Технологическая карта урока по информатике во 2 классе согласно ФГОС по теме «Компьютер и его части»
Оглавление
Технологическая карта урока 3
Современный урок и технологическая карта 9
Технологическая карта урока по ФГОС 12
Структура урока по ФГОС 18
Используемый материал 22
Приложение_1. Сценарий урока 23
Технологическая карта урока
Предмет: информатика
УМК ( Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова, Информатика учебник для 2 класса, рабочая тетрадь для 2 класса, тетрадь для контрольных работ для 2 класса, 2016 г., электронная рабочая тетрадь для 2 класса на сайте издательства: http://lbz.ru/files/8209/)
Класс: 2
Тема урока: Компьютер и его части.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о компьютере как инструменте для работы с информацией.
Метод обучения: словесный, наглядный, исследовательский, практический
Задачи:
-образовательная:
сформировать у обучающихся представление о компьютере как инструменте для работы с информацией;
сформировать у обучающихся представление о действиях с информацией, которые выполняются с помощью компьютера;
сформировать у обучающихся представление о частях (устройствах) компьютера и их функциях;
подвести обучающихся к выводу о том, что компьютер – система взаимосвязанных устройств, каждое из которых имеет своё назначение;
научить обучающихся анализировать информационные явления и ситуации с точки зрения использования возможностей компьютера;
научить обучающихся определять и называть функции частей (устройств) компьютера;
научить обучающихся использовать термины «система», «техническая система», «процессор», «память компьютера», «мышь», «клавиатура», «монитор» в речи при описании работы с информацией с помощью компьютера;
продолжить формирование навыков работы с мышью и клавиатурой, компьютерными программами.
- развивающая:
развивать способности ставить информационную задачу, проектировать пути реализации её с помощью компьютера, контролировать и оценивать свои достижения, результат;
развивать умения планировать действия в процессе решения практической задачи с помощью компьютера;
развивать умения оценивать правильность выполнения на компьютере своих действий с информацией;
развивать умения делать выводы на основании обобщения полученной информации;
развивать умения выполнять логические операции в процессе решения задач: анализ/синтез, обобщение, классификацию для выделения существенного, соотнесения изображения и слова, исключения лишнего, установления соответствия;
развивать умения работать с клавиатурой, мышью, компьютерными программами;
развивать умения самостоятельно справляться с доступными задачами с использованием компьютера;
развивать умения устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками при выполнении совместной деятельности.
- воспитательная:
сформировать у обучающихся представление о роли ученика как пользователя компьютера для решения учебных и практических задач;
формировать бережное отношение к компьютерной технике и другим инструментам;
развивать умение делать моральный, нравственный выбор в условиях использования возможностей компьютера;
развивать умение делать моральный, нравственный выбор в условиях использования возможностей компьютера;
формировать у детей адекватную оценку их возможностей и умений взаимодействовать с компьютером, решать с его помощью учебные и практические задачи;
развивать самостоятельность, критичность;
развивать умения самостоятельно справляться с доступными задачами;
развивать творческую активность, инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при выполнении заданий на компьютере и в ходе решения информационных задач.
Предметные результаты:
Знать:
компьютер как инструмент для работы с информацией;
действия с информацией, которые выполняются с помощью компьютера;
компьютер как систему взаимосвязанных устройств, каждое из которых имеет своё назначение;
части (устройств) компьютера и их функции;
значение умения работать на компьютере в жизни человека.
Уметь:
использовать термины «система», «техническая система», «процессор», «память компьютера», «мышь», «клавиатура», «монитор», «обработка», «хранение», «передача» в речи при описании работы с информацией с помощью компьютера;
работать с мышью, клавиатурой, компьютерными программами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознать себя в роли ученика – пользователя компьютера для решения учебных и приактических задач;
бережно относиться к компьютерной технике и другим инструментам;
делать моральный, нравственный выбор в условиях использования возможностей компьютера;
адекватно оценивать свои возможности и умения взаимодействовать с компьютером, решать с его помощью учебные или практические задачи;
быть самостоятельным, критичным;
самостоятельно справляться с доступными задачами.
Метапредметные результаты:
личностные образовательные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
регулятивные: сличать свой способ действий с эталоном (описанием).
коммуникативные: интересоваться чужим мнением и высказывать своё; сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
познавательные: формировать представление о компьютере как помощнике человека при работе с информацией, и как системе взаимосвязанных частей.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь №1, мультимедиа проектор и экран, электронная рабочая тетрадь, компьютер.
Ресурсы: презентация «Компьютер и его части», сайт издательства: http://lbz.ru/files/8209/, http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/, современный учительский портал: http://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/kompleks_metodicheskikh_razrabotok_po_informatike/
| Этап урока (название), время | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
-
| Организационный момент | Психологический настрой обучающихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке. | Учитель приветствует учеников и предлагает им сесть. (2 мин.) | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | |
-
| Поверка домашнего задания | Установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. | Учитель на слайдах № 1-4 показывает правильные ответы. (5 мин.) | Ученики по цепочке читают вопросы и отвечают на них, рассказывают о выполнении заданий в рабочей тетради. | | Умение слушать и исправлять ошибки других | |
-
| Повторение на основе исследовательской деятельности | Проверка знаний и умений обучающихся для подготовки к новой теме. | Учитель показывает слайд № 5 и включает крик утки, кваканье лягушки, стрекот кузнечика, стук дятла. И просит детей ответить на вопросы. (4 мин.) | Слушают звуки, отвечают на вопросы: -крик утки, кваканье лягушки, стрекот кузнечика, стук дятла; - звуковую, зрительную; -нет. | Осуществляют самоконтроль | Учатся формулировать собственное мнение. | |
-
| Формулирование целей урока | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему. слайд №6 (3 мин.) | Формулируют цель данного урока: - узнать , из каких частей состоит компьютер | Умение ставить учебную цель | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему |
-
| Объяснение темы урока с элементами исследования | организация восприятия и осмысления новой информации | Показывает слайды № 7-10, просит ответить на вопросы (7 мин. ) | Смотрят, отвечают на вопросы, анализируют: -работать с информацией: обрабатывать, получать, передавать, сохранять; -процессор, память; -перестанет работать | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Развитие навыков исследования |
-
| Формулирование главных выводов урока | Организует учебное взаимодействие учеников и обсуждение главных выводов урока | Учитель показывает слайд № 11 и просит вставить пропущенные буквы, просит проанализировать прочитанное (4 мин.) | Читают, вставляют буквы, анализируют прочитанное | Отличать свой способ действия с эталоном (описанием) | Интересоваться чужим мнением и высказывать своё; сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Формировать представление о компьютере как помощнике человека при работе с информацией, и как системе взаимосвязанных частей |
-
| Закрепление учебного материала | Первичная проверка понимания | Работа в РТ, слайд №12-14 (6 мин.) | РТ. стр. 21 -22 № 1,2,3. Стр. 24 работа со словарем | | Умение слушать и исправлять ошибки других | Умение структурировать знания |
-
| Динамическая пауза | Организации отдыха учащихся, смены вида деятельности. | Учитель включает физкультминутку (3 мин.) | Ученика повторяют упражнения за мультяшным героем | Cаморегуляция | | |
-
| Компьютерный практикум | Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения упражнений, контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем | Работа обучающихся с ЭОР (6 мин.) | Работа с ЭТ 2 класс | Формирование навыков работы с компьютером. | Умение работать в группах. | Выполняют работу, анализируют. |
-
| Рефлексия Запись домашнего задания. | Подведение итогов урока. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | Учитель показывает слайд №15 и просит учеников записать домашнее задание. (5 мин.) | Работа с дневниками | Оценка, осознание качества и уровня усвоения. | | Рефлексия |
Современный урок и технологическая карта
Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.
Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только с помощью действия.
Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и ученика) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Технологическая карта урока по ФГОС
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Термин «технологическая карта» пришел в образование из производства.
Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для выполнения какого-либо технологического процесса.
Технологическая карта отвечает на вопросы:
Какие операции необходимо выполнять.
В какой последовательности выполняются операции.
С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
Результат выполнения каждой операции.
Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.
Технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.
ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Методологическая основа новых стандартов — системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить учащемуся общекультурное, личностное, познавательное развитие, и, главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технокарты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.
Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.
ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.
Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.
Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.
Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Учитель с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту. Технокарта отличается от традиционного конспекта только формой.
В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.
ЭТАПЫ УРОКА:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация субъективного опыта учащихся
Изучение новых знаний и способов деятельности
Первичная проверка понимания изученного
Закрепление пройденного материала
Применение изученного материала
Обобщение и систематизация
Контроль и самоконтроль
Коррекция
Домашнее задание
Подведение итогов учебного занятия
Рефлексия.
При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:
Этап организации учебного занятия;
Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;
Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);
Этап подведения итогов учебного занятия;
Рефлексия.
Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.
Работа учащихся над соответствующими задачами на уроке может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах.
Рассмотрим особенности организации и управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Начать этот этап целесообразно с фронтальной проверки наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими учениками хотя бы части домашнего задания самого низкого уровня и повторения теоретического материала учебника при опосредованной или непосредственной помощи учителя.
Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу с учебником.
ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос по теме предыдущего урока учеников из 4 группы, которым после этого дается индивидуальное задание творческого характера. Затем отвечают ученики 3 группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся 1 и 2 групп происходит индивидуально на фоне самостоятельной работы класса.
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к учащимся разных типологических групп заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной работы.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому что по технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы.
Ученики 1 группы для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу).
Ученики каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.
КОНТРОЛЬ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока.
К каждой типологической группе применяются различные виды контроля:
1 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
2 группа — контроль учителя и взаимоконтроль.
3 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
4 группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.
Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной. При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и сотрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться к своей учебной деятельности. Важно, чтобы каждый ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе.
Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.
Структура урока по ФГОС
1.Структура урока усвоения новых знаний
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Актуализация знаний
4) Первичное усвоение новых знаний
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4) Первичное закрепление
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений
(урок повторения)
1) Организационный этап
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4)Актуализация знаний
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Актуализация знаний
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
ТИПЫ УРОКОВ
Тип урока | Целевое назначение | Результативность обучения |
Урок первичного предъявления новых знаний | Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму |
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) | Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач |
Урок применения метапредметных и предметных знаний | Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности | Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса |
Урок обобщения и систематизации предметных знаний | Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) | Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД |
Урок повторения предметных знаний | Закрепление предметных знаний, формирование УУД | Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь |
Контрольный урок | Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи | Результаты контрольной или самостоятельной работы |
Коррекционный урок | Индивидуальная работа над допущенными ошибками | Самостоятельное нахождение и исправление ошибок |
Интегрированный урок | Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных | Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний |
Комбинированный урок | Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока | Запланированный результат |
Используемый материал
Онищук В.А.. Урок в современной школе, М., «Просвещение»,2008. – 384 с.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006. – 298 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М.,Просвещение, 2011 – 320 с..
Государственные образовательные стандарты второго поколения [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://www.w3.org
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/527236/
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики в школе. / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". – 2009 [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm
Шишкина, Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на уроках информатики, 2009 [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа https://infourok.ru/metodicheskiy-seminar-formirovanie-uud-na-urokah-informatiki-s-ispolzovaniem-innovacionnih-tehnologiy-798830.html
Современный учительский портал [Электронный ресурс: ]. – Режим доступа http://easyen.ru/
Приложение_1. Сценарий урока I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
Работа с учебником страница 33, отвечают на вопросы. По рабочей тетради страница 18, № 3,4,5. Ученики по цепочке читают вопросы и отвечают на них, рассказывают о выполнении заданий в рабочей тетради
III. Повторение на основе исследовательской деятельности.
Учитель: - посмотри, послушай сигналы, ответь на вопросы: - какие сигналы ты можешь воспринимать летом у озера? -какую информацию ты воспринимаешь, когда слышишь, видишь? -ты принимаешь тактильную информацию, когда слышишь? | Ученики: Слушают звуки, отвечают на вопросы: -крик утки, кваканье лягушки, стрекот кузнечика, стук дятла; - звуковую, зрительную; -нет |
IV. Формулирование целей урока.
Учитель: «Назови названия устройств и узнай тему урока». Ученики формулируют цель данного урока:
-«Узнать, из каких частей состоит компьютер».
V. Объяснение темы урока с элементами исследования.
Учитель: Просмотр презентации «Из чего состоит компьютер», просмотр видеоролика, ответы на вопросы: - что компьютер умеет? -что у компьютера внутри? - что случиться, если убрать одну часть? | Ученики: Смотрят, отвечают на вопросы, анализируют: -работать с информацией: обрабатывать, получать, передавать, сохранять; -процессор, память; -перестанет работать |
VI. Формулирование главных выводов урока.
Учитель: вставь пропущенные буквы и прочитай самое важное. Ученики: читают, вставляют буквы, анализируют прочитанное.
VII. Закрепление учебного материала.
Работа в рабочей тетради, страница 21, № 1,2,3, страница. 24, работа со словарем.
VIII. Компьютерный практикум.
Выполняются задания к параграфу 5 из разделов ПОНИМАТЬ и ЗНАТЬ ЭРТ.
Выполняется практическое задание из раздела УМЕТЬ ЭРТ.
IX. Рефлексия. Запись домашнего задания.
Учитель приглашает детей подумать и назвать главное, что они узнали и чему научились на уроке.
Учитель предлагает детям прокомментировать свои достижения в работе с информацией с помощью компьютера на уроке, рассказать о своих успехах и оценить их.
Записать домашнее задание: § 5. РТ: стр. 23, № 4,5.