СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Тема "Н/НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку»

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС.

Предмет: русский язык.

Класс: 6.

УМК «Русский язык. 6 класс под ред. М. М. Разумовской, П.А.Леканта».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема урока

Н - НН в причастиях и отглагольных прилагательных.


Цель

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи:

Задачи

1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте. 2.Осознать ценность совместной деятельности. 3.Развивать монологическую и диалогическую речь. 4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 5.Контролировать чистоту родного языка, стимулировать творческую деятельность в его изучении.

Формируемые УУД

Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Причастие, отглагольное прилагательное, морфемы

Ресурсы

Компьютер, мультимедийный проектор, ЦОРы, учебник, таблица.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.



Этап

Организация этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Мотивация. Самоопределение учебной деятельности


.Цель - создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Приветствие. Проверка подготовленности, организация внимания.

Приветствие учителя, сообщение о готовности класса к уроку, оформление тетради (запись числа, темы)

Эмоциональный деловой настрой на предстоящую деятельность;

У учащихся возникает мотивация на приобретение новых знаний о причастии.

Проверка выполнения домашнего задания.


Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы.

Коллективная работа в виде вопросно-ответной формы общения.

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Упр.444

1.Фронтальный опрос.

2. У доски проверка морфологического разбора причастия ВЫНЫРНУВШЕЙ (выдры) из домашнего задания:

3. Повторение правил о правописании Н/НН в прилагательных полных и кратких, причастиях полных и кратких.

4. Буквенный диктант.

1. пустынный, скошенный

2. старинный, зелёный

3. пчелиный, целинный

4. юный, буквенный

5. лимонный, связана

6.связанный, искусственный

7. прочитана, выбранный

8. длинна, решена

9. серебряный, туманна

1.Работают с орфограммами и пунктограммамиупражнения

2. У доски морфологический разбор причастия.

Проверка морфологического разбора при помощи ученика-консультанта.

3. Выполнение буквенного диктанта и взаимопроверка.











Ощущение ответственности при взаимопроверке.

Планирование учебного сотрудничества.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
















Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, задаёт проблемный вопрос


















Постановка проблемы.

На слайде словосочетание

РВАНЫЕ ОБЛАКА

-Ребята, скажите , пожалуйста, слово «рваный» какой частью речи является?

-- Если оно является причастием, то почему нет суффикса НН?

- Молодцы, действительно слово «рваный » не причастие, а отглагольное прилагательное.

- сформулируйте цель нашего урока.













Ответы учащихся на проблемный вопрос

-причастием, т.к. образовано от глагола рвать, имеет окончание –ый.)

-слово «рваный » не причастие, а прилагательное, т.к. у причастий суффиксы НН)

Определяют , что необходимо узнать, чтобы правильно выполнять задание.

-научиться различать отглагольные прилагательные и причастия.

Поставленная и принятая детьми учебная задача.

Мотивация на её решение. Мотив достижения успеха.

Умение правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и воспринимать информацию от партнёров. Формирование потребностей в самовыражении.

Постановка учебной задачи, проблемы.



Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)




Реализация построенного проекта


Учащиеся делятся на группы.










Создается экспертная группа, которая определяет критерии оценивания работы, составляет оценочный лист.






Используя материал параграфа 38, составьте схему-конспект «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» ( работа в группе №1) и памятку «Как отличить причастие от отглагольного прилагательного»

(группа № 2)


Учитель напоминает правила работы в группе:

1.Спокойно объединяемся в группы.

2.В группе говорим тихо и спокойно, соблюдая очередность.

3.Каждый член группы имеет право делиться своими идеями и мыслями; обращаться за разъяснениями; выражать поддержку и одобрение; задавать вопросы.

Критические замечания не принимаются.


Учащиеся объединяются в группы для решения учебной задачи.



Работа по составлению схемы

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных», памятки «Как отличить причастие от отглагольного прилагательного»

Работа в группах.

Представление каждой группой результата своей деятельности.

Формирование логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение логических цепочек.

Умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления.

Первичное закрепление с проговариванием


Задание №1. В текстах упр. 448 найдите отглагольные прилагательные, они выделены жирным шрифтом. Запишите. Докажите, что они отглагольные прилагательные

Задание №2. Запись слов в тетрадь. (стр. 197)

Вареный- сваренный(картофель)

Жареная- жаренная ( на сливочном масле)

Груженые- тяжело груженные (машины)

Рваное – порванное (платье)

Плетённая- сплетённая из веток (корзина)

Раненый- израненный.

Выполняют задание, закрепляя теоретический материал, используя схему-конспект.


-не выполняется ни одно из условий).

-объясняют правописание суффиксов.

Формирование умения определять учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.

Физкультминутка

Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока.

Если вы сидеть устали

Попрошу, чтоб все вы встали.

Проведем сейчас игру

Интересную одну.

Повторяйте вы за мной

Все фигуры до одной (2 раза)

Вы налево наклонитесь,

Вы направо повернитесь,

Сделайте круг головой

И обратно круг другой.

Чуть согнитесь, распрямитесь,

Покачайте головой.


Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут. Комплекс включает 3-4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз.

Учащиеся после таких пауз становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Запишите текст, выделите суффиксы причастий, отглагольных прилагательных.

Записывают текст, самостоятельно выполняют задание.

БУЛЬОН С РАСТЕРЯХАМИ. Положить растеряхам в карманы лавровый лист, перец, нареза..ую кружочками варе..ую морковь, и посадить растерях в мясной или кури.ый бульон. Через несколько минут все, что положе..о в карманы, будет потеря..о и начнет плавать в бульоне. Готовое блюдо можно подавать к столу.

(Григорий Остер)


Формирование умений выявлять причины и следствия явлений, выстраивать логическую цепь, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ.

Включение в систему знаний на повторение.

Выполнение задания на закрепление темы.

Учитель диктует словосочетания, записывают в две колонки: отглагольные прилагательные, причастия.

Краше…ый пол

Копче..ая колбаса

Суше..ые грибы

Стриже..ая аллея

Завезё..ый из Африки

Маринова..ые огурцы

Броше..ая палка

Давно стриже..ая аллея



Два ученика работают у доски.

Мотивация на качественное выполнение задания по изученной теме.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Учащиеся подводят итог урока.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.


Предметная рефлексия.

Учащимся предлагается заполнить таблицу.






Психологическая рефлексия


Учащимся предлагается выбрать смайлик – своё настроение в конце урока.


Самостоятельное заполнение таблицы. Отмечают, что не поняли, пытаясь определить причину

Сегодня на уроке я…

узнал

Не понял

Хочу уточнить








Осознание того, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить, освоение качества и уровня усвоения.

Домашнее задание.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

§ 38, стр.182,

Задание по выбору:

  1. Упр458 по заданию;

  2. Составить буквенный диктант из 3-х цепочек на тему «Н/НН в суффиксах прилагательных и причастий»

Учащиеся

знакомятся с заданиями домашней работы.