Мотивация учебной деятельности Слушание Ф.Шуберт. «Серенада» В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарт. Реквием. «Lacrimosa» П.И.Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик». Актуализация опорных знаний 4.Решение проблемы 5.Обобщение | Сл.№2 - Ш.Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли» - Как это понимать? - Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это пе рвая мелодия маминой колыбельной песни, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). именно мелодия становится музыкой в жизни человека. - Сл№3. Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки». - Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии. Сл.№4. Слушание и анализ музыкальных произведений. Ф.Шуберт. «Серенада» -
Вопросы: - Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия Какие чувства вы в ней угадываете? Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия? -
Сл.№5. В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада» -
Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер… Сл.№6. «Серно» - так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, на открытом воздухе небольшими оркестрами. Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, которое исполняли в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви песня в честь возлюбленной). Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка. Вопросы: Умирающий композитор Вольфганг Амадей последние месяцы своей жизни посвятил созданию одного из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – Реквием, «Lacrimosa» - «Слезный день» -это последняя мелодия, которую он смог написать. Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием — заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. года». Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души и картины Страшного Суда: Для ее слушания, конечно, нужна особая атмосфера, особое состояние души. Но давайте проникнемся тогдашним душевным состоянием Моцарта и окунемся в эту непостижимую, казалось бы глубину и силу мелодии. Вопросы: На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? Сл.№8. П.И.Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик». У Чайковского, как подлинно русского музыканта, нет неодухотворенных пейзажей, как и нет танцевальных мелодий, лишенных живого и яркого чувства. Одна из таких мелодий Па-де-де из 2-годействия балета «Щелкунчик». Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей точки. Такой тип начала получил название «вершина-источник»: он подобно водопаду, зарождается на высоте, и затем уж мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента. Слушая мелодию Па-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой человеческой речи! Наверное, в этом ее свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны мельчайшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточие. Вслушайтесь в интонационное развитие этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нем присутствует все многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чем великий романтик Г.Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка» Сл.№9 Разучивание песни «Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина) - Песня, которую мы с вами выучим, совершенна в мелодическом отношении, она тоже о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое будущее. Написали ее композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин. Называется она Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина» Итог: Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая | Записывают тему урока в тетрадь Слушают и анализируют вместе с учителем муз. произведения Для голоса в сопровождении фортепиано) Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке Слушают учителя о создании реквиема«Lacrimosa» На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного Знакомятся с произведением Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина») Исполняют произведение по партам, группам, рядам с помощью учителя Дают ответы-рассуждения на поставленный вопрос | Предметные УУД - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии - формирование общего представления о музыкальной картине мира Познавательные УУД -Умение сравнивать, анализировать, рассуждать Коммуникативные УУД- умение слушать и слышать учителя, ученика Личностные УУД: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); развивать стремление к речевому самосовершенствованию, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития Метапредметные УУД: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; Предметных УУД: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки (интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать музыку русских и зарубежных композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Регулятивные УУД: - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещѐ нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |