УМК: «Школа России».Климанова Л. Ф.Горецкий В.Г. «Литературное чтение.3 класс».
Тема урока: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Тип урока: : урок-практикум Предметные результаты: знать сюжет сказки, называть героев, ориентироваться в тексте, читать выразительно, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки, быстро просматривать текст, делить текст на смысловые части.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Оргмомент. | Речевая разминка. Произнесите чистоговорки. -Собирала Маргарита Маргаритки на траве, Потеряла Маргарита маргаритки во дворе. -Жужжит над жимолостью жук, Зеленый на жуке кожух. - Сорока с вороной спорила: Тараторила, тараторила, ворону переспорила. | Дети выполняют предложенное задание. Соревнуются в быстром и четком произношении. | Личностные: - Освоение личностного смысла учения, желания учиться. - Уважать мнение одноклассников. |
2. Актуализа-ция знаний. | Беседа по вопросам: — С какой сказкой мы знакомились на прошлом уроке? — Какую мудрую мысль мы вынесли из сказки? — Какие особенности русских народных волшебных сказок вы знаете? — Если бы вам предложили поставить сказку на сцене как спектакль, то какую атмосферу вы создали бы в театре? | Высказывают свои мысли,наблюдения. Делятся своими впечатлениями. | Познавательные: -Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. -Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. |
3.Целеполагание. | -Ребята, предлагаю вам попробовать подготовить небольшой спектакль по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для детей детского сада. Как вы думаете, с чего нужно начать -Всё это верно, но главное — нужно научиться выразительно читать диалоги героев сказки. -Итак, как мы сформулируем учебную задачу к сегодняшнему уроку? (Записывается на доске.) -Верно, ребята, научиться читать выразительно по ролям — это главная задача, которую необходимо осуществить, чтобы потом поставить спектакль. В конце урока мы выберем лучших чтецов и попросим их поучаствовать в сказочном спектакле. | Дети высказывают свое мнение, предлагают варианты. Научиться правильно, выразительно читать текст. | Личностные: - Освоение личностного смысла учения, желания учиться. - Уважать мнение одноклассников. - Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. |
5.Физкультминутка. | Глянул птенчик из гнезда – Ух, какая высота! Пускай высота – Вылетай из гнезда На мир посмотри – Раз, два, три… | Дежурный показывает движения. | Физкультминутка направлена на снятие эмоционального и умственного напряжения посредством смены деятельности. |
6. Творческое применение и добывание знаний. | Подготовка к чтению по ролям. 1.Беседа об особенностях характеров героев. -Ребята, назовите героев сказки. Дайте характеристику каждому персонажу. Какая интонация поможет лучше передать характер, чувства и настроения героев в той или иной ситуации. 2.Беседа по иллюстрации - Ребята, только что вы дали описание Алёнушки, её характера. Подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы её себе представляете?
-А вот какой представил её себе художник Иван Яковлевич Билибин. (с. 23) Такой ли вы её себе представляли? 3.Просмотровое чтение с целью деления текста на смысловые эпизоды. - На сколько смысловых частей можно разделить текст?(3) -Сколько человек потребуется для чтения каждого эпизода?
первый эпизод — автор-рассказчик, Алёнушка, Иванушка; второй эпизод — автор-рассказчик, купец, ведьма, козлёночек; третий эпизод — автор-рассказчик, козлёночек, Алёнушка, ведьма. 4.Деление на малые группы и распределение ролей. Каждая группа получает оценочные листы. - Ребята, чтение каждой группы будет оцениваться другими группами по определённым критериям, заданным в оценочных листах. | Обучающиеся проявляют интерес и активность, отвечают на вопросы. Это русская красавица, стройная, в сарафане, у нее длинная коса. Рассматривают репродукцию картины на стр.23,делятся своими наблюдениями и впечатлениями. Делят текст на части. Выделяют эпизоды. Дети делятся на группы, распределяют между собой роли. | Коммуникативные: -Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. -.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. -Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное. - Сотрудничать в совместном решении проблемы. |
7.Примене-ние нового знания. | -А теперь прослушаем группы и оценим результаты работы. Если несколько групп выбрали первый эпизод, то прослушиваются все эти группы и сравниваются результаты. Аналогично проводится слушание следующих эпизодов. Выбор лучших чтецов. | Работа в группах. На подготовку отводится 15 минут. | Личностные: - Освоение личностного смысла учения, желания учиться. - Уважать мнение одноклассников. - Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. |
8. Рефлексия. | В момент выступления группы другие учащиеся отмечают с помощью символов в оценочных листах качество выполненной работы. Затем учащиеся в группах дают в устной форме обобщающую оценку выступления и переводят её в балльную систему по следующим критериям: • читали без ошибок / с ошибками; • читали внятно и разборчиво / невнятно, неразборчиво; • читали достаточно громко / недостаточно громко; • соблюдали темп чтения сказки / не соблюдали темп; • смогли передать характер и чувства героев в соответствии с ситуацией / не смогли. За каждый соблюдённый критерий группа получает 1 балл. | Обучающиеся активны в выражениях своих мнений. | Регулятивные: - Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственные знания и поведение. |
10.Оценки за урок. | -Какую учебную задачу ставили на уроке? -Достигнута ли она? -Каким бы группам вы посоветовали поставить спектакль на сцене для детей детского сада? -Люди каких профессий нужны для создания спектакля кроме артистов? -Понравился ли вам урок? - Кто доволен своей работой? (поднимите руки вверх) - Кому урок понравился - похлопайте. -Кому очень понравился - встаньте и похлопайте сильнее. Спасибо всем за настоящее представление! - Молодцы! (учитель выставляет оценки за работу на уроке) | Отвечают, что учебная задача достигнута. Для хорошего спектакля нужны музыканты, костюмеры, художники. | Познавательные: Делают выводы о совместной работе |
11.Домашнее задание: | Подготовить выразительное чтение сказки. Нарисовать иллюстрации. Выполнить задание 9 с.27 | Записывают задание в дневник. | Личностные: получили эмоциональное удовольствие от прочитанного |
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________