СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по музыке "Патетическая соната Бетховена" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по музыке на тему "Патетическая соната Бетховена"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по музыке "Патетическая соната Бетховена" 4 класс»

Тема: Патетическая соната

Тип урока: получение новых знаний

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная.

Цель: раскрыть содержание первой части «Патетической сонаты» Л. Бетховена

Задачи:

  • Включить учащихся в учебную деятельность;

  • Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

  • Организовать коммуникативные взаимодействия;

  • Развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения



Планируемые результаты:

  1. Личностные:

  • Уметь объяснять своё отношение к предложенным ситуациям;

  • Формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

  1. Предметные

  • Воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая свое отношение;

  • Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;

  • Использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений

  1. Метапредметные

Личностные

  • Наличие эмоционального отношения к искусству;

  • Осознание жизненного смысла муз. Образов;

  • Усвоение жизненного смысла «Патетической сонаты».

Познавательные

  • Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения;

  • Учиться давать оценку результатам деятельности

  • Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.

Регулятивные:

  • Постановка и выполнение целей;

  • Оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя.

Коммуникативные:

  • Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке;

  • Умение сопоставлять выводы и делать коллективные выводы.

Основные понятия: патетическая соната, Людвиг Ван Бетховен.

Ресурсы: Учебник Е.Д. Критская 4 класс «Школа России», презентация, программки для записи, карточки с эмоциями

























Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Орг. момент


Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лариса Александровна и сегодняшний урок музыки у вас проведу я. Садитесь на места

Приветствуют учителя.

Коммуникативные УУД: использовать простые речевые средства.

2. Определение темы урока

Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут тему урока в виде гипотез.

Ребята, кто из вас любит популярную музыку? Поднимите руки

А кто любит рок?

А кто предпочитает классическую музыку?

- Большинство из вас любит популярную современную музыку. Но я надеюсь, что в конце урока ваше мнение изменится в пользу классической музыки.

Ребята, с каким композитором вы познакомились на прошлом уроке?

Какие произведения прослушали?

А что их объединяет?

Молодцы!

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор. Сегодня на уроке мы познакомимся с зарубежным композитором и его инструментальной музыкой. А с каким вы узнаете после того, когда прослушаете произведение.

Отрывок «Лунная соната» в современной обработке.

Ребята, вы догадались, что это за произведение?

Дело в том, что это произведение в современной обработке, а сейчас вы прослушаете ее так, как написал ее автор.

Лунная соната

Правильно! Это Лунная соната. А кто является её автором?

Вы уже догадались о каком композиторе мы будем говорить?

Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «В концертном зале. Патетическая соната Бетховена».

Сегодня мы познакомимся с жанром Соната, послушаем сонаты композиторов разных стран, разучим новую песню. И все это мы совершим, путешествуя по концертным залам.

Я приготовила для вас концертные программки, но в них пропущены некоторые слова, которые мы заполним в ходе нашего урока.

Ответы

Ответы

Ответы


Слушают учителя



С. Рахманиновым


Вокализ, Сирень

Их исполняют певцы, это вокальные произведения






Слушают «Лунную сонату» в современной обработке

Слушают



Людвиг Ван Бетховен


О Бетховене.


Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной ли­тературы;


Коммуникативные УУД: выражать свое мнение о музыке, используя раз­ные речевые средства (монолог, диалог, сочине­ния), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дис­танционного общения;


3. Разучивание песни

Повторение певческого материала. Формирование навыка пения, звуковедения.

Каждый музыкант начинает свой творческий путь со школьной сцены. Думаю, и вы уже выступали в этом зале, исполняя песни.

Предлагаю вам пережить эти незабываемые ощущения, разучив и исполнив новую песню Г. Гладкова. Послушайте и скажите, в чем ее особенность?

песня “Песня-спор”.

Правильно, это песня-разговор, в ней учувствуют 2 образа 1 строгий - образ мальчика, другой- нежный и светлый –образ девочки.

Итак, я сейчас прочитаю вам первый куплет, а вы слушайте и следите по тексту.

Читаю

Исполнение с детьми 1 куплета

Предлагаю прочитать 2 куплет по строчкам учащимся.

Исполнение с детьми 2 куплета

А 3 куплет, ребята, мы прочитаем с вами вместе.

Исполнение 3 куплета

Давайте споем песню-спор полностью.

Молодцы, вы можете записать пропуск в первой строке программки.







Слушают песню

Это песня-разговор, песня-диалог













Слушают

Исполняют 1к

Читают, слушают

Исполняют 2к

Читают

Исполняют 3к

Исполняют песню

Записывают учащиеся 4 класса

Регулятивные УУД: понимать смысл исполнительских и творчес­ких заданий, вносить в них свои коррективы;


Коммуникативные УУД: выразительно исполнять музыкальные произ­ведения, воспринимать их как средство общения между людьми;

4. Прослушивание музыки

Организовать действие по обобщению:

анализ признаков объекта;

выделение главных признаков;


Мы с вами отправляемся дальше и следующий концертный зал, который мы с вами посетим - концертный зал Академии искусств. Предлагаю вам послушать другой музыкальный диалог. Обратите внимание, кто участвует в диалоге, и какой характер музыки?

Слушание сонаты для виолончели и фортепиано Эдварда Грига

Какие музыкальные инструменты участвовали в диалоге?

Правильно. Прозвучали виолончель и фортепиано.

А какие характеры вы услышали?




Молодцы! Эту музыку написал норвежский композитор Эдвард Григ.(слайд) А произведение, которое мы послушали, называется соната для фортепиано и виолончели. Нам нужно заполнить пропущенные слова второго номера программы.


Смотрят видеоролик сонаты для виолончели и фортепиано Эдварда Грига.






Виолончель и фортепиано


Одна - резкая, быстрая, веселая.

Другая – спокойная, медленная, красивая, задумчивая


Записывают

Регулятивные УУД: воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;


Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной ли­тературы,

5. Новая тема

Изучение нового материала, реализация целей и задач урока

Название Соната произошло от итальянского слова sonare, что означает “звучать”.

Соната - это крупное музыкальное произведение из 3 или 4 частей для одного или двух инструментов.

- Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста Людвига Ван Бетховена. Родился он в 1770 году в г. Бонн в семье музыкантов. Отец очень желал сделать из него настоящего Моцарта, поэтому все детство он проводил с ним, обучая игре на клавесине и скрипке. Свое первое публичное выступление в концертном зале он дал в возрасте 7 лет.

Он пытался показать в сонатах, как человек идет к своей победе, преодолевая трудности и лишения. Одна из самых ярких его сонат – “Патетическая”, так назвал ее сам композитор. Патетическая значит –взволнованная, тревожная.



Прослушайте вступление сонаты и определите и ее характер.

Прослушивание. Какой характер, давайте обратимся к словарю эмоций

А мы с вами уже были сегодня в роли исполнителей, а сейчас мы попробуем себя в роли музыкантов. Представьте перед собой воображаемое фортепиано и покажите игру на нем, зависимости от мелодии.

Прослушайте главную партию сонаты и охарактеризуйте ее.

И вот звучит Вторая музыкальная тема Патетической сонаты. Думаю, вы услышите ее особенность?

В чем особенность этой темы?

Повторное слушаеие

Молодцы.


Молодцы. Людвиг Ван Бетховен назвал эту сонату Патетической, что значит взволнованная, страстная.


Знаменитый музыкант мира Даниэль Баренбойм приглашает нас в Концертный зал Берлина прослушать фрагмент Патетической сонаты Л.В. Бетховена.


Видеофрагмент.

Заполните пропущенные слова Третьего номера программки.


Слушают




















Взволнованное, бурное, тревожное

Ответы







Ответы


Ответы



Здесь говорят два голоса, здесь звучит диалог.







Смотрят фрагмент




Заполняют













Коммуникативные УУД:

использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;


Познавательные УУД: обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

устанавливать аналогии;


6.Итог. Рефлексия

Самооценка результатов своей деятельности.

Итак, с каким композитором вы сегодня познакомились?

Какие произведения прослушали?





Наше путешествие подходит к концу. И мне вновь хочется задать вам вопрос: нравится ли вам классическая музыка?

Я вижу, что рук стало больше. А значит, наш сегодняшний урок прошел не зря.


Людвиг Ван Бетховен

Соната для виолончели и фортепиано Эдварда Грига, Патетическая Соната, Лунная соната в современной обработке и оригинальная

Коммуникативные УУД: использовать простые речевые средства;


Познавательные УУД: обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);