Изучение нового Создание проблемной ситуации Поиск выхода из проблемы Формулирование вывода Самостояте-льная работа по учебнику Слушание сказки Работа с иллюстрацией Самостоя - тельная работа в тетради. Взаимопро-верка | 3 мин. 3 мин. 2 мин. 10 мин. 2 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. | Познакомиться с понятием «честность» Поиск информации Высказывание аргументированного ответа Взаимодействие в небольшой группе, умение планировать деятельность, распределять роли Умение выбирать нужную информацию Смысловое чтение, устойчивое следование в поведении исторически сложившимся социальным нормам Построение рассуждения. Формирование убеждения о необходимости говорить правду Умение договариваться, составлять план действий, умение работать в паре Формирование регулятивных навыков контроля и самоконтроля, коммуникации | - Пользуясь опорными словами в тетради, сформулируйте, что такое честность. - Прочитайте слова в рамке на стр. 61. Что бы вы хотели добавить к вашему определению? - На ваш взгляд, честность – хорошее качество? Почему? - Хорошо. Я с вами соглашусь, но предлагаю вам вспомнить «Сказку о мёртвой царевне…» и один из персонажей этой сказки: зеркальце. Каким главным качеством оно обладало? Кому же вредила истинная правда, сказанная зеркальцем? - Молодая царевна – положительная героиня или отрицательная? Почему она вызывает у нас симпатию? - Выходит, правда, произносимая зеркальцем, каждый раз причиняла вред замечательной героине. Получается, что честность может быть вредна? Как вы считаете? - Предлагаю вам поспорить на тему: «Хорошо ли быть честным человеком?» (Организация групповой работы) - Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Возьмите 1 лист на команду и разделите его пополам. Совместными усилиями за 5 минут попробуйте записать как можно больше примеров ситуаций, когда нужно сказать правду, а когда лучше промолчать, сказать часть правды или вовсе сказать неправду. - Сейчас каждая команда по очереди будет зачитывать примеры того, когда нужно быть честным, а я в левой части доски буду ставить + за каждый пример. - А теперь аналогично вы будете читать примеры, когда лучше сказать неправду или часть правды, а я буду ставить + в правой части доски. - Посмотрите на доску: + в левой части больше. Как вы думаете, почему? - Я с вами абсолютно согласна. С давних пор люди ценили честных. - Почему важна честность? - Всё верно. У честного человека хорошая репутация, то есть о нём будут говорить уважительно. Честность позволяет людям соблюдать человеческие законы. - Одна из библейских заповедей напрямую говорит о том, как важно говорить правду. Что это за заповедь? Предлагаю вам найти эту заповедь в вопросе № 1 на стр. 65 учебника. - О том, как в давние времена относились к нечестным людям, самостоятельно прочитайте материал учебника на стр. 61 -62. Ответьте после прочтения на вопросы: 1. Как появилось выражение «вывести на чистую воду»? 2. Почему русский человек целовал крест? 3. Чьё честное слово в старину было надёжней расписок, печатей, договоров? - Повторите вопросы. - Послушайте корейскую сказку «Честный мальчик» и ответьте на вопросы: 1. Мог ли мальчик поступить по – другому? Почему не поступил? 2. За что старичок наградил мальчика? - Скажите, пожалуйста, с кем в первую очередь был честен мальчик? - В какой группе людей, по- вашему, самые честные отношения? - Почему в семье должны быть доверительные отношения? - В какой семье человек сознается в своём даже не самом хорошем поступке? - Всегда ли вам приятно говорить своим близким правду? - Могут ли ваши близкие по вашему виду догадаться, что у вас какие – то неприятности: вас кто – то обидел, вы в чём – то провинились? Как родственники об этом узнают? - Рассмотрите репродукцию картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Кто является её главным героем? - Что можете сказать о возрасте мальчика? - Какое событие из жизни главного героя запечатлел художник? - В каком настроении ребёнок пришёл домой? Что вам позволяет это утверждать? - Из – за чего мальчик так расстроен? - Какие чувства испытывают члены семьи, понимая, что мальчик принёс очередную двойку? - Есть ли на картине кто – то, кто остался равнодушным к появлению главного героя? - Кто искренне радуется возвращению мальчика? - Какие чувства испытываете вы, глядя на этого ученика? Почему? - Приходилось ли вам оказываться в подобной ситуации? - Какие чувства испытывали, признаваясь родителям в каком – то нехорошем поступке? - Почему же вы всё – таки признались? - Я правильно поняла, что лучше признаться в некрасивом поступке, чем промолчать, потому что потом замучает совесть, потому что лучше горькая правда, чем сладкая ложь? - Что означает поговорка, которую я упомянула? - Знаете ли вы другие пословицы или поговорки о честности, искренность, правде? Какие? - В завершение урока предлагаю вам в парах собрать пословицы в тетради (Стр. 27, № 5). Обсудите, какие половинки нужно совместить и закрасить их одним цветом. - Обменяйтесь тетрадями с любым человеком, закончившим работу, сравните свои ответы с ответами одноклассника. | - Честность – это качество человека, которое проявляется как искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность, отрицание обмана и воровства. (Честность – важнейшее качество человека. Из толкового словаря можно узнать, что честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение.) Дети предлагают варианты значимых, на их взгляд, дополнений из учебника. Дети аргументируют свои утверждения. - Главной героине, молодой царевне. - Положительная. Она добрая, терпеливая, покладистая, «нраву кроткого такого», ласковая. Дети жестами договариваются, кто с кем работает в группе, передвигаются по классу, занимают свободные места. В течение 5 минут дети записывают примеры по заданной проблеме. Дети зачитывают примеры до тех пор, пока они будут. - Честность – положительное качество человека, но говорить правду нужно аккуратно, чтобы не обидеть человека, не задеть его чувств. Но правда необходима. - Честный человек заслуживает уважения. Если люди перестанут быть честными, нарушится один из общечеловеческих законов. (Возлюби ближнего, как самого себя. Почитай отца и мать. Не убий. Не укради. Не лжесвидетельствуй (то есть говори правду). Не возжелай дома ближнего своего.) Дети выбирают нужную заповедь и объясняют её толкование. В течение 5 минут дети читают материал учебника, подготавливают ответы на вопросы. Через 5 минут излагают свои мысли. ( У многих народов в давние времена были свои правила, по которым определяли честность, правду и ложь. Так, в Древней Руси человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Для этого его вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили и он невиновен. Если же выплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого и он виновен. Так и появилось выражение «вывести на чистую воду», то есть узнать, виновен или нет. Наставляя своих детей, родители желали им «жить по совести, честно и без обмана», «честно исполнять свой долг», советовали им «лучше жить в бедности, чем в богатстве неправедном». Доказывая честность своих намерений, русский человек целовал крест. В более позднее время появилось выражение «даю честное слово», «честная смерть», то есть благородная, доблестная. В XVIII (18) – XIX (19) веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней. Нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда утратить свою репутацию – хорошее мнение и добрую славу.) Дети слушают сказку «Честный мальчик» в электронном приложении к уроку 6 http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/eor/nachalka.php. Затем составляют устные рассуждения, отвечая на вопросы. - С самим собой. - Среди друзей, в семье. - Именно в семье человек получает большую поддержку. - В семье, где люди уважительно относятся друг к другу, стараются понять поступки членов семьи, в семье, где царят любовь, прощение. - Нет. - Да. - Мальчик школьник. - На вид ему лет 9. - Мальчик вернулся из школы. - В подавленном. Он очень расстроен. Мальчику стыдно. - Он снова подвел маму, хотя наверняка обещал ей больше не приносить двоек. - Равнодушных нет. - Собака верна своему хозяину. Она положила лапы на грудь хозяина и радостно виляет хвостом, как бы приглашая мальчика поиграть с ней. 5. Собери пословицы, закрасив начало и окончание каждой одним цветом. Дружба крепка не лестью, | чем сладкая ложь. | Правда в огне не горит | а в правде. | Лучше горькая правда, | а правдой и честью. | Не тот прав, кто сильный, | а верь глазам. | Не в силе честь, | и в воде не тонет. | Не верь ушам, | а тот, кто честный. | |