Самоопределение к деятельности | Приветствует обучающихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения.
-У нас на парте всё в порядке: Альбомы, книги и тетрадки. Готовы мы начать урок, Звени скорей для нас, звонок!
- Проверим готовность к уроку. | Слушают. Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества Регулятивные: - волевая саморегуляция |
Мотивация к учебной деятельности | Начнем наш урок с небольшого блиц-опроса:
-На какие 2 группы делятся звуки? (гласные и согласные) -На какие группы можно разделить согласные звуки? (твёрдые и мягкие, глухие и звонкие) -Как отличить гласный звук от согласного? (гласный звук можно пропеть, согласный нельзя)
-Молодцы. А теперь давайте немного поиграем Игра «Подскажи словечко». Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота, Он известен, знаменит Это доктор…(Айболит) -Правильно! -У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит? -Молодцы! Он лечит больных зверей. -Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А) -Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!) - Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…) - Как вы думаете, с каким новыми звуком и буквой мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (со звуком и буквой А) | Отвечают на вопросы | Познавательные: - умение обобщать и классифицировать по признакам Коммуникативные: - умение аргументировать своё предложение; -становление цели на уроке Регулятивные: -контроль, коррекция - формулировать цель деятельности на уроке; Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; |
Актуализация знаний | -А сейчас я расскажу вам одну историю. Потом задам вам вопрос. Жила – была девочка. Она очень любила фантазировать. А ещё она любила животных. Однажды с ней произошло необычное приключение. Она попала в необычную страну – страну чудес. В этой стране она встретила много разных необычных животных: говорящего Кролика, плавающую Мышь, Жабу – Лакея, Чеширского Кота, Мартовского Зайца и ещё много других необычных жителей этой страны. А ещё в этой стране с этой девочкой происходили разные превращения. Кто из вас знает, как звали эту девочку? (Прозвучали разные имена). -Всем спасибо за ответы. Я вам обещаю, что в середине урока вы не только узнаете, как звали эту девочку, но и как она попала в страну чудес. | Внимательно слушают, пытаются отгадать имя девочки | Коммуникативные: - слушать и понимать речь других. - высказывать мнение, отвечая на вопросы Личностные: -проявлять интерес к новому; |
Открытие нового знания | Тема урока: Звук [а], буквы А, а. Сегодня на уроке: (на слайде) 1) Нам нужно будет дать характеристику этому звуку, то есть рассказать, какой он. 2) Нужно научиться находить этот звук в словах. 3) Познакомиться с новой буквой, которая обозначает этот звук. 4) Научиться читать слоги и слова с этими буквами. -Что мы для этого будем делать? Составляем совместно план работы на уроке. 1. Составим характеристику звуков. 2. Будем работать со схемами слов. 3. Будем составлять схемы слов и писать эти слова буквами. 4. Будем читать слоги. 5. Будем читать слова и предложения. Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску. -А теперь ребята, посмотрите на рисунок, назовите что изображено на рисунке? (на слайде – арбуз, апельсин, ананас, астра) - С какого звука они начинаются? (все слова начинаются со звука [А] - Какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)
-Молодцы! А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру: «Доскажи словечки». -Я начинаю стихотворение, вы должны закончить. Он большой, как мяч футбольный, Если спелый все довольны. Так приятен он на вкус, И зовут его….(арбуз) -Правильно, арбуз. Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копытца дай резины. И тогда, поднявший пыль, Побежит …(автомобиль) -Правильно, автомобиль.
Вот два столба наискосок, Между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква… (А) -Молодцы! С заданием справились.
-А теперь мы выполним ещё одно задание и узнаем – как звали ту девочку, которая любила животных и очень любила фантазировать. Задание – составить из слогов слово – получается слово Алиса. Есть такое произведение «Алиса в стране чудес». Его написал Л. Кэррол (показать книгу на слайде). Эта девочка попала в страну чудес, когда уснула. Во сне с ней происходили разные превращения. Вы можете посмотреть мультфильм про нее или прочитать эту книгу, когда научитесь хорошо читать. | Составляют план работы на уроке, выполняют задания | Коммуникативные: - умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Познавательные: - умение находить и выделять необходимую информацию. -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы Личностные: - проявлять интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; |
Первичное закрепление | На доске записаны слова: мама, папа, бабушка, дедушка. Задание: Составить схемы слов, указать количество слогов. -Посмотрите на слайд. Задание: Прочитай слова. Отметь слова, в которых есть звук [а]. Есть ли слово, которое подходит этой звуковой модели? Аист Орёл Орех Акула -Великолепно. А теперь ребята помогите мне. В словах потерялись буквы. Верните их на место. Слова *ист, *кул*, б*р*б*н, *н*н*с. (аист, акула, барабан, ананас) Следующее задание: (на слайде) -Ребята, отгадайте слово по картинкам (используются только первые буквы слов) | Выполняют задания | Предметные: -анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Регулятивные: - выполнять последовательность необходимых операций; Коммуникативные: - умение слушать и понимать других; - высказывать предположения; |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Работа в группах по карточкам. 1 группа: Назови предметы, которые изображены на рисунках (ананас, абрикос, барабан). Найди «лишнее» слово в зависимости от количества звуков [а]. Составь схемы слов. Посчитай количество слогов у каждого слова. 2 группа: Назови предметы, которые изображены на рисунках (лиса, пальма, тыква, попугай). Докажи, что в этих словах есть звук [а]. Рассмотри звуковую модель Вопросы: -Сколько звуков в слове? -Сколько гласных звуков? -На какой слог падает ударение? -Какие согласные твёрдые, а какие мягкие? -Какое слово соответствует данной звуковой модели? 3 группа: Сколько звуков [а] произносится в слове коза? Выбери правильный ответ. Один звук [а], обозначен буквой а: коз[а]; Ни одного звука [а]; Два звука [а], обозначены буквами о, а: к[а]з[а]. Далее совместно проверяем | Выполняют задание, работая в паре. | Коммуникативные: - совместно договариваться о правилах работы в парах; - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи; - слушать и понимать речь других; - высказывать предположения;
Регулятивные: - выполнять последовательность необходимых операций; -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция. Личностные: - применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам |
Рефлексия. Итоги | — Оцените свои достижения на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) -Ребята, я желаю вам всем удачи в дальнейшей работе по изучению новых букв и звуков. | Оценивают свою работу на уроке | Личностные: - развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность; Регулятивные: - анализировать собственную работу на уроке, находить ошибки |