-
| Предмет | Русский язык |
-
| Класс | 6 |
-
| Базовый учебник | Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, М.М. Разумовская и др. |
-
| Тема урока | Повторение изученного по теме «Имя числительное». |
-
| Тип урока | Повторительно-обобщающий. |
-
| Цели урока | Образовательные: формировать представления об основных грамматических признаках числительных, развивать умения определять число, падеж числительных. Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе. Воспитательные: прививать чувства любви и гордости за свой район; умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку. |
-
| Планируемые результаты | Предметные: получить обобщенные знания по теме «Повторение изученного по теме «Имя числительное»; определять морфологические и синтаксические признаки числительного и их особенности; применять правила написания гласных в окончаниях числительных. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре. |
-
| Технологии | Здоровье- сбережения ,личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, дифференцированного обучения. |
-
| Формы работы | Коллективная, групповая, творческая, проектная, спортивная разминка, анкетирование. |
-
| Межпредметные связи | Литература (работа над статьей, объяснение смысла пословиц, работа с эпиграфом). |
-
| Внутрипредметные связи | Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), лексика (работа с толковыми словарями), морфология (работа с морфологическими признаками числительного), синтаксис (частичный синтаксический разбор) |
-
| Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. |
-
| Виды деятельности учащихся | Исправляют деформированный текст, ведут выборочную работу с текстом, создают свои тексты, заполняют анкету. |
-
| Виды используемых ИКТ | Компьютер, мультимедийная установка, презентация |
-
| Интернет-ресурсы | www.slovardalya.ru |
-
| Материалы и оборудование | Раздаточный материал, содержащий все задания урока, иллюстрацию, итоговую анкету, «Толковый словарь» |
№ | Этап урока | Время (в мин.) | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | 1 | | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2. | Актуализация знаний | 3 | | Проверка домашнего задания упр. 388
Читает загадки. Закопали в землю в мае. И сто дней не вынимали. Стали в августе копать, Там их не одна, а пять. (Картофель). Четыре братца под одной шляпкой стоят, одним пояском подпоясаны. (Стол).
Создает проблемную ситуацию: - К какой части речи относятся слова, указывающие на количество предметов? - Вспомните определение этой части речи. Какую тему мы изучили? Сформулируйте тему сегодняшнего урока и цель. Эпиграфом к уроку я взяла следующие слова: Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен Ты с числительным будь дружен. - К концу урока вы должны согласиться или не согласиться с данным мнением. | Проверка упр. по цепочке. В это время два ученика выполняют на доске морфологический разбор имени числительного.
Слушают загадки. Разгадывают. Вспоминают, какую часть речи мы изучаем. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
3. | Целеполагание | 1 | | Задает вопросы: - Ребята, вы закончили изучать тему «Имя числительное», и сегодня мы повторим все полученные вами знания по этой теме. Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли видеть их в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра говорит с нами об очень многом: она знает, сколько в течение года открылось библиотек, школ, театров; сколько ребят учится в школе. Цифра, как беспристрастный свидетель, рассказывает о том, что в Санкт- Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает за день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все числительные? | Делают вывод о важности имени числительного. | Коммуникативные: формирование своего мнения. |
4. | Мотивация к учебной деятельности | 1 | Слайд1 | Мотивирует учащихся к учебной деятельности: - Для того чтобы повторить изученное об имени числительном, мы поработаем над текстом. (обращаемся к раздаточному материалу). | Узнают о сюжетной линии урока. | Регулятивные: планирование учебного сотрудничества. |
5. | Повторение изученного | 4
5
4
1
3 |
Слайд2
Слайд3
| Создает проблемную ситуацию: - Ребята, давайте прочитаем текст. Легко ли его было читать? Почему? Проводит работу с деформированным текстом. -Обращаемся к раздаточному материалу, работаем самостоятельно.
-Внимание на доску! Проверьте, в нужную ли форму вы поставили числительные, правильно ли определили их падеж. -Если всё выполнено верно, поставьте себе 1 балл.
Вопросы для анализа представлены после рассказа
Обращает внимание учеников на незнакомое слово (работа со словарем или электронными источниками).
-В тексте есть еще несколько слов, которые могли вызвать затруднения в его понимании. В таблице сопоставьте стрелочками эти слова с их значением. Проверка: -Поменяйтесь своими работами и сверьте с доской. Если все верно, ставьте соседу 1 балл. Орфоэпические нормы: обращает внимание на ударение в слове курень.
Объясняет технологию заполнения таблиц. После их заполнения, проводится устная проверка. За каждую правильно выполненную таблицу ребенок получает по 1 баллу (макс. за это задание можно получить 2 балла). | Читают текст. Понимают сложность восприятия текста, т.к. числительные стоят в начальной форме и грамматически не согласованы. Находят числительные, ставят их в нужную форму, письменно определяют их падеж.
Проверяют, сверяясь с доской, оценивают свою работу.
Анализируют текст, отвечая на вопросы в раздаточном материале. Сопоставляют рассказ с эпиграфом к уроку. Анализируют иллюстрацию к рассказу. Ведут поиск нужной информации. Работают с новыми для себя словами, составляют предложения. Сопоставляют слова с их значением. Проверка осуществляется в парах.
Запоминают норму произношения слова «курень».
Заполняют таблицу склонения количественных числительных, указывают их разряды, выборочно работая с текстом. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка, умение работать в паре. Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, поиск материала по словарям/интернет-сайтам, умение выбирать и систематизировать материал Личностные: воспитание любви к животным и ответственности |
6. | Физминутка | 1 | | Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения. - Проведем физминутку. Потрудились – отдохнём. Встанем – глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполняя упражнения на снятие статического напряжения, тренируются на слух воспринимать числительные. Настраиваются на позитивную дальнейшую работу. | |
7. | Повторение изученного (продолжение работы) | 5
7 |
Слайд4 | - Давайте разберем задание 7(определение синтаксический роли слов). Учитель задает детям различные вопросы (все представлены в раздаточном материале), плавно переводя детей от грамматических категорий к нравственным качествам человека. Переход на межпредметные связи: Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине. У человека одна родная мать и одна у него Родина.
-Перед вами пословицы. Какая из них наиболее полно отражает идею рассказа?
- Дополните текст одним-двумя предложениями. За это поставьте себе 1 балл. (Выборочно озвучиваются варианты концовки) | Определяют синтаксическую роль числительного в тексте, выражая ее графически. Отвечают на поставленные вопросы. Анализируют текст.
Через пословицы еще раз называют идею рассказа.
Сочиняют концовку рассказа. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли (устно и письменно), выражать свое отношение к проблеме. Личностные: воспитание высоких нравственных качеств Регулятивные: умение находить и графически выделять члены предложения |
8. | Подведение итогов урока, рефлексия. | 4 | | -Заполните анкету , ответив кратко на вопросы. Учитель анализирует работы детей, опираясь на их анкеты. Предлагает дать смайликам слово и проводит рефлексию по методике «Незаконченное предложение» (продолжить любое из понравившихся предложений): - На этом уроке я узнал, что... - Мне было сложно, когда... - Я удивился, когда... - Я едва не отчаялся, но... - Я наконец-то понял, что... - Хотелось бы, чтобы этот урок...нкеты, после чего выставляет оценки. | Ребята сами анализируют свою работу на уроке, заполняя анкету, в которой содержатся вопросы и на рефлексию, и ставят себе оценку. | Регулятивные: самооценка, рефлексия деятельности. Коммуникативные: умение анализировать свои действия и выражать мысли. |
9. | Дифференцированное домашнее задание | 1 | | Объясняет технологию выполнения домашнего задания: напишите сочинение- миниатюру по картине З.И. Серебряковой «За завтраком», употребляя различные имена числительные. *Дополнительное задание: проект – презентация « Имя числительное – очень интересная часть речи»». | Получают указания к выполнению. Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |