СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме : "Честность и искренность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока № 13 по ОРКСЭ по теме "Честность и искренность" для 4 класса к учебнику М. Т. Студеникина "Основы светской этики".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме : "Честность и искренность"»

Технологическая карта урока с дидактической структурой урока

Ф.И.О. Головач Елена Петровна

Предмет: ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Класс: 4

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний


Тема

Честность и искренность

Цель

Создание условий для формирования у обучающихся понятий «честность», «искренность»

Задачи

Образовательные:

  • дать понятия «честность», «искренность»; учить детей разграничивать данные понятия.

Развивающие:

  • развивать умения работать с текстом;

  • развивать навыки работы в группах;

  • развивать умение аргументированно доказывать свою мысль.

Воспитательные:

  • учить тактично говорить необходимую правду;

  • учить уважительно относиться к окружающим людям.

УУД

  • Личностные УУД: самостоятельная и личная ответственность за свои поступки; устойчивое следование в поведении социальным нормам.

  • Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению допущенных ошибок

  • Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Познавательные УУД: поиск и выделение информации из учебника, тетради, иллюстрации; построение рассуждения; осуществлять смысловое чтение.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать: понятие честности и искренности, некоторые факты традиций по выявлению честности и лжи

  • Уметь: выбирать информацию из учебника, работать с пословицами

Личностные: быть честным и искренним в школе, дома, с друзьями, формирование уважительного отношения к иному мнению; участвовать в диалоге;

Метапредметные: правильно и осознанно читать вслух и про себя; вести учебные записи в тетради;

Основные понятия

Честность, искренность, репутация, закон

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литература

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

  • Студеникин М. Т. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций/ М. Т. Студеникин. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 160 с.: ил. – (Начальная инновационная школа).

  • Студеникин М. Т. Рабочая тетрадь к учебнику М. Т. Студеникина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных организаций/ М. Т. Студеникин. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 72 с.: ил. – (Начальная инновационная школа).

  • http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/eor/nachalka.php - Мультимедийное приложение к учебнику "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс" Студеникина М.Т.

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Технология

Сотрудничества в малых группах, здоровьесберегающая, проблемного обучения


Ход урока


Этап урока

Время

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1 мин

Навыки самоорганизации

Учитель приветствует ребят, визуально проверяет наличие учебников и тетрадей по предмету. Сообщает, что на уроке, как обычно, дети будут взаимодействовать в парах и в группах, просит повторить правила работы в парах, в группах.


Дети проверяют посадку.

Напоминают правила работы в паре, в группе.

Установление познавательной задачи (целеполагание)

2 мин.

Постановка задач изучения темы, определение темы урока

- Чтобы понять, о каком качестве характера человека пойдёт сегодня речь, попробуйте слова, данные в тетради на стр. 26 в № 1, устно заменить одним словом.



- Насколько близки теме ваши предположения, вы можете убедиться, открыв в учебнике стр. 61.

- Какова тема урока?

- Совпало ли ваше мнение с названием темы?



- Какие задачи поставите перед собой на урок?


Дети читают слова и словосочетания, данные в тетради (искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность, отрицание обмана и воровства). Предлагают варианты слова – обобщения для предложенных вариантов.

Дети открывают нужную тему.



- Честность и искренность.

- Частично. Т. к. помимо понятия «честность», мы узнаем, что такое «искренность».

- Познакомиться с понятиями «честность», «искренность»; вспомнить или познакомиться с литературными произведениями, с произведениями искусства по данной теме; обогатить словарный запас новыми пословицами, фразеологизмами; поработать сообща.

Изучение нового















Создание проблемной ситуации














Поиск выхода из проблемы
















Формулирование вывода











Самостояте-льная работа по учебнику














































Слушание сказки


















Работа с иллюстрацией

































Самостоя - тельная работа в тетради.



Взаимопро-верка

3 мин.





3 мин.











2 мин.
















10 мин.





























2 мин.















5 мин.

































5 мин.



















5 мин.



































5 мин.












Познакомиться с понятием «честность»



Поиск информации










Высказывание аргументированного ответа


















Взаимодействие в небольшой группе, умение планировать деятельность, распределять роли




















Умение выбирать нужную информацию












Смысловое чтение, устойчивое следование в поведении исторически сложившимся социальным нормам

































Построение рассуждения.


















Формирование убеждения о необходимости говорить правду
























Умение договариваться, составлять план действий, умение работать в паре

Формирование регулятивных навыков

контроля и самоконтроля, коммуникации

- Пользуясь опорными словами в тетради, сформулируйте, что такое честность.




- Прочитайте слова в рамке на стр. 61. Что бы вы хотели добавить к вашему определению?










- На ваш взгляд, честность – хорошее качество? Почему?

- Хорошо. Я с вами соглашусь, но предлагаю вам вспомнить «Сказку о мёртвой царевне…» и один из персонажей этой сказки: зеркальце. Каким главным качеством оно обладало? Кому же вредила истинная правда, сказанная зеркальцем?

- Молодая царевна – положительная героиня или отрицательная? Почему она вызывает у нас симпатию?

- Выходит, правда, произносимая зеркальцем, каждый раз причиняла вред замечательной героине. Получается, что честность может быть вредна? Как вы считаете?

- Предлагаю вам поспорить на тему: «Хорошо ли быть честным человеком?» (Организация групповой работы)

- Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Возьмите 1 лист на команду и разделите его пополам. Совместными усилиями за 5 минут попробуйте записать как можно больше примеров ситуаций, когда нужно сказать правду, а когда лучше промолчать, сказать часть правды или вовсе сказать неправду.

- Сейчас каждая команда по очереди будет зачитывать примеры того, когда нужно быть честным, а я в левой части доски буду ставить + за каждый пример.

- А теперь аналогично вы будете читать примеры, когда лучше сказать неправду или часть правды, а я буду ставить + в правой части доски.

- Посмотрите на доску: + в левой части больше. Как вы думаете, почему?



- Я с вами абсолютно согласна. С давних пор люди ценили честных.

- Почему важна честность?




- Всё верно. У честного человека хорошая репутация, то есть о нём будут говорить уважительно. Честность позволяет людям соблюдать человеческие законы.

- Одна из библейских заповедей напрямую говорит о том, как важно говорить правду. Что это за заповедь? Предлагаю вам найти эту заповедь в вопросе № 1 на стр. 65 учебника.








- О том, как в давние времена относились к нечестным людям, самостоятельно прочитайте материал учебника на стр. 61 -62. Ответьте после прочтения на вопросы: 1. Как появилось выражение «вывести на чистую воду»? 2. Почему русский человек целовал крест? 3. Чьё честное слово в старину было надёжней расписок, печатей, договоров?

- Повторите вопросы.



























- Послушайте корейскую сказку «Честный мальчик» и ответьте на вопросы: 1. Мог ли мальчик поступить по – другому? Почему не поступил? 2. За что старичок наградил мальчика?

- Скажите, пожалуйста, с кем в первую очередь был честен мальчик?

- В какой группе людей, по- вашему, самые честные отношения?

- Почему в семье должны быть доверительные отношения?

- В какой семье человек сознается в своём даже не самом хорошем поступке?



- Всегда ли вам приятно говорить своим близким правду?

- Могут ли ваши близкие по вашему виду догадаться, что у вас какие – то неприятности: вас кто – то обидел, вы в чём – то провинились? Как родственники об этом узнают?

- Рассмотрите репродукцию картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Кто является её главным героем?

- Что можете сказать о возрасте мальчика?

- Какое событие из жизни главного героя запечатлел художник?

- В каком настроении ребёнок пришёл домой? Что вам позволяет это утверждать?

- Из – за чего мальчик так расстроен?

- Какие чувства испытывают члены семьи, понимая, что мальчик принёс очередную двойку?

- Есть ли на картине кто – то, кто остался равнодушным к появлению главного героя?

- Кто искренне радуется возвращению мальчика?



- Какие чувства испытываете вы, глядя на этого ученика? Почему?

- Приходилось ли вам оказываться в подобной ситуации?

- Какие чувства испытывали, признаваясь родителям в каком – то нехорошем поступке?

- Почему же вы всё – таки признались?

- Я правильно поняла, что лучше признаться в некрасивом поступке, чем промолчать, потому что потом замучает совесть, потому что лучше горькая правда, чем сладкая ложь?

- Что означает поговорка, которую я упомянула?

- Знаете ли вы другие пословицы или поговорки о честности, искренность, правде? Какие?

- В завершение урока предлагаю вам в парах собрать пословицы в тетради (Стр. 27, № 5). Обсудите, какие половинки нужно совместить и закрасить их одним цветом.

- Обменяйтесь тетрадями с любым человеком, закончившим работу, сравните свои ответы с ответами одноклассника.

- Честность – это качество человека, которое проявляется как искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность, отрицание обмана и воровства.

(Честность – важнейшее качество человека. Из толкового словаря можно узнать, что честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение.)

Дети предлагают варианты значимых, на их взгляд, дополнений из учебника.

Дети аргументируют свои утверждения.





- Главной героине, молодой царевне.




- Положительная. Она добрая, терпеливая, покладистая, «нраву кроткого такого», ласковая.








Дети жестами договариваются, кто с кем работает в группе, передвигаются по классу, занимают свободные места.

В течение 5 минут дети записывают примеры по заданной проблеме.




Дети зачитывают примеры до тех пор, пока они будут.






- Честность – положительное качество человека, но говорить правду нужно аккуратно, чтобы не обидеть человека, не задеть его чувств. Но правда необходима.



- Честный человек заслуживает уважения. Если люди перестанут быть честными, нарушится один из общечеловеческих законов.








(Возлюби ближнего, как самого себя.

Почитай отца и мать.

Не убий.

Не укради.

Не лжесвидетельствуй (то есть говори правду).

Не возжелай дома ближнего своего.)

Дети выбирают нужную заповедь и объясняют её толкование.


В течение 5 минут дети читают материал учебника, подготавливают ответы на вопросы. Через 5 минут излагают свои мысли.

( У многих народов в давние времена были свои правила, по которым определяли честность, правду и ложь. Так, в Древней Руси человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Для этого его вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили и он невиновен. Если же выплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого и он виновен. Так и появилось выражение «вывести на чистую воду», то есть узнать, виновен или нет.

Наставляя своих детей, родители желали им «жить по совести, честно и без обмана», «честно исполнять свой долг», советовали им «лучше жить в бедности, чем в богатстве неправедном». Доказывая честность своих намерений, русский человек целовал крест.

В более позднее время появилось выражение «даю честное слово», «честная смерть», то есть благородная, доблестная. В XVIII (18) – XIX (19) веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней. Нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда утратить свою репутацию – хорошее мнение и добрую славу.)

Дети слушают сказку «Честный мальчик» в электронном приложении к уроку 6 http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/eor/nachalka.php.

Затем составляют устные рассуждения, отвечая на вопросы.

- С самим собой.


- Среди друзей, в семье.


- Именно в семье человек получает большую поддержку.

- В семье, где люди уважительно относятся друг к другу, стараются понять поступки членов семьи, в семье, где царят любовь, прощение.

- Нет.


- Да.






- Мальчик школьник.


- На вид ему лет 9.

- Мальчик вернулся из школы.


- В подавленном. Он очень расстроен. Мальчику стыдно.

- Он снова подвел маму, хотя наверняка обещал ей больше не приносить двоек.



- Равнодушных нет.


- Собака верна своему хозяину. Она положила лапы на грудь хозяина и радостно виляет хвостом, как бы приглашая мальчика поиграть с ней.














5. Собери пословицы, закрасив начало и окончание каждой одним цветом.

Дружба крепка не лестью,

чем сладкая ложь.

Правда в огне не горит

а в правде.

Лучше горькая правда,

а правдой и честью.

Не тот прав, кто сильный,

а верь глазам.

Не в силе честь,

и в воде не тонет.

Не верь ушам,

а тот, кто честный.


Оценка и самооценка. Рефлексия

1 мин.

Подведение итогов, выражение самооценки своей работы и оценки урока.

- Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?

- Оцените свою работу за урок.

- Какие задачи ставили на урок?

- Все ли задачи выполнили?

- Что нового для себя узнали?

- Что больше всего запомнилось?

- Что удивило?

- Кто из ребят помог нам в открытии нового знания?

- В чём бы хотели поучаствовать на следующем уроке?

-

Дети делятся впечатлениями, дают оценку своей работы.








Домашнее задание

1 мин.


- Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Какому литературному произведению посвящено, кто его автор?



- Какое задание вам предлагают сделать? Запишите задание на дом.

Дети рассматривают иллюстрацию к рассказу Л. Пантелеева «Честное слово»в электронном приложении к учебнику http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/eor/nachalka.php, урок 6.

- Найти и прочитать рассказ Л. Пантелеева «Честное слово».