Тема | Мягкий знак в конце слова. |
Педагогические цели | Обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова. Развивать беглость мышления, гибкость ума, любознательность, аналитико-синтетические способности, связную аргументированную речь. Создать на уроке атмосферу взаимопонимания, уважения, успеха, радости общения. |
Тип урока | Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности. |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся приемам поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова и применению на практике |
Личностные результаты | Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Выражают положительное отношение к процессу познания |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию из учебного текста; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения; соотносят с известными понятиями. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания |
Сценарий урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. -Долгожданный дан звонок, начинается урок. | Подготовка класса к работе. | Личностные:самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности | Наша научная экспедиция по стране знаков продолжается (показ карты знаков). Найдите лишнюю букву в данном ряду. - Мягкий знак. - Почему? - Минутка чистописания. - Определите порядок написания элементов шрифта и букв в данной цепочке Съъъ Сьь Сь - Напишите цепочку в указанном порядке до конца строки. | Диалог с учителем Работа в тетрадях | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи. | - Помогите сформулировать задачу сегодняшнего урока. -Узнать, что обозначает ь знак - главная задача нашей сегодняшней научной экспедиции. Нам предстоит выполнить много заданий на станции мягкий знак, чтобы собрать новые сведения об этой удивительной букве, узнать, научиться красиво и правильно писать новые слова с ней. Мы узнаем, также, какое общее свойство есть у букв данного ряда. | Формулируют высказывания | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: формулирование познавательной цели. |
4.Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения. | шест шесть - Что обозначает слово шест? - Что обозначает слово шесть? - Назовите и сосчитайте звуки и буквы в слове шест (4/4). - Назовите и сосчитайте звуки и буквы в слове шесть (4/5). - Что вы можете сказать о числе звуков и букв в этих словах? - Почему в словах шесть букв больше, чем в слове шест? (Дети высказывают свою точку зрения.) - Охарактеризуйте последний звук в слове шест. - Как на письме обозначен твердый согласный [т] - буквой т. - Охарактеризуйте последний звук в слове шесть. - Мягкий согласный [т']. - Как обозначен мягкий согласный [т'] на конце слова? (буквой ь) - Почему же букв в слове шесть больше, чем в слове шест? - А теперь прочитаем, что сообщается о ь в учебнике. - Откройте стр. 54. - Прочитаем научные сведения о букве ь. - А теперь прочитаем только ту часть, в которой объясняется, что показывает ь. - Прочитайте, когда пишется ь | Отвечают на вопросы Рассуждают вместе с учителем в процессе практической работы. Делают выводы | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; общеучебные :умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Первичное закрепление | - Я думаю, теперь вы готовы выполнить новые задания: Луг брат сеть 3/3 4/4 ? - Вместо вопросительного знака нужно поставить подходящие цифры. Ответ доказать. - Почему букв больше, чем звуков? (Потому что мягкий звук [т'] на письме обозначается двумя буквами -тэ и «ь»), | Выполняют задания | Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий |
Физкультминутка. | Встаньте, пожалуйста! Сейчас зазвучит музыка, мы будем не только маршировать, как на параде, но и постараемся запомнить, как пишутся эти слова. Звучит музыка. (Марш. Песня о Москве. Сл. и музыка О.Газманова). | Дети маршируют и одновременно фотографируют глазками данные слова. | Личностные: Осуществляют профилактику утомления |
6. Усвоение новых знаний и способов действий. | 1) Игра «Называй-вызывай». - А теперь пришло время нашей любимой игры «Называй-вызывай». - Я надеюсь, вы сумеете назвать много новых слов, в которых один звук обозначается двумя буквами. Самые интересные из них мы запишем. Пять, Тверь, Моль (повторение орфографических правил) 2) - Молодцы! Моя радость не знает границ. И я с удовольствием предлагаю вам новое задание, которое вы найдете на стр.55 в упр.114. - Прочитайте, что предстоит сделать увлеченным следопытам. - Это задание вы выполните самостоятельно (По степени трудности) Команды А - 1,3 Б - 2,4 В - 5,6. Проверка: - Назовите слова, в которых вы написали ь знак. (Выставляю карточки). Лось, декабрь, искать, сталь, январь, февраль. Почему в этих словах вы употребили ь знак? Назовите по порядку все согласные, мягкость которых на письме обозначе¬на ь. - А где находится в этих словах ь? - А как вы думаете, есть ли в русском языке слова, в которых ь стоит в середине? (ответы детей). - Таких слов в русском языке очень много. С некоторыми из них мы познакомимся завтра. - И еще один весьма интересный вопрос возник у меня, когда я готовилась к экспедиции. - Есть ли в русском языке слова, в которых ь стоит в середине слова и в конце одновременно? Этот вопрос я хочу задать и вам. - Пока я нашла только два слова сельдь, пельмень - А теперь вернемся к словам, записанным на карточках. (из упр.114). -Назовите лишнее слово. Почему? 3) - Я довольна вашими ответами. Я люблю наблюдать, как ваши лица озаряет радость маленьких открытий. Я радуюсь и стараюсь придумать для вас новые интересные задания. - А теперь предлагаю рассказать что вы любите делать. Для этого вам необходимо дополнить одно из этих предложений по выбору нужными словами и записать его в тетрадь. Я люблю — в —. Я люблю Я люблю — с —. Я люблю — на —. Проверка. В каких словах вам пришлось написать ь ? 4) - Позвольте мне сказать предложение вот к этой схеме. Я люблю загадывать загадки. В каком слове необходим ь? А теперь в награду вам интересные загадки. а) Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает. б) Белый камень в воде тает. А сейчас я еще раз прочитаю эти загадки, а вы постарайтесь запомнить все слова, в которых надо писать ь. Эти слова мы пригласим на парад. (Читаю все загадки. Дети называют слова, выходят к доске, я выдаю таблички.) камень фонарь таять. Читает один ученик эти слова по слогам так, как они написаны, затем читаем вместе. | Принимают условия игры Самостоятельная работа Формулируют ответы Участвуют в беседе Прослушивание предложений к каждой схеме Отгадывают | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
7. Закрепление новых знаний и способов действий. | Письмо по памяти. (Класс). Свиристел_ Сирен_ рыс_ топол_ поползен_ ясен_ снегир_ ел_ - Где нужно, вместо точек поставь ь, подчеркни лишнее слово. Проверка письма по памяти. 7). - А теперь я отправляю вас навстречу с трудностями. Связь со мной будете держать по сигнальному видеотелефону. (Дети готовят индивидуальные видеотелефоны. На доске видеотелефон учителя). На экране записаны нижние слова с ь, а верхние без ь. а). Чтение по очереди. б). Чтение коллективно вразброс по указке учителя. Приготовьтесь записать эти слова в тетрадь в порядке указанных мною значений. Где необходимо пишите ь. 1. хрусталь 2. ливень З. зритель 4. метель 5. лекарь 1. хрусталь - стекло высокого сорта с красивым блеском, звоном. 2. Ливень - сильный дождь. З. Зритель - тот, кто смотрит представление, фильм, спортивные состязания. 4.Метель- сильный ветер со снегом. 5.Лекарь-тот, кто лечит. Проверка. - Скажите кратко в каких словах написали ь знак? Почему? - Проверьте порядок слов. Я буду открывать слова, а вы просигнализируете желтым экраном, если у вас также и красным - если по-другому. Итак... 8). - И еще одно интересное задание. Смотрите на экран, слушайте и выполняйте. Из указанных мною слов выписать заданный мною звук. - Из 4 слова выписать 1 звук. - Из 5 слова - 2 звук. - Из 1 слова - последний. [м'э л'] Назовите слово, которое получилось. мель - Что обозначает это слово? - А теперь запишите это слово буквами. - Как обозначили мягкость согласного [м]? (Буквой е). - Как обозначили мягкость согласного [л]? (Буквой ь). - Какими еще буквами наряду с ь, е обозначают мягкость согласных, если стоят после них? - Подумайте, в какое из этих 2 предложений можно дописать слово мель? Корабль сел на ... . У доски лежит.... Прочитайте, что получилось. Назовите главные члены предложения. Как изменить это слово, чтобы его можно было написать во 2 предложение? 9). Работа у доски. Я приглашаю к доске .... Мы начинаем игру «Много-один.» Я буду показывать вам рисунки, на которых изображено много предметов, а вы будете записывать слово, которое обозначает один предмет: в 1 столбик-слова с ь, во 2 столбик- слова без ь. Окунь Слон карась белка гусь волк - Что вы можете сказать о работе ...? (Ответы детей). | Дети, маршировавшие у доски, выполняют задание на доске по карточкам с самопроверкой. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Сигнализируют Дети произносят записанные звуки. Если правильно, хлопают в ладоши, затем записывают на доске. Формулируют ответы Принимают условия игры | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурироватьзнания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
8.Рефлексия деятельности ( итог урока) | -Какое открытие мы сегодня с вами сделали? - О чем же вы дома расскажете родителям, возвратясь из научной экспедиции? | Ответы детей. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
9. Домашнее задание | - «Исполнение желаний» 1. Придумать односложные слова с ь на конце. (А) 2. Двусложные слова с ь на конце (Б). 3. Трехсложные слова с ь на конце. (В) - Кто желает, может выполнить все три задания. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |