесь друг другу, пусть улыбка подарит нам хорошее настроение на весь урок!

Подготовка к работе. Эмоциональный настрой.

2.Актуализация знаний

-Ребята! Вы любите сказки?

Сегодня на уроке математики мы отправимся в сказку, которая хорошо знакома вам. Дорога будет длинной, нам предстоит преодолеть немало математических трудностей. Как вы думаете, какие математические задания нам предстоит выполнить на уроке вместе с героями сказки? Расскажите, чему вы уже научились, какие знания мы можем закрепить и проверить?

С помощью учителя формулируют тему и задачи урока

3.Обобщение и закрепление ранее изученного материала

1.Решение числовых выражений, основанных на знании таблицы сложения и умножения в пределах 20

-Чтобы узнать автора сказки, нам необходимо выполнить первое задание. На столе у каждой группы разноцветные карточки с примерами и буквосочетаниями. Вам необходимо быстро коллективно решить их и выбрать карточку с ответом 10

1 группа – красные карточки

16-6 КОР 7+5 МОР 4х2 СОР 3х4 ЛОР

2 группа – оранжевые карточки

2х6 ЛЕЙ 12-2 НЕЙ 3х3 ПЕЙ 14-5 ВЕЙ

3 группа – желтые карточки

10х1 ЧУ 8х2 ЩУ 14-7 РУ 6+8 ЛУ

4 группа – зеленые карточки

8+8 ЛО 9х2 РО 15-5 КО 12-7 СО

5 группа- голубые карточки

5х2 ВС 14-6 СВ 9+3 СОВ 3х5 ВОС

6 группа – синие карточки

11-5 НИ 4х3 ЛИ 13-3 КИ 9х2 МИ

7 группа – фиолетовые карточки

17-6 И 2х5 Й 9+4 Ш 6х3 Ц

-Теперь я прошу по одному представителю от команды выйти к доске. Поднимите карточки с ответами. На обратной стороне карточек буквосочетания, из которых нам необходимо собрать имя и фамилию писателя.

-Посмотрите внимательно на цвета карточек. Кто догадался, какая карточка будет первой? Почему? (По очереди выстраиваются в соответствии с цветами радуги).

(СЛАЙД 1)-Итак, мы угадали имя автора сказки. КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ



2. Задание на классификацию предметов

У К.И.Чуковского много разных сказок. Чтобы узнать, кто же является главным героем нашей сказки, посмотрите на экран.

(СЛАЙД2)

-Как назвать одним словом всех, кто изображен на слайде? (животные) Кто лишний? Почему?

ВОРОБЕЙ, МУХА, ЛАСТОЧКА, ЖУРАВЛЬ, ПОПУГАЙ (муха – насекомое, все остальные - птицы)

-Догадались, как называется наша сказка, если главная героиня в ней - муха? (СЛАЙД3)(Муха-цокотуха)

-А теперь попробуйте отгадать еще одну мою загадку. Я задумала двузначное число. Количество десятков в нем показывает самое большое однозначное число, а единицы – число, следующее за числом, обозначающим ваш класс. Какое число я задумала? (93)

Так вот, ребята, я не случайно задумала для вас это число.

(СЛАЙД 4)

В 2017 году сказке «Муха-цокотуха» исполняется 93 года. Если бы сказка была человеком, она была бы седым старичком, но книги не стареют, и сказка всегда будет оставаться молодой и озорной, как ее читатели – дети.


3.Задание повышенной трудности. Логическая задача

-Итак, отправляемся в сказку. Давайте все вместе вспомним ее начало.

Муха-муха-цокотуха, позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар и купила самовар.

(СЛАЙД 5) Внимание на экран. Наша радуга рассыпалась на дорожки. Обратите внимание, монетка под названием денежка, которую нашла муха, выглядела вот так и равнялась она всего лишь половине копейки. Проследим за маршрутом мухи. Как вы думаете, сколько разных дорог ведут муху к самовару? (6)



4. Решение задач. Взаимопроверка

(СЛАЙД 6)

-Самовар вскипел, гости на пороге. вспомните, кто приходил в гости к мухе (тараканы, блошки, пчела, бабочка). Как мы их всех назовем одним словом? (насекомые) Почему? (6 ножек, 3 пары)

-Муха и вас угощает чаем. Каждая пара получает чашечку, на обратной стороне условия задач про гостей мухи. Решите задачи, а потом обменяйтесь чашечками и проверьте правильность решения друг у друга


1 вариант

Сколько стаканов с чаем выпили 3 таракана, если каждый выпил по 2 стакана?

Бабушка пчела принесла в одной корзинке 5 баночек меда, а в другой - на 3 баночки больше. Сколько всего баночек с медом принесла Пчела?

2 вариант

Блошки подарили мухе пару сапожек. На каждом из них 9 застежек. Сколько всего застежек?

Бабочка съела 7 ложек вишневого варенья, а малинового на 2 ложки меньше. Сколько всего ложек варенья съела бабочка?

(СЛАЙД 7) На доске решения задач. Поднимите вверх чашечки те, кто справился с решением задач. Каким еще способом можно решить первую задачу каждого варианта? Почему? (сложение одинаковых слагаемых заменяем умножением)



Физминутка.

Каких еще насекомых мы пригласим на день рождения к мухе (кузнечики, жуки, стрекозы)

1 упр. - Мальчики, прыгают высоко, как кузнечики, на 2-х ножках, девочки, как бабочки, машут крылышками и перескакивают с ножки на ножку

2 упр. – жужжим, как жуки и выполняем круговые движения руками, потом произносим звук З-з-з, как стрекозы, выполняем махи прямыми руками


5. Работа с геометрическим материалом

-Ребята, в сказке есть трагический момент. Давайте вспомним его.

Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу муху в уголок поволок

Паук является насекомым? Почему? (8 ног, 4 пары)

-Посмотрите, какую паутину сплел паук. (модель паутины из веревки крепится на доске с помощью магнитов)

-Как по-разному можно назвать эту фигуру? (замкнутая ломаная, многоугольник, пятиугольник) Сколько сторон у многоугольника? Сколько углов?


Гимнастика для глаз. Обведите глазками по контуру паутину сначала в одном направлении, потом в другом.


Попробуем определить, какой длины паутину сплел паук. Для этого найдем периметр данного многоугольника. (Каждая сторона подписана по 2см)



Р= 2+2+2+2+2=10(см)

Другой способ Р=2х5=10(см)

В каких еще единицах длины можно выразить

периметр? (10см=1дм)



6.Задание на развитие образного мышления

(СЛАЙД 8)

Чтобы захватить муху в свои сети, паук доплел еще несколько ниточек. ( на экране рисунок)

Кто спас муху? (комарик) Чтобы помочь комарику, необходимо распутать сеть, для этого сосчитайте, сколько треугольников на рисунке.

-Какая команда быстрее спасет муху. (7 треугольников)


7. Игра на внимание. Тренировка слуховой памяти

Муху освободили, веселье продолжается. А у нас игра на внимание. Я прочитаю отрывок сказки, а вы сосчитайте, сколько видов насекомых я назову и покажите ответ на карточках. Не считаем несколько раз одно и то же насекомое. Какая команда справится быстрее. (10 насекомых)

Прибежал светлячок, зажег огонек.

То-то стало весело, то-то хорошо.

Эй, сороконожка, беги по дорожке,

Зови музыкантов, будем танцевать.

Бом-бом, пляшет муха с комаром.

А за нею клоп сапогам топ-топ.

Стрекозки с червячками,

Бабочки с жуками

Крылышками машут,

В хороводе пляшут.

Даже бабушка-пчела удержаться не смогла

Да и дед-муравей не жалеет лаптей,

С муравьихою подпрыгивает

И кузнечикам подмигивает


-Дополнительный вопрос (если будет несколько победителей): какие еще животные были названы в этом отрывке (червяк, сороконожка). Чего больше: насекомых в отрывке или ножек у мухи и комара? На сколько? (на 2 ножки больше). Чего меньше: ножек у 3-х мух или у 3-х комариков? (одинаковое кол-во)



Работа в малых группах

(по 4 человека). Самостоятельно устно решают примеры, выполняя предложенное учителем условие.












Выходят по одному ученику от команды.

Анализируют, отвечают на вопросы, опираясь на полученные ранее знания









Классифицируют по группам предметы, изображенные на экране, выделяя общие признаки. Находят лишний объект.














Отгадывают число, используя знания натурального ряда чисел













Хором декламируют стихи





Коллективная работа.

Решают логическую задачу (устно)




















Анализируют, классифицируют, обобщают




Работают в парах. Решают задачи в 1 и 2 действия на нахождение произведения и суммы. (письменно)


Осуществляют взаимопроверку

Отвечают на вопросы, используя полученные ранее знания о взаимосвязи действий сложения и умножения




Выполняют упражнения, имитируя движения насекомых






Хором декламируют стихотворение

Отвечают на вопросы, используя ранее полученные знания о геометрических фигурах



Выполняют под руководством учителя гимнастику для глаз





Индивидуальная работа

Вычисляют периметр многоугольника разными способами, используя полученные ранее знания о взаимосвязи действий сложения и умножения








Групповая работа. Выполняют задание, используя знания о геометрических фигурах










Решают задание на внимание.

Демонстрируют ответ с помощью карточек с цифрами



Классифицируют, анализируют, синтезируют, обобщают, выделяют лишнее, запоминают

Показывают ответ с помощью карточек с цифрами

Устно решают простые задачи на сравнение

4.Рефлексия. Домашнее задание

Составление кроссенса (Кроссенс представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все, расположенные по периметру. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, а изображения как прямыми, так и косвенными. Задача учащихся – составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений)


-Муху освободили. Веселье продолжается. Именинникам принято дарить подарки. Предлагаю и вам сделать подарок нашей мухе-цокотухе. Мы подарим ей клетчатую скатерть. Она будет необычная – математическая. Сначала мы расположим внутри каждой клетки картинки, которые относятся к сюжету сказки. Кого мы поместим в центре? (муха) А дальше начнем с верхнего угла по цепочке заполнять квадраты (денежка – самовар – блошки – пчела – бабочка – паук – комар – свадьба)

Каждой картинке у нас будет соответствовать однозначное число, причем числа все будут разные. Начнем с мухи.

1 (1денежку нашла муха) – 3 (3 слога в слове самовар) – 2 (блошки подарили пару сапожек)

7 (7 букв в слове свадьба) – 6 (у мухи 6 ног) – 9 (бабушка пчела самая старая, 9-самое большое однозначное число)

5 (5 букв в слове, комар-победитель, ему лучшая отметка) – 8 (у паука 8 ног) – 4 (у бабочки 4 крыла)

(СЛАЙД 9)

Вот какая красивая и необычная скатерть у нас получилась. Называется она кроссенс, от английского слова «кросс» – пересекать. У нас с вами пересекаются герои сказки и числа.

-Ваше домашнее задание будет следующим: придумайте каждый по 2 задачи про героев сказки. Можно использовать данные составленного нами кроссенса.

-Подходит к концу наш урок-путешествие. Оцените свою работу. Если вы считаете, что вы успешно справлялись со всеми заданиями, активно работали, покажите мне свои ладошки и улыбнитесь. Если вы считаете, что некоторые задания показались вам трудными и требовалась помощь, спрячьте свои ладошки, но все равно улыбнитесь. Хорошее настроение поможет вам справиться с любыми трудностями. Молодцы! Спасибо за работу.

-Муха-именинница приготовила для вас сладкое угощение. (каждая команда получает корзинку с конфетами)

Составляют кроссенс с помощью картинок на магнитной доске, заполняя клетки сначала изображениями героев сказки, соблюдая последовательность согласно сюжету сказки, а потом с помощью учителя заполняют клетки косвенными изображениями – цифрами, создавая ассоциативную цепочку.



















Оценивают свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.

Осознают уровень усвоения материала.



2