СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по математике "Проценты 5 класс" УМК Мерзляк

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта разработана на тему "Проценты" на 9 часов. Соотвествует УМК Мерзляк.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике "Проценты 5 класс" УМК Мерзляк»

Итоговая работа по программе ПК: «Формирование УУД в процессе обучения математике в основной школе средствами УМК»

Работу выполнили:

Демиденко Любовь Васильевна, МБОУ СОШ № 2 г. Шарыпово, [email protected],

Голубева Людмила Ивановна, МБОУ Тесинская СОШ № 10, Минусинский район, [email protected],

Поздеева Жанна Николаевна, МБОУ Знаменская СОШ № 1, Минусинский район [email protected].

Научные руководители:

Васильева Е.Н., кандидат педагогических наук, профессор

кафедры естественно-математических дисциплин, ККИПКиППРО, г. Красноярск,

Попова Е.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей и прикладной математики ГОУ ВПО «Красноярский государственный торгово-экономический институт».

Тема: Проценты (9 часов) – 5 класс.



УМК учебник для 5 класса авторы

А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.



Цели: Изучить тему «Проценты». Применять полученные знания в решении различных задач на проценты.

Микроцели:

  1. Повторить правила нахождения: дроби от числа и наоборот, числа по его дроби; умножение и деление десятичных и обыкновенных дробей.

  2. Понять, что такое 1 процент от числа и проговорить, уметь записать.

  3. Уметь записывать проценты в виде десятичной дроби, и наоборот представлять десятичную дробь в виде процента.

  4. Уметь записывать проценты в виде обыкновенной дроби и наоборот представлять обыкновенную дробь в виде процента.

  5. Уметь решать различные задачи по теме «Проценты»:

  • Знать и находить любой процент от числа, и проговорить как находить и применять в решении задач 1 уровня.

  • Уметь решать задачи 1 уровня на нахождение числа по его проценту.

  • Уметь решать задачи 1 уровня на нахождение процентного отношения величин.

  • Перейти к решению задач 2 уровня.

  • Перейти к решению задач 3 уровня.



Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

  1. Понимать и знать цели урока;

  2. Планировать работу (см. перечень целей);

  3. В течение урока отслеживать: чему научился в теме и что предстоит доработать, в конце урока - подведи итог.



Познавательные УУД:

  1. Смысловое чтение (смысл слов, терминов, выражений, абзаца, всего текста);

  2. Проговаривание;

  3. Сравнение;

  4. Работа с символической записью;

  5. Алгоритмы, решение задач;

  6. Умение видеть проценты как жизненную необходимость (в различных ситуациях).

Коммуникативные УУД:

  1. Умение слушать и слышать;

  2. Соблюдать культуру работы в паре, в малой группе;

  3. Учится разговаривать в диалоге, перед всем классом;

  4. Иметь терпение работать с другим;

  5. Уметь всякий раз отслеживать собственный успех в работе и то, что предстоит доработать.

Личностные качества:

  1. Быть внимательным;

  2. Аккуратным;

  3. Терпеливым;

  4. Волевым;

  5. Культурным;

  6. Уметь укладываться с работой в отведённое для этого время;

  7. Учится грамотно и понятно говорить;

  8. Учится преодолевать трудности.









Технологическая карта



Содержание, деятельность.



СО


Дидактические отношения


Формы сооргани-зации


Методы обучения

УУД

Регулятив-ные

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Личностные

1

Актуализация знаний.

1) Устный счет: (фронтальная работа)

№ 1, стр. 254 [1]


Учебник

Ученик-учебник


фронтальная

словесный

Постановка учебной цели


Планирование пути достижения цели

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль совей деятельности в процессе достижения результата

Прогнозирование


Оценивать свою деятельность, аргументировать причины достижения или отсутствие планируемого результата


Рефлексия


Выделять общий признак нескольких предметов и объяснять их сходство


Смысловое чтение текстов с целью извлечения информации,


Знаково-символические действия


Анализ-синтез.


Умение слушать и слышать


Культура работы в паре


Умение проговаривать в диалоге, перед всем классом


Инициативное сотрудничество

Контроль

Коррекция


Внимательность


Терпеливость

Воля


Память


Аккуратность

Культура общения


Эргономичность


Понять, что такое один процент.

2) Одна сотая часть числа по-другому называется процентом(%).

На примере практических задач из жизненных историй.

3) Историческая справка о возникновении процента

слайд– презентация,

учебник

У-у


Интерактивная беседа


интерактивный

Закрепить понятие процента.

4) Прочитайте текст на стр. 252 (1,2 абзац) учебника и ответьте на вопросы №1,2,3 на стр. 254.

Читают друг другу и проговаривают. Записывают определение в тетрадь.

Поведение математического боя на понятие «процента»

слайд- презентация,

учебник


у-учеб,

у-у


ппс


Работа с книгой

Переводить проценты в обыкновенные и десятичные дроби и наоборот.

Учитель объясняет и организует совместное решение номеров №1062, 1064, стр. 256 [1]



Учебник


У-у,

у-учеб


интерактивная беседа


словесный

Ученики выполняют взаимопроверку

Учебник

у-у

ппс

Самостоятельная работа в действиях

Математический диктант [2]

Учебник

у-у

ппс

Самостоятельная работа

2

Актуализация знаний.

1) Устный счет: (фронтальная работа)

№ 2, стр. 254 ,

№ 1087, стр. 258 [1]

Учебник

Ученик-учебник


индивидуальная

словесный

Постановка учебной цели


Планирование

Прогнозирование


Контроль и коррекция


Оценка как осознания степени усвоения










Рефлексия

Выделять общий признак нескольких предметов и объяснять их сходство


Смысловое чтение текстов с целью извлечения информации,


Знаково-символические действия


Анализ-синтез.


Умение слушать и слышать


Культура работы в паре


Умение проговаривать в диалоге, перед всем классом


Инициативное сотрудничество

Контроль

Коррекция


Формировать ответственно отношение к обучению


Внимательность


Аккуратность









Память

Культура речи


2)Изучение нового материала.

Находить процент от числа

Прочитайте текст на стр. 253-254 учебника и ответьте на вопросы № 4,5 на стр. 254.

Записывают в тетрадь пример 1, стр. 253 и вывод.






Учебник



у-учебн,

у-у






индивидуальная



Работа с книгой

Решают совместно аналогичные задачи, проговаривают, оформляют в тетради (№ 1056, 1058).

Учебник

у-у,

У-у,

у-учеб

ппс

практический

3) Первичное закрепление нового материала

Работают в рабочей тетради № 2 (№ 500-504) [3]

Формулируют правило, как алгоритм решения типовой задачи, проговаривают.

Рабочая тетрадь № 2

у-учеб

ппс

индуктивный





Взаимоконтроль, самоконтроль по образцу.

Образец на слайде

у-у,



Интерактивная работа в парах и индивидуальная работа.

Самостоятельная работа

3

Урок закрепления.

Актуализация знаний.

1) Устный счет: (фронтальная работа)

№ 3,4 стр. 254 [1]

№ 497 [2]

Учебник



Рабочая тетрадь

Ученик-учебник


фронтальная

Наглядно-практический


Постановка учебной цели


Планирование

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль совей деятельности в процессе достижения результата

Прогнозирование


Оценивать свою деятельность, аргументировать причины достижения или отсутствие планируемого результата

Выделять общий признак нескольких предметов и объяснять их сходство


Смысловое чтение текстов с целью извлечения информации


Информационный поиск (задача 1077 к домашнему заданию)


Знаково-символические действия



Анализ-синтез.


Умение слушать и слышать


Культура работы в паре


Умение проговаривать в диалоге, перед всем классом


Инициативное сотрудничество

Контроль

Коррекция


Внимательность


Терпеливость

Воля


Память


Аккуратность

Культура общения


Эргономичность


Воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм и уважение к Отечеству


Проверочная работа


Дидактический материал

у-дм

индивидуальная

Самостоятельная работа

Самоконтроль и коррекция

Образец на слайде

-



Индивидуальная работа по обеспечению продвижения учеников по уровням усвоения.

1 уровень - № 1067, 1069

2 уровень - № 1071, 1073,

Корректировка и отработка знаний у учеников, работающих на базовом уровне.

Работа детей с учителем и консультантами.

Продвижение учащихся, готовых освоить следующий уровень.

Ученикам предлагается решить задачи повышенного уровня

1085 стр. 258 [1]

учебник

ученик- учебник

индивидуальная

практический

Рефлексия





4

Актуализация знаний.

1) Устный счет: (фронтальная работа)

№ 5,6 стр. 254 [1]

Учебник

Ученик-учебник


фронтальная

словесный

Постановка учебной цели


Планирование пути достижения цели

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль совей деятельности в процессе достижения результата

Прогнозирование


Оценивать свою деятельность, аргументировать причины достижения или отсутствие планируемого результата


Рефлексия

Смысловое чтение текстов с целью извлечения информации,

Знаково-символические действия, Выбор наиболее эффективного способа решения

Анализ-синтез.

Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого


Различать в его речи: мнение, доказательства, факты


Определять свои действия и действия партнера

Внимательность


Терпеливость

Воля


Память


Аккуратность

Культура общения


Эргономичность


2) Обобщение и систематизация знаний

работа над задачей1077
сообщения ,выступления.

Выступление от группы.



Вопросы на слайде

у-у

В уровневых малых группах

репродуктивный

Ответить на вопросы 1-5 учебника стр. 254


Решить

1 уровень – рабочая тетрадь № 508, 509, 510

2 уровень – учебник № 1080, 1081, 1083


Самостоятельная работа


дм

у-дм

индивидуальная

самостоятельная

5

Урок нового материала.

Нахождение числа по его процентам.

Актуализация знаний.

1) Устный счет: (фронтальная работа)

№ 2,3 стр. 260 [1]

Учебник

ученик-учебник


фронтальная

словесный

Постановка учебной цели


Планирование пути достижения цели

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль совей деятельности в процессе достижения результата

Прогнозирование


Оценивать свою деятельность, аргументировать причины достижения или отсутствие планируемого результата

Рефлексия

Смысловое чтение текстов с целью извлечения информации,

Знаково-символические действия, Выбор наиболее эффективного способа решения

Анализ-синтез.

Умение слушать и слышать


Культура работы в паре


Умение проговаривать в диалоге, перед всем классом


Инициативное сотрудничество

Контроль

Коррекция


Внимательность


Терпеливость

Воля


Память


Аккуратность

Культура общения


Эргономичность


Изучение нового материала

Работа с учебником под руководством учителя: примеры 1,2 стр. 259

учебник

ученик-учебник

фронтальная

Работа с книгой

Первичное закрепление

Решете № 1092, 1093, 1095 стр. 260

Из рабочей тетради: № 512, 513


Работа у доски,


ученик Учитель



ппс

Наглядно- практический

Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите высказывание об уроке:

  1. Знания, полученные на уроке, мне необходимы…

  2. Я получил (а) полезную информацию о том …


У-у

фронтальная

словесный

6

Урок закрепления

Нахождение числа по его процентам.

Актуализация знаний.

1) Устный счет: (фронтальная работа)

№ 4,5 стр. 260 [1]

учебник

ученик-учебник

фронтальная

словесный

Постановка учебной цели


Планирование пути достижения цели

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль совей деятельности в процессе достижения результата

Прогнозирование


Оценивать свою деятельность, аргументировать причины достижения или отсутствие планируемого результата


Рефлексия


Смысловое чтение текстов с целью извлечения информации,

Знаково-символические действия, Выбор наиболее эффективного способа решения

Анализ-синтез.

Формировать умение выдвигать гипотезы при решении задач



Умение слушать и слышать


Культура работы в малой группе


Умение проговаривать в полилоге, перед всем классом


Инициативное сотрудничество

Контроль

Коррекция


Внимательность


Терпеливость

Воля


Память


Аккуратность

Культура общения


Эргономичность


Формировать способность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории обучения

Воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм и уважение к Отечеству

Закрепление материала

Решение задач 1 уровня: из учебника:№ 1097, 1099, 1101 стр. 261

из рабочей тетради: № 515,516

Учебник,

рабочая тетрадь

ученик-учебник

фронтальная

практический

Корректировка и отработка знаний у учеников на базовом уровне

Образец на слайде

Ученик

индивидуальная

репродуктивный

Рефлексия с целью распределения на уровни:

Памятка уровневого усвоения ЗУНов

Ученик

индивидуальная

словесный

1 уровень – рабочая тетрадь № 514,

2 уровень - учебник № 1105, 1107,

3 уровень – учебник № 1118.


Рефлексия в виде мерки.


Учебник, рабочая тетрадь


у-у

В малых группах

индуктивный

7

Урок закрепления

Нахождение числа по его процентам.

Актуализация знаний.

1) Устный счет: (фронтальная работа)

№ 6,7 стр. 260 [1]

учебник

ученик-учебник

фронтальная

словесный

Постановка учебной цели


Планирование пути достижения цели

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль совей деятельности в процессе достижения результата


Прогнозирование


Оценивать свою деятельность, аргументировать причины достижения или отсутствие планируемого результата


Рефлексия

Смысловое чтение текстов с целью извлечения информации,

Знаково-символические действия, Выбор наиболее эффективного способа решения

Анализ-синтез.

Формировать умение выдвигать гипотезы при решении задач



Умение слушать и слышать


Культура работы в малой группе


Умение проговаривать в полилоге, перед всем классом


Инициативное сотрудничество

Контроль

Коррекция


Внимательность


Терпеливость

Воля


Память


Аккуратность

Культура общения


Эргономичность


Формировать способность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории обучения


2) Обобщение и систематизация знаний

Решить текстовые задачи

1 уровень – рабочая тетрадь № 517, 518, 519

2 уровень – учебник № 1106, 1108

3 уровень – 1109, 1111, 1112


учебное пособие

у-у

В уровневых малых группах

практический

Контроль и коррекция знаний

3-х уровневая самостоятельная работа

Дидактические материалы - № 260, 261, 262 [4]


дм

у-дм

индивидуальная

самостоятельная

8

Урок обобщения и систематизации

Подготовка к ОГЭ

Актуализация знаний

Устный счет (фронтальная работа)

№ 237, 238 стр. 108 из Практикума по подготовке к ОГЭ для 5 кл. [5]


Слайд презентации

ученик-учитель

фронтальная

словесный

Постановка учебной цели


Планирование пути достижения цели

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль совей деятельности в процессе достижения результата


Прогнозирование


Оценивать свою деятельность, аргументировать причины достижения или отсутствие планируемого результата


Рефлексия

Смысловое чтение текстов с целью извлечения информации,

Знаково-символические действия, Выбор наиболее эффективного способа решения

Анализ-синтез.

Формировать умение выдвигать гипотезы при решении задач



Умение слушать и слышать


Культура работы в малой группе


Умение проговаривать в полилоге, перед всем классом


Инициативное сотрудничество

Контроль

Коррекция


Внимательность


Терпеливость

Воля


Память


Аккуратность

Культура общения


Эргономичность


Формировать способность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории обучения


Работа по плану:

1)Рассмотрение примеров 1,2

2)задач 1, 2, 3 стр. 107

3)Работа с правилом

4) Решить задания по уровням:

1 уровень – № 234, 235, 236

2 уровень – № 239, 240

3 уровень – № 238, 241

из Практикума по подготовке к ОГЭ для 5 кл. [5]

Учебное пособие

у-у

Работа в малых группах

практический

Защита заданий

Один ученик от группы отчитывается о работе группы


Запись на доске

ученик-учитель

фронтальная

словесный

9

Урок контроля3-х уровневаяк.р

Выполнение контрольных заданий (контрольная работа № 9) [4]


дм

у-дм

индивидуальная

Самостоятельная работа

Постановка учебной цели


Планирование пути достижения цели

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль совей деятельности в процессе достижения результата


Прогнозирование


Оценивать свою деятельность, аргументировать причины достижения или отсутствие планируемого результата


Рефлексия

Смысловое чтение текстов с целью извлечения информации,

Знаково-символические действия, Выбор наиболее эффективного способа решения

Анализ-синтез.

Формировать умение выдвигать гипотезы при решении задач



Контроль

Коррекция


Внимательность


Терпеливость

Воля


Память


Аккуратность


Эргономичность


Формировать способность осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории обучения




Библиографический список:

  1. Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобра­зовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полон­ский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.

  2. Математика. 5 класс. Методическое пособие / А.Г. Мерз­ляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.

  3. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.

  4. Математика. 5 класс. Дидактические материалы: сбор­ник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. По­лонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.

  5. Математика. 5 класс. Практикум. Готовимся к ГИА. Александрова В.Л. (2013, 128с.).











Задача № 1077



Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

План домашнего задания к задаче:

  1. Найдите информацию о русско-турецкой войне.

  2. Подготовьте сообщение. Сообщение может быть представлено в виде презентации, реферата.

  3. Подготовься к выступлению в классе.

Познавательные УУД.


1 этап.

11 сентября 1789 г. русско-австрийское войско под командованием великого русского полководца А. В. Суворова разбило стотысячную турецкую армию.

Общеучебные. Смысловое чтение. Выделение существенной информации: 11 сентября 1789 г. русско-австрийское войско под командованием великого русского полководца А. В. Суворова разбило стотысячную турецкую армию.


2 этап. Численность войск под руководством А. В. Суворова составляло 25 % численности турецкой армии.

Общеучебные. Смысловое чтение. Осознанное построение речевого высказывания: «Какова численность турецкой армии?»

Знаково-символические. Построение математической модели:

25 % = 0,25 = ¼

100 000 х 0,25 = 25 000 (человек) - численность турецкой армии.


Логические действия. Анализ с целью выделения существенных признаков. Синтез. Построение логической цепи рассуждения.


Этап 3.

Общеучебные. Смысловое чтение. Осознанное построение речевого высказывания: Численность русских полков составляла 28 % численности русско-австрийского войска.

Знаково-символическое. Построение математической модели:

100 000 – 25 000 = 75 000 (человек) – численность русско-австрийского войска.

28 % = 0,28

75 000 х 0,28 = 21 000 (человек).

Логические действия. Анализ с целью выделения существенных признаков. Синтез. Построение логической цепи рассуждения.



Ответ: в битве при Рымнике принимало участие 21 000 русских воинов.






Коммуникативные УУД:


1) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической речью,

2) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.


Личностные качества:

1) формирование российской гражданской идентичности: осознание этнической принадлежности, знание истории своего народа;

2) готовность и способность к самообразованию.