Авторы учебника О.Н.Федорова Г.В. Трафимов
Цель: -формирование познавательного интереса учащихся к новым способам действий через использования моделей в учебном сотрудничестве при изучении основных признаков животных разных групп
-работать над пониманиями учащихся новыми сведениями о жизни лягушек, жаб ,тритонов
-развитие способности сопоставлять и сравнивать основные признаки животных разных групп
-развитие умения работы с книгой и хрестоматией.
регулятивные: определить цель деятельности на уроке с помощью учителя, работать по предложенному плану;
коммуникативные: умение договариваться, работать в парах.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические рекомендации |
1.Орг. момент 1.1 Включение детей в деятельность Сегодня на уроке мы познакомимся с новой группой животных (слайд 2) Подрастала – хвост растила, Платье тёмное носила Подросла – зелёной стала, Хвост на вёсла поменяла. 1)Кто думает так же? 2)Кто думает по другому? 1.2 выделение содержательной области Узнаем каких животных относят в эту группу, по каким признакам происходит классификация, постараемся отвечать на вопросы полными ответами и помогать своим товарищам. 2 Проверка домашнего задания 2 ученика получают карточку-задание и работают самостоятельно 1 ученик выходит к доске и заполняет мини-таблицу Напиши признаки рыб: -дышат -едят ......... -имеют на теле все ученики отвечают на вопросы (только ДА-НЕТ) животные, как и растения, относятся к живой природе? так как лягушка плавает - она рыба? шмели и бабочки питаются цветочным нектаром? стрекоза-это травоядное насекомое, т. к. оно ест траву? у насекомых t тела такая же, как t воздуха?. .Проверка задания у доски (ученик рассказывает о рыбах) Учитель может задать дополнительный вопрос: - Зачем рыбам язык? – Зачем рыбам хвост? 3. Постановка учебной проблемы Определение затруднения ВОПРОС к классу: | 1)Отгадывают: :лягушка Звучат ответы детей Что важнее для животного ХВОСТ или ЯЗЫК? : Хвост для птицы - она летает; язык для лягушки - она им ест и т. д. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Умение структурировать знания; Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание |
- Мнения разделились. А хотите знать точный ответ? 3.2 Определение необходимости нового знания. Тогда тема урока………..(слайд 3) 3.3 (слайд 4) Что бы вы хотели узнать об этом земноводном? 3.4 (слайд 5) Цели урока:……… 4. «Открытие» учащимися нового знания. Каких животных называют земноводными? Почему их называют земноводными? | Эти животные родились в воде, а живут …………….. -К ним можно отнести: лягушку, жабу, тритона | Построение логической цепи рассуждений, Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
Проверим наше суждение словами из текста учебника с.15 (чтение по- цепочке) Почему лягушки, жабы и тритоны не могут всю жизнь провести на суше? (слайд 6) Как понимаете, температура их тела?(слайд 7)щелчок Какую пользу приносят земноводные? слайд 7)щелчок Чем они питаются? слайд 7)щелчок 4.1 Выдвижение гипотезы
| Для земноводных нужна и суша, и вода Обратимся к словарю….. . Сообщение ученика о способе питания лягушки. ВЫВОД: ЛЯГУШКИ-ХИЩНИКИ | Поиск и выделение необходимой информации; Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
Парная работа по тексту учебника: Рассмотрите иллюстрации в учебнике и, работая в парах с соседом по парте, дайте характеристику земноводного по плану: -сравни кожу (цвет, наличие шерсти) -опиши форму тела -укажи наличие хвоста -укажи наличие ног Кто хочет добавить? Кто такие головастики?(слайд 8) Как можно разделить земноводных на группы?(слайд 9) | Дети договариваются друг с другом, кто из них будет рассказывать о внешнем виде земноводного. Рассказы - описание детей о зеленой лягушке и о гребенчатом тритоне (добавления детей) | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; поиск и выделение необходимой информации; Определение основной и второстепенной информации; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Контроль процесса и результатов деятельности; |
Работа с учебником с.16 -17(чтение по цепочке) Что можем отнести к отличительным признакам земноводных? 4.2 Проверка гипотезы? (слайды 10-12) 4.3 Физкультминутка (слайд 13) 5. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе. 5.1 Самостоятельное решение типовых заданий. | -у тритона есть хвост, у жаб и лягушек хвоста нет; -у тритона короткие ноги, у лягушки между пальцами задних ног имеются перепонки и т.д. Вывод: ЕСТЬ ХВОСТ, ЕСТЬ ПЕРЕПОНКИ | Алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Выдвижение гипотез и их обоснование. |
Дополнительные сведения о земноводных вы можете получить, работая с хрестоматией. Что для этого мы должны сделать? Открываем на странице 77. Работа в группах: исследовательская работа (слайд 14) | Надо открыть оглавление, найти нужную тему и открыть на странице 77 Исследовать чем отличается лягушка от жабы. Найдите характерные признаки, которые объединяют всех земноводных? | Поиск и выделение необходимой информации Алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Контроль процесса и результатов деятельности; |
5.2 Самостоятельная проверка учащимися своей работы.(слайды 15-16) | | Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; |
Беседа о земноводных родного края. -Удавалось ли вам наблюдать, как они передвигаются по воде и по суше? -Какие звуки издают? -Где и в какое время года их можно наблюдать? | Ответы детей. | |
6. Повторение 6.1 Включение нового материала в систему знаний (работа в тетради с печатной основой с 10 №13,14) | Проверка: №13 -тритон, лягушка, жаба №14 (кожа голая, слизкая; две пары ног; дышит лёгкими и влажной кожей) | |
7. Итог урока (слайд 17) Я: вспомнил, узнал, научился, подтвердил своё предположение. 7.1 Рефлексия деятельности на уроке Возьмите смайлик, соответствующий вашему настроению. 7.2 Самооценка учащимися собственной деятельности. | Есть животное - червяга; тритон дышит хвостом; жабы не квакают и т. д. L ☺ | Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
8. Домашнее задание. (слайд 18) | | Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: |