Планируемые результаты | Предметные: Знать определения понятий «внутренняя политика», «внешняя политика», «династический брак», «усобицы»; характеризовать политику Ярослава Мудрого, сравнивая с политикой других князей. Личностные: аргументировано оценивать поступки, опираясь на нравственные ценности, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Метапредметные: анализировать, сравнивать, представлять информацию в разных формах, определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, излагать свое мнение, корректировать свое мнение, оценивать работу свою и одноклассников, выступать перед аудиторией. |
2.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации | Индивидуальная работа Фронтальный опрос Проверка выполнения индивидуальных заданий. | Предлагает двум ученикам задания: - Соотнести понятия с определениями: вервь, вече, народное ополчение, полюдье, уроки, погосты. - Соотнести киевских князей с их делами: Олег, Игорь, Ольга, Святослав (см. Приложение) Предлагает классу составить характеристику князя Владимира Предлагает проверить и оценить работу учеников у доски. | 2 ученика работают у доски Ученик называет качество личности и объясняет, почему оно относится к князю Владимиру (например, умный, т.к. объединил всех жителей Руси общей верой – христианством). Проверка и оценивание. | Познавательные, регулятивные
Личностные, познавательные
регулятивные |
3.Формулирование темы, целей и задач урока | Побуждающий диалог
| - Сообщает тему урока «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» (слайд 1) - Какие вопросы у вас возникают из названия темы? - Какие же задачи будем решать на уроке? | Записывают тему в тетрадь Почему князя Ярослава прозвали мудрым? Что важного он сделал, чтобы государство процветало? Чем правление Ярослава отличалось от правления других киевских князей? -рассмотрим деятельность Ярослава, сравним с делами его предшественников, сделаем выводы |
регулятивные |
4. Изучение новой темы | Первая стадия – вызов (актуализация). Прием «Корзина идей» Вторая стадия – осмысление. Работа по вариантам
Третья стадия – проверка.
Четвёртая стадия – результат. | Краткая информация об обстоятельствах прихода Ярослава к власти в Киеве. Выяснение смысла понятий – «усобицы», «политика внутренняя, политика внешняя» (слайды 2, 3) Предположите, почему Ярослава народ прозвал мудрым? (слайд 4) Записывает на доску ответы детей (можно в виде кластера). Как мы можем проверить правильность наших версий? Учитель делит учащихся на 3 варианта и предлагает найти в учебнике: 1вариант – то, что относится к внутренней политике Ярослава 2 вариант – то, что относится к внешней политике Ярослава (слайд 5) 3 вариант – составить схему «Управление государством» Заслушивает ответы учащихся о проделанной работе. Выясняется значение понятия «династический брак» - Сравните внутреннюю политику Ярослава с внутренней политикой его предшественников, вам помогут подсказки на доске, оставленные ребятами, выполнявшими задания в начале урока. - Сравните внешнюю политику Ярослава с внешней политикой его предшественников, вам помогут подсказки на доске, оставленные ребятами, выполнявшими задания в начале урока. - Так почему же Ярослав остался в памяти народа мудрым правителем? | Записывают понятия в словарик
Версии детей
- Изучить информацию о политике Ярослава. Дети работают с учебником, отмечая карандашом После выполнения задания ученик записывает схему на доске: Управление государством К иевский князь (престол по старшинству) д ружина наместники  вече дружина Ответы детей, выводы по каждому заданию. Записывают понятие в словарик, схему в тетради (слайды 6-7). Работа с картой (слайд 8) Ответы детей, выводы. Ответы детей. Работа с картой (слайды 8-9) Выводы. Ответы детей, сопоставление с версиями, записанными на доске, выводы. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Познавательные, регулятивные,
регулятивныепознавательные коммуникативные |