Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.
| Название этапа урока | Задачи, которые должны быть решены в рамках достижения планируемых результатов урока. | Формы, методы, методические приемы организации деятельности учащихся. | Действия учителя по организации деятельности учащихся. | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока. | Диагностика достижения планируемых результатов урока. |
1. | Организацион ный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. Активизация учащихся и включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы; психологический комфорт всех учащихся; организовать мобилизующее начало урока. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Включение в деловой ритм урока. Проверка готовности учащихся к уроку. Здравствуйте, ребята и гости нашего урока. Встаньте ровно и красиво, Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Записывают в тетради число, классная работа. Контролируют свои действия в ходе работы. | Положительное отношение к процессу познания. Контролируют свои действия. Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Отслеживание и коррекция эмоционального состояния учащихся. |
2. | Актуализация субъективного опыта и постановка проблемы. Цель: формирование целенаправленного характера учебной деятельности. | Обеспечить готовность детей к восприятию материала; концентрировать внимание учеников на изучаемом вопросе; возбуждать мыслительную активность учеников. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | Выявление уровня знаний. Создания проблемной ситуации. ( на доске записаны буквы) И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я -Не переставляя букв, отыщите слова , которые спрятались внутри букв, назовите их. -Что объединяет эти слова? -Что мы знаем об именах собственных ? Контроль выполнения работы. -Повернитесь друг к другу, проговорите правило, проверьте себя -Попробуйте сформулировать тему урока, - сформулируйте цели урока, чем мы будем сегодня заниматься? -Сегодня мы будем говорить не обо всех именах собственных, а лишь тех, которые мы получаем при рождении: о фамилии, имени и отчестве. | Участвуют в беседе.  Делают вывод: все имена собственные. Пишутся с большой буквы. Взаимопроверка. Проговаривание правила. Дети формулируют тему урока и предлагают варианты целеполагания урока. | Определяют и формулируют цель учебной деятельности. Разрабатывают план учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу деятельности. | Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. |
3. | Минута чистописания. Цель: отработка каллиграфического написания изученных букв. | Вспомнить каллиграфическое написание заглавной и строчной буквы А а. | Коллективная, индивидуальная, фронтальная. | Организация учащихся к этапу чистописания. Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля На какие группы можно разделить слова? - Определите букву для минуты чистописания. Она находится в словах, которые имеют 2 слога, но переносить их нельзя, какие это слова?) -Пропишите строчку заглавная и строчная буквы А а в соединении.  Подчеркните самую удавшуюся и неполучившуюся на ваш взгляд букву (рефлексия) Осуществление выборочного контроля. | Делают вывод одушевленные, неодушевленные. Объясняют свой выбор. Это слова Иван и Аля, а общая буква А. Умеют делить слова на слоги, прогнозируют правильный вариант ответа, доказывают. Работают в тетради. Проверяют написанное в рабочей тетради, подчеркивают выбранные буквы.  | Каждый ребенок умеет писать буквы нужной высоты в широкой строчке, вспомнил правила каллиграфического написания букв, их соединения с последующей и предыдущей буквой, оценил себя. | Осуществление взаимоконтроля, формирование умения обнаруживать отклонения от эталона. |
4 | Изучение новых знаний и способов деятельности. Включение в систему знаний и повторение. Цель: актуализация знаний учащихся , необходимых для изучения темы урока. | Обеспечить правильное восприятие материала; дать учащимся конкретные представления об основной теме изучаемого материала. | Коллективная Словесный, наглядный. Чтение, беседа | Организация учащихся по по исследованию проблемной ситуации. Всегда ли у людей были фамилии? Нет. Ещё лет 150-200 назад у людей фамилий не было. Были прозвища. Даже у царей не было фамилий. Лишь в 16-18 веках вводится трехчинная система наименований (имя, фамилия, отчество).Фамилии давались от прозвищ, от названий профессий, от места жительства…. | Выступление раннее подготовленного ребёнка. Во фронтальном режиме слушают выступающего. Кем был твой прадед на Руси, свою фамилию спроси. Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он родом был из кузнецов, отец отца отцова. У Гончарова прадед знал гончарный круг и глину. У Дегтярева деготь гнал, в дегтярне горбил спину Быть может юный Столяров и с долотом не сладит. А прадед был из мастеров, он столяром был прадед. С пилою Пильщиков дружил, Мял Кожемякин кожу, В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже… ….Звучат, как музыка, как стих фамилии простые. Вглядись – и ты увидишь в них историю России. | Каждый ребенок включается в работу, внимательно слушает выступление учителя и одноклассников Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Отслеживание качества монологической речи. |
5 | Первичная проверка понимания изученного. Работа у доски. Цель: закрепить полученные знания. | Формировать нравственное отношение учащихся к самому себе, коллективу, обществу. | Фронтальная, индивидуальная,чтение, письмо. | Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение. Образуйте фамилии человека. 1.От прозвищ. -Если у человека белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получилась? (Беляков) -Если у человека была борода, получится? (Бородин) -Если человек был маленького роста? (Малышкин) 2.От профессий. (Кондукторов, Печкин, Столяров) 3.От места жительства. (Заречный, Прибрежный, Москвин,) 4.От названий животных, растений. (Синицын, Клюев, Львов, Коровин) | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Применяют знания на практике. Работают у доски и в тетрадях.  | Определяют дальнейшие действия по решению учебной задачи | Осуществление контроля, обогащение словарного запаса ученика, систематизация полученных знаний. |
6 | Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: создание условий для осознания блока новой учебной информации. | Учить осваивать методы исследования изучаемого материала; систематизировать знания и умения учащихся и применять их на практике; овладеть методикой воспроизведения полученных знаний. | Фронтальная, словесный. | Активизация знаний учащихся. Если фамилию мы получаем в наследство от родителей, то имя при рождении дается мамой и папой. Имя имеет полною и сокращенную форму, кроме этого имеется и ласковая форма, которой вас называют ваши родные ….Леночка, Игорёк ,Дашенька… Ласковая форма выражает доброжелательное отношение к именуемому. Однако, нередко мы слышим в нашей речи и пренебрежительное отношение к человеку…..Ленка, Дашка, Серёга… | Слушают учителя, могут задавать интересующие вопросы. Выражают в речи свои мысли . Умеют выделять существенную нформацию. | Узнали новое, проанализировали, запомнили. | Осуществление анализа полученного материала. |
7 | Применение изученного материала. Работа в парах. Цель: построение простейших правил работы в парах в учебной деятельности. | Учить сотрудничеству, умению договариваться, работать сообща. | Парная. Словесный. Чтение, беседа | Организация деятельности по применению новых знаний. На парте карточки, во второй столбик запишите это же имя ,но полное или наоборот неполное. В чистых строках запишите своё имя, полное и неполное. Организует высказывания учащихся, подводит к выводу.(не все имена имеют полную форму) Какое имя осталось без пары? (Нина) Какие ещё имена имеют только полную форму?(Зоя, Игорь, Вадим, Денис,). | Работают в паре на карточках. Осуществляют самоконтроль выполнения задания в паре. 1.Саша | 1. | 2.Светлана | 2. | 3.Юрий | 3. | 4.Алексей | 4. | 5.Лена | 5. | 6.Коля | 6. | 7.Вова | 7. | 8.Петр | 8. | 9.Нина | 9. | 10.Екатерина | 10. | 11 | 11 | 12 | 12 | Отвечают на вопросы, дополняют таблицу. | Применяют правила парной работы при заполнении таблицы. Дополняют таблицу своими вариантами, делают вывод. Планируют последовательность выполнения действий. Строят устные высказывания. | Отслеживание и коррекция взаимоотношений в паре. Умение строить сообщения в устной форме, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. |
8 | Открытие новых знаний и их применение. Цель: формирова ние умений осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное. | Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы; работать над развитием творческих способностей и исследовательских умений; создать условия для воспитания в ребенке уверенности в себе, пробудить в нем фантазию, укрепить творческую свободу. | Фронтальная, Словесный, беседа, практический, чтение. | Активизация знаний учащихся. Задумывались ли вы откуда пришли к нам имена, они заимствованы нами из других языков. Я приготовила вам подарок, у вас на столе лежат конверты, в котором записано ваше имя и откуда оно к нам пришло. В конвертах каждому распечатано история возникновения его имени, откуда пришло, что обозначает в переводе на русский язык. |  Дети получают конверт с историей возникновения его имени. Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. | Определяют границу между знанием и незнанием. Анализируют услышанное, выделяют главное, делают вывод. | Умение фиксировать новую информацию. |
9 | Физ.минутка Цель: снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального разряда. | Сохранить и укрепить здоровье школьников. | Коллективная, практический | Организация снятия усталости и напряжения. Наши пальчики проснулись «С добрым утром, потянулись». Стали дружно умываться, полотенцем вытираться Каждый пальчик вытираем, не один не забываем. Дружно делает зарядку, пришли в школу за тетрадку. | Выполняют физ.минутку.  | Выполняют упражнения для снятия напряжения рук. | Умение правильно выполнять движения по аналогии. |
10 | Открытие новых знаний и их закрепление. Цель: формирование умений осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное. | Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы; работать над развитием творческих литературных способностей и исследовательских умений; создать условия для воспитания в ребенке уверенности в себе, пробудить в нем фантазию, укрепить творческую свободу. | Фронтальная, Словесный, беседа, письмо. | Установление осознанности восприятия и закрепление знаний. Слово «Отчество» означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т.е. к имени ребёнка добавляется его имя, указывающее , чьими сыновьями или дочерями они являются. Отчество всегда дается по полному имени. -Кто слышал о богатыре Илье Муромце? -А вот Муромец-это фамилия или отчество? -Ответить на этот вопрос помогут нам былинные строки. В чистом поле пыль поднимается. Илья Муромец, сын Иванович Ко гнезду Соловьиному приближается. -Запишите, как звать героя по имени и отчеству, и его фамилии. Илья Иванович Муромец. -Запишите своё имя, отчество и фамилию. -Проговорите его полностью своему соседу и еще раз проговорите правило. Организация взаимопроверки. | Слушают объяснение учителя. По ходу могут задавать вопросы. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Формулируют собственное мнение и позицию. Дети записывают в тетрадь. Илья Иванович Муромец. Вспоминают и проговаривают правило. | Каждый ребенок узнал, на что указывает отчество человека, вспомнил былинного героя, узнал его фамилию, имя и отчество, умеет работать в паре, вспоминает изученное правило. Сотрудничают в поиске и выборе информации. | Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий. |
11 | Проверка уровня усвоения знаний. Контроль и самоконтроль. Цель: установле ние уровня усвоения новых понятий и выявление причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. | Создать условия для развития аналитичности и критичности мышления учащихся; сформировать у детей навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений; воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам. | Фронтальный, практический, словесный, чтение, беседа, письмо. | Организация деятельности учащихся по проверке усвоения полученных знаний. Перед вами имена людей, распределите их в 2 столбика, в 1 столбик имена девочек, во 2 имена мальчиков. Ирина Роман Мария Егор Елена Борис Нонна Яков Алиса Тимур -Прочитайте по первым буквам столбиков, что мы с вами записали? Организация выполнения индивидуального задания. -Перед вами текст, вставь имена собственные, дополни каждое предложение. Мою милую маму зовут………. Мою дорогую бабушку зовут…… Моего папу на работе называют…… Моего дедушку уважают и зовут……… Организация взаимопроверки. -Поменяйтесь с соседом, проверьте написанное друг у друга. | Работают в тетрадях  Анализируют, сравнивают, классифицируют. Имена ребят. Работают устно со слайдом. Работают в тетради. Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания. Работают в паре. Рефлексия друг друга. | Определяют цель учебной деятельности. Разрабатывают план учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу деятельности. | Умение фиксировать новую информацию. |
12 | Закрепление нового материала. Индивидуальная работа с карточками. Цель: установление степени усвоения новых понятий, закономерностей. Устранение обнаруженных проблем. | | | Организация деятельности по закреплению знаний. Исправь ошибки, допущенные в предложениях. Иван блинов съел много блинов | | Не бойся морозов серёжа морозов | | Вася рыбаков был у рыбаков. | | Три ящика абрикосов набрал Саша абрикосов. | | Наша поля вернулась с поля. | | -Объясни полученный результат. | Заполняют таблицу, исправляют ошибки, объясняют свой выбор. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Строят речевые высказывания. | Каждый знает правило написания имен собственных, умеет отличать слова собственные от слов нарицательных в предложении, умеет исправлять ошибки в тексте, доказывает своё суждение. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах, связях. |
13 | Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности. Цель: формирование ценностного отношения к совместной деятельности, осмысление результатов собственной деятельности. | Целостное обобщение полученной информации; присвоение новых знаний, новой информации учеником; формирование у учащегося собственного отношения к изучаемому материалу. | Коллективная, фронтальный, словесный, беседа. | Организация рефлексии. Учитель. Наш урок подошел к концу. Что нового узнали? Расскажите по схеме: (С обратной стороны помещена схема.) Сегодня на уроке  Узнал…. Научился…. Могу похвалить себя и одноклассников…… | (Выступление детей, заранее подготовленных). Имена, фамилии, клички, города. Все с заглавной буквы пишутся всегда. Начинает буква важные слова: Иванова Аня, Шуя и Москва. Почему же мы с тобой. Пишем с буквы прописной: Женя, Маша, Галя, Тема, Вася, Паша, Настя, Рома , Иванов, Петров, Дроздов, Петербург, Москва, Ростов, Зоя, Аня, Нина, Коля, Саша, Витя, Костя, Толя, Даша, Гена и Алина, Вика, Юля и Ирина. Большой буквой выделяйте. Умеют оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной оценки. Строят логические рассуждения по образцу в определенной последовательности. | Делают выводы о результатах своей работы в соответствии с поставленной целью и задачами. Слушают друг друга, высказывают свою точку зрения. | Оценка правильного выполнения действий, развитие способности к самооценке. |
14 | Задание на дом. Цель: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке. | Разъяснить учащимся методику выполнения домашнего задания; обобщить и систематизировать знания; способствовать применению знаний, умений, навыков в разных условиях. | Фронтальная , объяснение учителя, письмо. | Акцентирование внимания на конечный результат учебной деятельности. Организация деятельности для самостоятельной работы дома. На конвертах, которые вы получили в подарок с вашими именами, записан мой домашний адрес. Название города, улицы - это тоже имена собственные. Вы должны будете написать свой обратный адрес и отправить мне письмо, в котором вы мне напишите о своей семье, употребляя как можно больше имен собственных. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.  | Слушают задание Проявляют аккуратность при записи задания в дневниках. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
| | | | | | | |