СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по математике 6 класса "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по математике 6 класс на тему: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике 6 класса "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"»

Технологическая карта урока.


Предмет: Математика


ФИО (полностью)учителя

Селезнева Галина Викторовна

Место работы

МОУ «Октябрьская школа»

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаками (первый урок из пяти по данной теме).

Базовый учебник

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений 30-е изд., исправленное – М.: Мнемозина, 2013



Тип урока: Урок открытия новых знаний

Форма проведения урока: Урок проблемного изложения материала.

Время проведения: 19 октября 2016 года.

Участники: 6 класс

Оборудование.

Школьная доска, экран, проектор, компьютер, презентация, карточки-задания на урок, карточки с ключом для зашифрованного слова, карточки с алгоритмом сложения (вычитания) дробей .


Цель урока: Сформулировать правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и научиться их применять.


Задачи:

Для учителя:

1. Образовательные:

- вывести с учащимися алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

- сформировать у учащихся умения и навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

2. Развивающие:

- развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- развивать у учащихся умение самостоятельно находить способы решения;

- развивать критическое мышление;

- развивать слуховую и зрительную память;

- развивать внимание;

- развивать грамотную математическую речь.

3. Воспитательные:

- воспитывать волю и настойчивость для достижения конечного результата;

- формировать у учащихся интерес к предмету;

- воспитывать доброжелательные, уважительные отношения друг к другу;

- воспитывать умение объективно оценивать свой труд.

Для учащихся:

-освоить знания о том , как происходит сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

-выработать умения сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

-освоить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и понять логику его построения;

-выработать умения применять алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

-развивать умения самостоятельно определять цели учебной деятельности, планировать пути достижения целей, контролировать и оценивать учебную деятелбность по результатам.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

к концу урока учащиеся

- знают алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

- умеют выполнять сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.


Познавательные УУД: развивать у учащихся умение самостоятельно находить способы решения, развивать критическое мышление.

Коммуникативные УУД: воспитывать доброжелательные, уважительные отношения друг к другу;

Регулятивные УУД: развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Личностные УУД: воспитывать волю и настойчивость для достижения конечного результата, умение объективно оценивать свой труд, развивать слуховую и зрительную память, грамотную математическую речь.

Основные понятия: сложения и вычитания дробей с разными знаменателями

Интернет - ресурсы: http://school-collection.edu.ru


Технологическая карта урока


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Комментарий, примечание


1.Организационный этап.

(2мин)

Добрый день! Я очень рада вас видеть.


-А вы знаете,что ничего не стоит,но очень дорого ценится?

(выслушивает варианты ответов)

-Это улыбка. Давайте подарим друг другу этот бесценный подарок. На ваших партах лежат картинки с изображением лица, на а которых не хватает улыбки. Нарисуйте свою улыбку и подарите ее соседу, не забудьте при этом улыбнуться и сказать ласково «привет».

Путь, ведущий к цели в сложных условиях, называют нитью Ариадны.

Сегодня мы отправимся в путешествие по закоулкам математического лабиринта, а нитью Ариадны будут ваши знания.

-Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

-Давайте начнем наш урок с высказывания Л.Н.Толстого

Слайд «Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле.

Чем больше знаменатель, тем меньше дробь»

- Как вы понимаете это высказывание?

- Почему я выбрала это высказывание для нашего урока?

-Давайте проведем «Блиц опрос» и вспомним какие действия вы уже умеете выполнять с обыкновенными дробями?

Ученики приветствуют учителя стоя. Садятся.















Записывают в тетрадь.








Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Индивидуальная

Установление контакта с учащимися


2.Актуализа-ция и фиксиро -вание затруд-нения в проб-ном действи.

(6 мин)

Слайд

Блиц опрос

  • Знаете ли вы, где впервые появилось понятие дроби?

  • Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?

  • Что называется сокращением дроби?

  • Какие два числа называются взаимно - простыми?

  • Дайте определение простого числа?

  • Какая дробь называется правильной, неправильной?

  • Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями?

  • Сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

-Теперь давайте немного порешаем

Найдите значение выражения. (Приложение 1)

-Давайте проверим ваши решения. (Слайд)

-Какие выражения у вас вызвали затруднения?

- Почему у вас не получилось, хотя вы использовали правильно известный вам алгоритм?














Учащиеся отвечают на блиц опрос






Решают,записывают в карточках

Проверяют.


Высказывают свои предположения.

Сталкиваются с тем, что объяснить не могут.


Фронтальная

Постановка вопросов


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Идёт повторение и закрепление ранее изученного материала

Актуализация знаний, необхо-димых для даль-нейшего восп-риятия нового материала.

Развитие матема –тической речи.

3. Постановка

проблемы,
целей урока.

(3 мин.)


-Умеете вы складывать и вычитать дроби с разными знаменателями?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?


Какая же тема нашего урока?



-Запишите тему нашего урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».


(На экране появляется тема урока.)


Сформулируйте цели своей учебной деятельности

Сформулированные и подкорректированные учителем, цели учащихся последовательно появляются на экране.

Знания: умения:










-Как проверим достижение поставленных целей?

-Нет.


- Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.


- Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Записывают в тетрадь тему урока




-освоить знания о том, как происходит сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

-выработать умения сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

-освоить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и понять логику его построения;

-выработать умения применять алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;



Первая цель может считаться достигнутой, если смогу объяснить, что означает сложить (вычисть) дроби с разными знаменателями.


-Вторая цель может считаться дос-тигнутой, если смогу объяснить, как сложить (вычисть) дроби с разными знаменателями


-Третья цель может считаться достигнутой, если на уровне знакомства смогу воспроизвести текст алгоритма и описание способа действия по нему, а на уровне понимания смогу объяснить, почему нельзя менять местами шаги или пропускать тот или иной шаг алгоритма.


-Четвёртая цель может считаться достигнутой, если смогу правильно сложить (вычисть)дроби с разными знаменателями, используя алгоритм

Фронтальная

-Смыслообра-зование

-познаватель-ная инициа-тива

-выдвижение гипотиз и их обоснование

-построение логической цепи рассуждений












Учащиеся фор-мулируют цели предстоящей уч-ебной деятель-ности по ана-логии с целями изучения преды-дущих приёмов учебной работы





4.Планирова-ние деятель-ности

( 1 минуты)

-Ребята, спланируйте свою деятельность по достижению целей урока

1.Работа с текстом учебника по освоению знаний о том, как складывать или вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.

2. Составление алгоритма сложения и вычитания обыкновенные дроби с разными знаменателями. 3.Выполнение заданий, используя алгоритм

4. Проверить достижение целей

Фронтальная

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



Развитие логи-ческого мыш-ления (клас-сификация)

Развивается лю-бознательность.



5. Первичное изучение нового материала

( 3 мин.)

-Давайте вернемся к примерам, которые вызвали у вас затруднения

-Какие обыкновенные дроби мы умеем складывать?

Учитель предлагает из заготовленных карточек восстановить алгоритм, расставляя правильно последовательность шагов ранее изученного алгоритма сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.



-Откройте страницу 49 учебника прочитайте правило и дополните известный алгоритм шагом или шагами, чтобы можно было по нему выпол-нить сложение и вычитание дробей с разными зн-аменателями и показать на предложенных приме-рах, как он действует.




-Дроби с одинаковыми знамена-телями.

Учащиеся в заготовленных карточках расставляют правильно последовательность алгоритма на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.


Алгоритм вывешивают на доске

Читают учебник стр. 49 и выделяют алгоритм сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями.

В результате работы с учебником ребята составляют алгоритм сложе-ния (вычитания) дробей с разными знаменателями.


Алгоритм сложения (вычитания) обыкновенных дробей с разными знаменателями.

1)Суммой( или разностью)дробей является дробь.

2) Привести данные дроби к наи-меньшему общему знаменателю.

3) Сложить (или вычисть)числители и записать ответ в числитель суммы (или разности).

4) Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности).

5)Если возможно сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть.


Групповя



в парах

Логические универсаль-ные действия - выбор оснований и критериев для сравнения



6. Этап первичной проверки понимания изученного.

( 4 мин)

- Ребята, мы достигли цели нашего урока?

- Почему?

-Давайте попробуем пошагать по алгоритму.

-Запомните, что общий знаменатель и наименьший общий знаменатель не всегда совпадают.

Послушайте притчу об одном мэре.

Когда ещё не было электричества, мэр одного города любил вечером гулять по городским улицам. Как-то он столкнулся с одним горожанином, у него на лбу выскочила шишка. На следующий день он издал указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём”. А вечером на него налетел тот же горожанин. Мэр потребовал у него фонарь.

- Вот, - сказал прохожий.

- А где свеча? – спросил мэр.

- А в указе не написано, что в фонаре должна быть свеча, - ответил тот.

Мэр издал второй указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём со свечой”.

В третий день история повторилась.

Мэр уже вышел из себя.


- Как вы думаете, что ответил мэру прохожий?


-Да, в приказе не написано, что свеча фонаря должна быть зажжена.

Мэру пришлось издать указ третий раз, и только после этого прохожий оставил его в покое.


Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять.

-Нет

-Необходимо научиться применять в решении составленный алгоритм























ответ учащихся







Один ученик у доски (с записью на доске)с проговариванием всех ша-гов алгоритма выполняет задание с презентации остальные в тетрадях

-После каждого этапа проверяем ответы

Индивидуальная





Фронтальная

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.



7.Физминутка

( 1 мин)

  • А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

  • Раз – согнуться – разогнуться,

  • Два – нагнуться, потянуться.

  • Три – в ладоши три хлопка,

  • Головою три кивка.

  • На четыре – руки шире,

  • Пять, шесть – тихо сесть.

  • Семь, восемь – лень отбросим.



Учащиеся выполняют упражнения.


Отдыхают, развивают память и внимание

Фронтальная


Переключение с одного вида деятельности на другой, отдых.

8. Этап закрепления изученного

( 15 мин)

-На столах у вас лежат листочки с алгоритмом, возьмите его, прочитайте ещё раз этот алгоритм каждый про себя.

-А теперь давайте алгоритм повторим вслух.


Дома надо будет выучить этот алгоритм.


-Вы снова полны сил, заряжены энергией, направим её на отработку умения как складывать (или вычитать) дроби с разными знаменателями?


-В математике есть знаменитая поверхность, которая имеет только одну сторону (а изнанки нет). Представьте себе рубашку без изнанки- таковой не существует. А вот в математике есть односторонняя поверхность. Отгадать название этой поверхности поможет следующее задание.

Пользуясь выведенным вами алгоритмом, выполните самостоятельную работу в парах

№ 319 (а-в; ж-и) стр.52.учебника

-Решив примеры, вы прочитаете зашифрованное слово.

Один из учеников решает пример письменно и поясняет соседу каждый шаг выполняемого действия. Затем они меняются ролями.

Тот, кто выполнил указанное задание для своей пары, выполняют задание даное для другой пары учащихся.

После выплнения работы в парах учитель предлагает сверить выполненное задание с эталоном. (Самопроверка).

После самопроверки учащиеся объединяются в группу и находят зашифрованное слово.


-Поставьте в лист самооценки

В графу сам. работа

Читают про себя.


Говорят вслух (один ученик – один пункт алгоритма).














Самостоятельно выполняют указанные номера в парах.












Сравнивают свое решение с эталоном(«+»-верно, «-» -неверно) Объединившись в одну группу складывают зашифрованное слово «МЁБИУС»



Фронтальная
















В парах


















Коррекция

Контроль



Оценка







Коррекция

Оценка


Логические универсальные действия




Активизация внимания. Настрой на работу.










Развитие умения применять алгоритм в стандартной ситуации.

Развитие внимания. Воспитание уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Обратная связь.

Дифференцируемый подход.


Вырабатывается умение решать задачи по изучаемой теме.

9. Рефлексия

( 4 мин)

Организация учебного процесса:

- Можете ли вы теперь объяснить, почему третий и четвертые примеры были решены неверно?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель теперь достигнута?

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?


- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке и, несомненно, добились побед, больших и маленьких.

-Поднимите руки, кто понял, как складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.


Не расстраивайтесь те, у кого сегодня на уроке не всё получилось.

На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы.

Оцените свою работу на уроке, заполнив лист самооценки:


Забрать листы самооценки ( оставьте на партах).


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

















Оценивают собственную деятельность на уроке.

-Наносят результаты на горизонтальные шкалы ( на заранее подготовленных листочках)



Лист самооценки ученика 6 класса ____________________


Дата

Тема

самооценка

Оценка за

с/р














3_______4________5


Я знаю алгоритм скложения (вычитания) дроби с разными знаменателями


3_______4________5

Я умею применить алгоритм скложения (вычитания) дроби с разными знаменателями

Отметьте в листе самооценки


Индивидуальная

Оценивание усваиваемого содержания


Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Рефлексия. Обратная связь.










Воспитание уважения друг к другу и к учителю.

Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.






Установка на последующие уроки.










11 Домашнее задание

  1. мин)

П.11 (выучить алгоритм),№360 (а-е), №339. Творческое задание выбирают по желанию

Творческое задание:

Используя дроби 2 и 3 ,придумать

3 5 задачу , которая решалась бы в два действия. Записать её решение в тетради.


Слайд. «Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе , в числителе – то, что он есть на самом деле.

Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.» Л.Н.Толстой.


Пусть ваша дробь всегда будет неправельной!

А идеально - равной единице.


Спасибо за урок!

Пишут в дневник:

  • П.11 (выучить алгоритм),

  • №360 (а-е), №339.

Творческое задание:

Используя дроби 2 и 3 ,придумать

3 5 задачу , которая решалась бы в два действия. Записать её решение в тетради.




Фронтальная

Осмысление задания



Закрепление умений и навыков.



Работа обучающихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): продуктивный.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.












Лист самооценки ученика(цы) 6 класса __________________________________________________________


Дата

Тема

самооценка

Оценка за

с/р


Сравнение дробей с разными знаменателями.


Приведение дробей к общему знаменателю


3_____________4______________5


Сравнение дробей с разными знаменателями.


3_____________4_______________5





Сложение и вычитание дробей с разными знаками.



Я знаю алгоритм сложения дробей с разными знаками.


3_____________4_______________5


Я умею применить алгоритм сложения или вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.

3_____________4_______________5






Сложение и вычитание дробей с разными знаками.




Приведение дробей к общему знаменателю


3_____________4_______________5


Сравнение .сложение,вычитание дробей с разными знаменателями.


3_____________4_______________5