СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Мягкий знак в конце слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку "Мягкий знак в конце слова"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Мягкий знак в конце слова"»

Технологическая карта урока по русскому языку

Учитель: Бутылина Нина Александровна МБОУ «СОШ № 5» г. Курчатова


Тема

Мягкий знак в конце слова.

Педагогические цели

Обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова.

Развивать беглость мышления, гибкость ума, любознательность, аналитико-синтетические способности, связную аргументированную речь.

Создать на уроке атмосферу взаимопонимания, уважения, успеха, радости общения.

Тип урока

Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.

Планируемые результаты
(предметные)

Научатся приемам поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова и применению на практике


Личностные результаты

Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Выражают положительное отношение к процессу познания

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию из учебного текста; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения; соотносят с известными понятиями.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный

момент


Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

-Долгожданный дан звонок, начинается урок.







Подготовка класса к работе.






Личностные:самоопределение;

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности



Наша научная экспедиция по стране знаков продолжается (показ карты знаков).

Найдите лишнюю букву в данном ряду.

- Мягкий знак.

- Почему?


- Минутка чистописания.

- Определите порядок написания элементов шрифта и букв в данной цепочке

Съъъ Сьь Сь

- Напишите цепочку в указанном порядке до конца строки.





Диалог с учителем



Работа в тетрадях







Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


Познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи.

- Помогите сформулировать задачу сегодняшнего урока.

-Узнать, что обозначает ь знак - главная задача нашей сегодняшней научной экспедиции. Нам предстоит выполнить много заданий на станции мягкий знак, чтобы собрать новые сведения об этой удивительной букве, узнать, научиться красиво и правильно писать новые слова с ней.

Мы узнаем, также, какое общее свойство есть у букв данного ряда.


Формулируют высказывания








Регулятивные: целеполагание;


Коммуникативные: постановка вопросов;


Познавательные: формулирование познавательной цели.





4.Выявление места и причины затруднения.





















Построение проекта выхода из затруднения.

шест шесть

- Что обозначает слово шест?

- Что обозначает слово шесть?

- Назовите и сосчитайте звуки и буквы в слове шест (4/4).

- Назовите и сосчитайте звуки и буквы в слове шесть (4/5).

- Что вы можете сказать о числе звуков и букв в этих словах?

- Почему в словах шесть букв больше, чем в слове шест? (Дети высказывают свою точку зрения.)

- Охарактеризуйте последний звук в слове шест.

- Как на письме обозначен твердый согласный [т] - буквой т.

- Охарактеризуйте последний звук в слове шесть.

- Мягкий согласный [т'].

- Как обозначен мягкий согласный [т'] на конце слова? (буквой ь)

- Почему же букв в слове шесть больше, чем в слове шест?

- А теперь прочитаем, что сообщается о ь в учебнике.

- Откройте стр. 54.

- Прочитаем научные сведения о букве ь.

- А теперь прочитаем только ту часть, в которой объясняется, что показывает ь.

- Прочитайте, когда пишется ь

Отвечают на вопросы


Рассуждают вместе с учителем в процессе практической работы.








Делают выводы

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

общеучебные :умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Первичное закрепление


- Я думаю, теперь вы готовы выполнить новые задания:

Луг брат сеть

3/3 4/4 ?

- Вместо вопросительного знака нужно поставить подходящие цифры. Ответ доказать.

- Почему букв больше, чем звуков? (Потому что мягкий звук [т'] на письме обозначается двумя буквами -тэ и «ь»),

Выполняют задания


Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий

Физкультминутка.


Встаньте, пожалуйста! Сейчас зазвучит музыка, мы будем не только маршировать, как на параде, но и постараемся запомнить, как пишутся эти слова.

Звучит музыка. (Марш. Песня о Москве. Сл. и музыка О.Газманова).


Дети маршируют и одновременно фотографируют глазками данные слова.

Личностные: Осуществляют профилактику утомления


6. Усвоение

новых знаний

и способов

действий.











1) Игра «Называй-вызывай».

- А теперь пришло время нашей любимой игры «Называй-вызывай».

- Я надеюсь, вы сумеете назвать много новых слов, в которых один звук обозначается двумя буквами. Самые интересные из них мы запишем.

Пять, Тверь, Моль (повторение орфографических правил)

2) - Молодцы! Моя радость не знает границ. И я с удовольствием предлагаю вам новое задание, которое вы найдете на стр.55 в упр.114.

- Прочитайте, что предстоит сделать увлеченным следопытам.

- Это задание вы выполните самостоятельно (По степени трудности)

Команды А - 1,3

Б - 2,4

В - 5,6.

Проверка:

- Назовите слова, в которых вы написали ь знак. (Выставляю карточки).

Лось, декабрь, искать, сталь, январь, февраль.

Почему в этих словах вы употребили ь знак?

Назовите по порядку все согласные, мягкость которых на письме обозначе¬на ь.

- А где находится в этих словах ь?

- А как вы думаете, есть ли в русском языке слова, в которых ь стоит в середине? (ответы детей).

- Таких слов в русском языке очень много. С некоторыми из них мы познакомимся завтра.

- И еще один весьма интересный вопрос возник у меня, когда я готовилась к экспедиции.

- Есть ли в русском языке слова, в которых ь стоит в середине слова и в конце одновременно? Этот вопрос я хочу задать и вам.

- Пока я нашла только два слова

сельдь, пельмень

- А теперь вернемся к словам, записанным на карточках.

(из упр.114).

-Назовите лишнее слово. Почему?

3) - Я довольна вашими ответами. Я люблю наблюдать, как ваши лица озаряет радость маленьких открытий. Я радуюсь и стараюсь придумать для вас новые интересные задания.

- А теперь предлагаю рассказать что вы любите делать. Для этого вам необходимо дополнить одно из этих предложений по выбору нужными словами и записать его в тетрадь.

Я люблю — в —.

Я люблю

Я люблю — с —.

Я люблю — на —.

Проверка.

В каких словах вам пришлось написать ь ?

4) - Позвольте мне сказать предложение вот к этой схеме.

Я люблю загадывать загадки.

В каком слове необходим ь?

А теперь в награду вам интересные загадки.

а) Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает.

б) Белый камень в воде тает.

А сейчас я еще раз прочитаю эти загадки, а вы постарайтесь запомнить все слова, в которых надо писать ь. Эти слова мы пригласим на парад. (Читаю все загадки. Дети называют слова, выходят к доске, я выдаю таблички.)

камень фонарь таять.

Читает один ученик эти слова по слогам так, как они написаны, затем читаем вместе.

Принимают условия игры








Самостоятельная работа







Формулируют ответы








Участвуют в беседе

















Прослушивание предложений к каждой схеме








Отгадывают





Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


Личностные: самоопределение















Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7. Закрепление

новых знаний

и способов

действий.



Письмо по памяти. (Класс).

Свиристел_ Сирен_

рыс_ топол_

поползен_ ясен_

снегир_ ел_

- Где нужно, вместо точек поставь ь, подчеркни лишнее слово.

Проверка письма по памяти.


7). - А теперь я отправляю вас навстречу с трудностями. Связь со мной будете держать по сигнальному видеотелефону. (Дети готовят индивидуальные видеотелефоны. На доске видеотелефон учителя).

На экране записаны нижние слова с ь, а верхние без ь.

а). Чтение по очереди.

б). Чтение коллективно вразброс по указке учителя.

Приготовьтесь записать эти слова в тетрадь в порядке указанных мною значений. Где необходимо пишите ь.


1. хрусталь

2. ливень

З. зритель

4. метель

5. лекарь

1. хрусталь - стекло высокого сорта с красивым блеском, звоном.

2. Ливень - сильный дождь.

З. Зритель - тот, кто смотрит представление, фильм, спортивные состязания.

4.Метель- сильный ветер со снегом.

5.Лекарь-тот, кто лечит.

Проверка.

- Скажите кратко в каких словах написали ь знак? Почему?

- Проверьте порядок слов. Я буду открывать слова, а вы просигнализируете желтым экраном, если у вас также и красным - если по-другому. Итак...

8). - И еще одно интересное задание. Смотрите на экран, слушайте и выполняйте. Из указанных мною слов выписать заданный мною звук.

- Из 4 слова выписать 1 звук.

- Из 5 слова - 2 звук.

- Из 1 слова - последний.

[м'э л']

Назовите слово, которое получилось.

мель

- Что обозначает это слово?

- А теперь запишите это слово буквами.

- Как обозначили мягкость согласного [м]? (Буквой е).

- Как обозначили мягкость согласного [л]? (Буквой ь).

- Какими еще буквами наряду с ь, е обозначают мягкость согласных, если стоят после них?

- Подумайте, в какое из этих 2 предложений можно дописать слово мель?

Корабль сел на ... .

У доски лежит....

Прочитайте, что получилось. Назовите главные члены предложения.

Как изменить это слово, чтобы его можно было написать во 2 предложение?

9). Работа у доски.

Я приглашаю к доске ....

Мы начинаем игру «Много-один.»

Я буду показывать вам рисунки, на которых изображено много предметов, а вы будете записывать слово, которое обозначает один предмет:

в 1 столбик-слова с ь, во 2 столбик- слова без ь.

Окунь Слон

карась белка

гусь волк

- Что вы можете сказать о работе ...? (Ответы детей).



Дети, маршировавшие у доски, выполняют задание на доске

по карточкам с самопроверкой.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.












Сигнализируют




Дети произносят записанные звуки. Если правильно, хлопают в ладоши, затем записывают на доске.




Формулируют ответы






Принимают условия игры


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


Познавательные: рефлексия;


Личностные: смыслообразование













Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурироватьзнания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

8.Рефлексия деятельности ( итог урока)

-Какое открытие мы сегодня с вами сделали?

- О чем же вы дома расскажете родителям, возвратясь из научной экспедиции?

Ответы детей.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

9. Домашнее задание

- «Исполнение желаний»

1. Придумать односложные слова с ь на конце. (А)

2. Двусложные слова с ь на конце (Б).

3. Трехсложные слова с ь на конце. (В)

- Кто желает, может выполнить все три задания.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное

задание в соответствии с уровнем своего развития