Научиться применять способ деления с остатком при моделировании жизненных проблемных ситуаций (задач).
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Приемы, методы, технологии | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов / Деятельность учащихся | Предметный результат | Формируемые УУД (соотносятся с деятельностью и приемами, методами, технологиями) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
-
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (3 мин.) | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Организует внимание детей. Создает условия для формирование внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность посредством рассказа об истории математики и русском ученом Ломоносове. Знакомит с интересными фактами из его жизни. | Эмоциональное вхождение в урок | На экран проецируется портрет Ломоносова Михаила Васильевича. Включаются в учебную деятельность Слушают. | Знания на уровне воспроизведения | Л.: самоопределение, т.е. внутренняя готовность к выполнению нормативных требований учебной деятельности К.: Владение монологической формой речи. |
-
| Актуализация знаний (3 мин.) | Организует повторение через систему вопросов и заданий | | 1. Устный счет с повторением правил: 68:2=34; 81:9=9; 48:6=8; 125:5=25; 84: 7 =12; 90 :6= 15; 12 * х = 84; 24 : х = 8; х : 15 = 6. Считают. Проговаривают правила нахождения делимого и делителя. | Знания на уровне воспроизведения и умение применять изученный материал | К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
-
| Мотивационно-ориентировочный этап (10 мин.) | Создает проблемную ситуацию Организует: обсуждение способов решения. - Вы смогли выполнить задание? - Вопрос был один, а сколько мнений? Ведет обсуждение всех вариантов решений, подводит учеников к правильному. Организует усвоение учащимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Проблемная ситуация | 1.Задача: Для кабинета привезли портреты великих математиков шириной 55 см каждый. Их надо разместить в ряд на стене длиной 6 м 45 см. Сколько портретов поместится? Каким будет расстояние между портретами? (645: 55=11 (ост.40); 40:10=4(см)) Выполняют пробное учебное действие. Получают варианты ответа: А) не делится. Б) 12 портретов. В) 40 : 11=3(ост. 7) Г) 11 портретов, 4 см. Делают выводы об используемом методе решения задачи. Формулируют тему урока «Деление с остатком». Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий во внешней речи (С помощью учителя ставят цель урока) 2. Запись в буквенном виде примера на деление с остатком: а, в, с,d – натуральные числа, а : в=с ( ост.d ). Фиксируют новое знание в речи и знаках. | Умение применять знания в измененной ситуации | Р.: Оценка: выделение и осознание того, что уже известно и что еще нужно узнать; Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий. П.: Анализ; Выделение и формулирование познавательной цели. К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. |
-
| Операционно-познавательный этап (10 мин.) | Создает проблемную ситуацию через систему примеров. Организует обсуждение способов решения.
Формулирует задание для учащихся, корректирует выполнение. Организует презентацию каждой задачи у доски. | Групповая работа | 1. Решите уравнение: А) Х : 2=8 (ост. 1) Б) 27 :х = 4 (ост. 3) Выдвигают и проверяют гипотезы, Формулируют правила нахождения делителя и делимого при делении с остатком. а = в * с+d, б = (а – d) :с. Фиксируют новое знание в речи и знаках. 2. Каждая группа придумывает практические задачи, при решении которых используется деление с остатком. Затем меняются задачами и решают. Применяют новый способ действия для решения задач | Умение применять знания в измененной ситуации Умение применять изученный материал в конкретных условиях | П.: Поиск и выделение необходимой информации; Построение логической цепи рассуждений, доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. К.: Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Р.: Контроль: сличение способа действий и его результата с заданным эталоном. |
-
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, включение в систему знаний. (5 мин.) | Организует усвоение учащимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в условии текстовых задач. | Решают на доске с проговариванием во внешней речи. | 1. Решение текстовых задач (проектор): - Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения? - Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды? - Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье? Выполняют задание на доске и в тетрадях Проговаривают алгоритм решения вслух. Контролируют правильность своих действий и ответов одноклассников | Знание на уровне воспроизведения. Умение применять знания в измененной ситуации | П.:Извлечение необходимой информации (работа с условием задачи); Выбор эффективных способов решения задачи в зависимости от условий; К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
-
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин.) | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на тему «Деление с остатком», самопроверку по эталону, выявление мест и причины затруднения, работу над ошибками. Контролирует выполнение работы Осуществляет выборочный контроль. Создает ситуацию успеха | Самостоятельная работа с самопроверкой. | Тест: (см. приложение 1) Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку по эталону, называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки Осуществляют самооценку. | Умение применять изученный материал в стандартной ситуации | Р.: Контроль: сличение способа действий и его результата с заданным эталоном. |
-
| Рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин.) | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. Создает условия для осуществления самооценки учебной деятельности. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Определяет задания для самоподготовки. Дает комментарий к домашнему заданию. | Рефлексия эмоционального состояния и настроения Рефлексия деятельности на уроке Рефлексия содержания учебного материала | Рассказывают, какую работу выполняли. Осуществляют самооценку. Осуществляют рефлексию способов и условий действий. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Записывают домашнее задание. П. 13, №551,№553, № 554. | | П.: Рефлексия способов и условий действия; Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л.: Действие смыслообразования: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; смысл учения. |
Обозначения: Л.-личностные; Р.- регулятивные; П.- познавательные; К.- коммуникативные.
1.Найдите остаток от деления числа 798 на 13.
а) 5 ; б)18; в)15; г) другой ответ.
2.В гостинице свободны только трёхместные номера. Сколько их потребуется для размещения 212 туристов?
а) 71; б)70; в)69; г) другой ответ.
3. Найдите делимое , если делитель равен 11, неполное частное –17, а остаток –8.
а) 187; б)179; в)195; г) другой ответ.
4.Булочка стоит 9 рублей. Сколько булочек можно купить на 50 рублей?
а) 7; б)6; в)3; г) другой ответ.
1.Найдите остаток от деления числа 609 на 19.
а)20; б)8; в)1; г) другой ответ.
2. В каждой клетке можно разместить не более 7 кроликов. Сколько клеток требуется для 393 кроликов?
а) 56; б) 57; в)58; г) другой ответ.
3.Найдите делимое , если делитель равен 9, неполное частное –17, а остаток –4.
а)153; б)161; в)157; в) другой ответ.
4. Пирожок стоит 9 рублей. Сколько пирожков можно купить на 40 рублей?
а) 5; б) 4; в) 7; в) другой ответ.