- воспитание российской гражданской идентичности: уважение к Отечеству через освоение художественно – эстетических, духовно – нравственных ценностей отечественной культуры;
- знакомство со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства на основе изучения симфонии – действа «Перезвоны» В.А.Гаврилина;
- осознание учащимися значения колокольного звона в жизни человека и взаимосвязи музыкального искусства, литературы и живописи;
- овладение способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
- формирование умений развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности и самостоятельно ставить для себя новые задачи на основе взаимосвязи музыки с другими видами искусства.
- формирование позитивного отношения к разным видам искусства, отражающим различные жизненные проблемы человека.
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
– целенаправленный поиск информации в словарях, энциклопедиях, интернете и применение полученных данных при изучении.
– выработка умения работать в группах, в коллективе одноклассников при познании музыкальных образов прошлого и настоящего, развитие навыков речевого высказывания в процессе размышлений об искусстве (устных и письменных),
– формулирование цели, задач, плана деятельности, его корректировка в соответствии с учебными задачами урока,
Мультимедийное оборудование, презентация к уроку, раздаточный материал.
Содержание деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Организационный этап |
Приветствие, проверка готовности к уроку. | Приветствие | Коммуникативные |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. |
СЛАЙД 2 Просмотр видеофрагмента «Колокольные звоны» | Эмоционально-образный настрой к уроку | Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
- Скажите, какие звуки открыли наш урок? - Какие разновидности колокольных звонов вы знаете? - Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов? СЛАЙД 3 - Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку? - Что для вас Родина? - О чем мы будем сегодня говорить на уроке? СЛАЙД 1 | Размышляют, анализируют, высказывают свое отношение к Родине, называют объект обсуждения на уроке. Формулирование темы урока, целей; определение плана работы . | Регулятивные Учатся размышлять, слушать, задавать вопросы и отвечать на них Личностные Учатся вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Этап усвоения новых знаний |
- Прочитайте отрывок из рассказа известного писателя, актера и режиссера В. М.Шукшина «Слово о малой родине» (1 группе) и стихотворения наших местных поэтов: М. Мокшина «Енисейское» (2 группа) , С.К. Чекина «Святой ключ» (3 группа). СЛАЙД 4 Подчеркните слова в тексте – описание Родины. Поделитесь своими впечатлениями. | Работа в группах. Анализ стихотворений, отрывка литературного произведения, выбор эпитетов. Делятся впечатлениями. От каждой группы по одному выступающему | Познавательные Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные |
СЛАЙД 5 - После прочтения рассказа В.М.Шукшина «Слово о малой родине», композитор В.А.Гаврилин написал симфонию – действо «Перезвоны». СЛАЙД 6 Свою родословную симфония-действо «Перезвоны» («По прочтении Шукшина») Гаврилина ведёт от древней традиции колокольности в русской музыке. Появившись в 70-е гг. XXв., герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ России. Индивидуальность композитора проявляется в обращении к народно-песенному искусству России – её истокам и традициям. Это произведение для солистов, хора и ударных инструментов. В его основе впечатления композитора от рассказа Шукшина. Вот что говорит композитор о своем произведении (учебник с. 30) СЛАЙД 7-а - О чем произведение «Перезвоны»? - Что значит симфония – действо? СЛАЙД7-б - Вспомните, что такое симфония? - Симфония – действо – это нечто среднее между оперой и ораторией | Различать особенности русской музыкальной культуры Анализируют, вступают в беседу. Знакомство с новым понятием | Личностные Формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками Познавательные Учатся эмоционально откликаться на прочитанное Знакомятся с новым понятием Коммуникативные |
СЛАЙД8 -Прослушайте 1 часть симфонии-действа «Весело на душе» (слова на слайде) - Что вы можете сказать о настроении музыки? - Совпадает ли название 1 части с настроением музыки? - С чего начинается «Весело на душе»? - Что обозначает барабанный бой? | Слушают музыкальный фрагмент Размышляют, анализируют (противоречие, внутреннее напряжение, тревога) | Личностные Развитие эстетического сознания через творческую деятельность эстетического характера Познавательные учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке Регулятивные развитие умения осмыслить полученную информацию |
СЛАЙД 9 - Прослушайте следующий фрагмент симфонии-действа «Молитва» - Что вы услышали, представили себе, прослушав музыку? - Что за человек может так молиться? Какой он? - Какие приемы использует композитор, создавая такой музыкальный образ? | Слушают музыкальный фрагмент Размышляют, анализируют, объясняют («Молитва» строится на речитативе, фоном которого служит звучание хора без слов (вокализ), звуки колокола передают сдержанность чувств. Состояние души молящегося человека: сосредоточенность мысли, эмоциональная уравновешенность, искренность высказываний, голос-бас, речитатив на фоне скользящей вниз мелодии – усиливает ощущение безысходности) | Познавательные учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке Регулятивные развитие умения осмыслить полученную информацию |
Физминутка Разминка | Дети выполняют ритмические движения под музыку. | Регулятивные Развивать умение осмысливать полученную информацию |
СЛАЙД 10 - Прослушайте третий фрагмент симфонии «Вечерняя музыка». После прослушивания обсудите в группах и выберите из ряда репродукций в учебнике (с.32-33) ту картину, которая, на ваш взгляд, созвучна настроению и характеру музыки. | Дети слушают музыку, анализируют, размышляют и подбирают соответствующее настроению живописное полотно. Обосновывают свой выбор | Познавательные Умение находить схожее в образах созвучных искусств Коммуникативные Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности |
Этап проверки понимания учащимися нового материала |
- Рассмотрите репродукцию И.Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» (слайд) Что изображено на картине? Глядя на картину Шишкина, чувствуется любовь художника к Родине, к красоте и богатству русской земли. Пространство, уходящее ввысь, вширь и вглубь, захватывает своей бесконечностью. Небо, занимающее более двух трети картины, рождает ощущение бескрайнего воздушного простора. Поле, лес на холме, дорога, скорее всего, ведущая к храму, который виден вдали. Всё это говорит о единстве человека и природы, величии и целостности мироздания так же как симфония-действие «Перезвоны». | Дети рассматривают и анализируют, размышляют, выбирают главное, основное, созвучное материалу урока. (Небо – бескрайний воздушный простор, занимает 2/3 картины, Поле, лес, дорога, ведущая в храм. Единство человека и природы, величие и целостность мироздания так же как и в симфонии-действе «Перезвоны») | Познавательные Умение аргументировать свою позицию, используя языковые средства Коммуникативные Умение использовать речевые средства для решения коммуникативных задач |
Вокально-хоровая работа |
Распевка - «Перезвоны» Гаврилина и рассказ Шукшина о жизненном пути человека, о трудной дороге, в середине которой всегда есть свет. - А каким должен быть путь человека, какими делами должен быть наполнен? -Давайте вспомним и исполним песню «Дорога Добра» -Какие песни о Родине, о родной земле вы знаете? Разучивание песни «С чего начинается Родина…» | Коллективно-исполнительская деятельность Разучивают слова и мелодию новой песни | Формирование исполнительских навыков |
Этап инструктажа учащихся по выполнению домашнего задания. |
Подобрать из прозаических и поэтических произведений русских писателей и поэтов отрывки, близкие по настроению рассматриваемым картинам и звучащей музыке на сегодняшнем уроке. Выполнить задание в творческой тетради на разворотах «Война колоколов» (с.26-29). Учить слова новой песни. | | Познавательные Самостоятельное выделение информации по теме Регулятивные Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать. |
Этап подведения итогов урока. |
- В каких произведениях звучат колокольные звоны? - Какие чувства и настроение они передают? - Как писатель, художник и композитор могут рассказать о своей Родине? Я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Уходя из класса, позвоните в колокольчик, если вам светло и радостно СЛАЙД11 | Звонят в колокольчик | Регулятивные Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке |