СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Писатели о роли книги в жизни человека и общества"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Писатели о роли книги в жизни человека и общества"»

Технологическая карта урока

Предмет: Литература

Класс: 5

Место в учебном плане: урок №1

Дата:

Тема: Писатели о роли книги в жизни человека и общества.

Задачи: показать важность литературы как учебного предмета;

познакомить с высказываниями писателей о роли книги в жизни человека и общества;

развивать интерес к процессу создания книги, рассказать о ее компонентах и создателях книги;

ознакомить ребят с учебником литературы.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, история.

Ресурсы урока: учебник по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс.


Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Мотивация познавательной деятельности

Называет тему урока

Предлагает выяснить, почему изменилось название урока

Обсуждают формулировку темы урока

Размышляют, почему предмет «литературное чтение» теперь называется литературой, делают вывод о том, что теперь больше внимания будет уделяться анализу художественных произведений, а не прочтению.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает дать определение понятию «литература» самостоятельно, дает перевод слова с латинского («написанное»)

Дают определение понятию «литература», записывают в тетрадь

Формирование новых понятий и способов действий

Предлагает познакомиться со статьей учебника, проводит беседу.

Показывает иллюстрации страниц из «Апостола» в учебнике

Знакомит с основными компонентами учебника: обложка, титул, форзац и нахзац, сноски, оглавление; создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор.

Читают статью учебника, отвечают на вопросы

Рассматривают иллюстрации «Апостола», пытаются прочитать написанный текст.

Рассматривают учебник, пытаются самостоятельно дать название компонентам.

Подведение итогов

Предлагает вместе разгадать кроссворд №1 в рабочей тетради

Разгадывают кроссворд вместе с учителем

Дополнительный материал: Обложка — бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку.

Форзац и нахзац — страницы в самом начале и в самом конце книги. В первой части учебника на форзаце помещена иллюстрация палехских 2 художников к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, на нахзаце «Царевна-лягушка», а также отрывки из этих произведений.

Титульный лист — страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это 7-е издание, переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и что он состоит из двух частей.

— Назовите авторов-составителей, художников этого учебника.

Авторы-составители учебника по литературе для 5 класса — Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлев, Валентин Иванович Коровин. Они продумывали содержание учебника, подобрали литературные произведения для изучения, работали над вопросами и заданиями. Художники Ю. В. Христич, И. И. Пчелко и другие оформили учебник. Редактор организовал всю работу над учебником, много работал над рукописью учебника, чтобы он стал понятным, интересным и красивым, проверил все факты. У этого учебника богатое содержание и красочное оформление. В учебнике много классических иллюстраций.

— Нравится ли вам внешний вид учебника?

— Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом?

В создании современной книги участвует большое количество людей разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги.

Выходные данные — это сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.

— В каком издательстве издана эта книга? В каком городе она напечатана?

Ученики узнают, что издательство называется «Просвещение», что оно находится в Москве, а типография в Твери.

— Теперь рассмотрим содержание. Имена каких писателей вам уже знакомы? Кого вы встретили впервые?

Ученикам уже знакомы имена И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Они читали стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова. Возможно, впервые дети встречаются с произведениями М. В. Ломоносова, А. Погорельского, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, И. С. Никитина, И. З. Сурикова.

В связи с тем что существуют разные программы по чтению для начальной школы, ответы детей даже в разных классах одной школы могут быть разными.

— Обратите внимание на разделы учебника. В каком порядке расположены эти разделы?

Ученики заметят, что разделы расположены по порядку от старины до наших дней.

Сделаем акцент на том, что в учебнике есть «Краткий словарь литературоведческих терминов» (с. 307—314 в 1 части и с. 293—300 во 2 части), раздел, рассказывающий о литературных местах России (с. 300—306 в 1 части и с. 289—292 во 2 части), и словарь имен (во 2 части, на с. 285—288).

Диагностика достижения планируемых результатов: Составить план вступительной статьи учебника «К читателям», подготовить ее пересказ. Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2—3 пословицы в тетрадь.