Мотивационно-целевой этап | Учитель зачитывает стихотворение А.Волхонского. « Рай» Над небом голубым Есть город золотой С прозрачными воротами И яркою звездой.
А в городе том сад, Все травы да цветы, Гуляют там животные Невиданной красы.
Одно, как рыжий огнегривый лев, Другое – вол, исполненный очей, Третье – золотой орел небесный, Чей там светел взор незабываемый.
А в небе голубом Горит одна звезда, Она твоя, о ангел мой, Она всегда твоя.
Кто любит, тот любим, Кто светел, тот и свят. Пускай ведет звезда твоя Дорогой в дивный сад.
Тебя там встретят огнегривый лев И синий вол исполненный очей, С ними золотой орел небесный Чей так светел взор незабываемый.
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? -Правильно, о городе, но не о современном городе, а о средневековом. - Предположите тему сегодняшнего урока и сформулируйте задачи урока. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. |
Изучение нового материала | -В каком веке мы с вами живем? -Сегодня мы с вами, ребята, перенесемся на несколько веков назад, в эпоху средневековья. Эта эпоха началась с конца 5 века и длилась тысячу лет. В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с 10 -11вв. их число стало расти. Раньше всего, уже в 9 в., возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге Франции. Города возникали на перекрестках дорог, у судоходных рек, там, где было удобно устраивать ярмарки. Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые запирались на ночь. Тесно прижатые друг к другу дома с высокими двухскатными крышами росли вверх, образуя сплошные стены узких кривых улочек. Центральным местом в городе была рыночная площадь, где мастера продавали свои изделия. Неподалеку от нее находился собор, способный вместить сразу всех жителей. Такие городские соборы, построенные в Средние века ,принято называть готическими. Готика – стиль средневековой западноевропейской архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями в сочетании со статуями, витражами. Витраж - это цветные стекла, заполнившие пространство окна. Особое значение имеет витраж, который называют розой готического собора. Это большое круглое окно с ажурным переплетом на фасаде собора, высоко над входом. В нижней части фасада собора, обращенного на площадь, располагались порталы – входы. Это неглубокие стрельчатые арки со скульптурами святых. - Чем отличается готический стиль архитектуры от древнегреческого? -А как выглядели люди в Средневековье? -Что они носили? Рассматривать городскую толпу очень интересно. Знатные люди, рыцари, священники, ученые и мастера – люди разных профессий и занятий – одевались по-разному. -Чем отличается одежда богатых людей от одежды бедных людей? (Была более разноцветной, украшалась вышивкой). Но и много общего было в одежде у людей. ---В готическом костюме, как и в архитектуре, преобладали горизонтальные или вертикальные лини? (Вертикальные). Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в длинные со шлейфом юбки. Верхняя часть одежды шилась очень узкой. Это удлиняло фигуру. Обувь носили без каблука с длинными, остроконечными носами. Головные уборы были остроконечными и высокими. Средневековый костюм представлял собой образное единство с заостренными башнями и шпилями соборов. | Слушают учи-теля, отвечают на вопросы. Сравнивают, анализируют архитектуру. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значи-мость историчес-кого прошлого . Познавательные: имеют способ-ность к худо-жественному поз-нанию мира, умеют строить речевое высказы-вание. Регулятивные: принимают и сох-раняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать од-ноклассников и учителя; правиль-но рассуждать и находить ответы на вопросы. |
Творческая практическая деятельность | Делит учащихся на группы и объясняет последовательность выполнения работы. - 1-я группа продумывает и изготовляет фон панно. Для фона лучше взять бумагу не белую, а светлого, мягкого цвета (оберточную,обои). - 2-я группа изготовляет собор. Фасад собора надо вырезать из более темной по цвету бумаги, а его детали приклеить дополнительно или дорисовать красками. -3-я группа изображает жителей города красками на бумаге, соразмерных величине панно. Потом их можно вырезать и вклеить в панно. Постарайтесь, чтобы получились группы людей. Придумайте и изобразите, чем они заняты: разговаривают, торгуют, прогуливаются, идут в храм. | Слушают учи-теля, выполня-ют творческую работу. | Познавательные: умеют применять полученные зна-ния в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: корректируют деятельность: вно-сят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и оши-бок, намечают спо-собы их устранения. Коммуникативные: работают в груп-пах, обмениваются мнениями. |
Физкультминутка | Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать, Руки вытянуть пошире – Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре – И на месте поскакать. | Слушают учи- теля, выполняют упражнения вслед за учителем. | Регулятивные: осу-ществляют поша-говый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. |
Итог урока. Реф-лексия. | - Как выглядел средневековый европей - ский город? В чем красота этих городов? - Как вы считаете, вы справились с рабо-той? - В чем была сложность при выполнении задания? -Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. | Отвечают на вопросы, анализируют свою работу, находят недо-четы, оценива-ют свою рабо-ту. | Личностные: по-нимают значение знаний для челове-ка Регулятивные:оце-навают свою рабо-ту. |