- отрабатывать орфографические навыки.
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | |
1.Организация рабочей обстановки. Приветствие. 2. Анаграмма. Переставив буквы в слове, превратите старинное средство передвижения в самое современное | Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение. Решают анаграмму: карета - ракета | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | |
Проверка домашнего задания. 1. Прием «Верно-неверно» 1. 2. «Четвертое лишнее».(слайд 2) Шестнадцать, одиннадцать, двадцатый, двенадцать Пятый, шесть, седьмой, десятый Тройной, тройка, трижды, третий Пять, пятидесятый, пятеро, три пятых | Отвечают на вопросы учителя. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы «сколько?» и «какой?» На количественные и порядковые. Имена числительные могут быть любыми членами предложения. По строению имена числительные делятся на простые, сложные и составные. Простые числительные состоят из одного корня: пять. Сложные числительные состоят из двух и более корней: семьдесят. Составные числительные состоят из двух и более слов: двадцать пять. В простых числительных 5-20 и 30 пишется Ь на конце слова. В сложных числительных 50-80 и 500-900- в середине слова пишется Ь. При склонении сложных количественных числительных изменяются обе части слова: пятьсот, пятисот, пятьюстами. При склонении составных количественных числительных изменяются все слова: у двухсот двадцати пяти студентов. При склонении сложных порядковых числительных первая часть всегда стоит в форме Р.п., вторая – согласуется в роде, числе, падеже с тем словом, от которого зависит: шестидесятый день – шестидесятого дня. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: двести двадцать пятый день. Находят лишнее, объясняют, почему оно лишнее. Затрудняются выделить лишнее в последнем ряду числительных | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III Выявление места и причины затруднений. Цель этапа : организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
1. Определение места затруднения Расскажите о каждом слове четвертого ряда: - что обозначает - на какой вопрос отвечает - какой части речи - как изменяется - какой разряд | Отвечают на вопросы, сталкиваются с проблемой определения значения слов пятеро, три пятых Через морфологические признаки определяют, что лишнее слово –пятидесятый, потому что это порядковое числительное, а остальные - количественные | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие(П) Фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации |
1. Определите тему урока 2. Определите цель урока 3. Построение проекта: Что нужно делать, чтобы добиться нашей цели на уроке? | Определяют тему урока: разряды количественных числительных Определяют цель урока: научиться различать разряды количественных числительных и правильно употреблять их в речи. Составляют алгоритм действий на уроке: 1. Работа с теорией 2. Выполнение упражнений 3. Класстер 4. Рефлексия | Анализ, обобщение. целеполагание (П) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
V. Реализация построенного проекта Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще |
1. Самостоятельное добывание знаний. Работа с теоретическим материалом учебника, § 13, стр. 63-64, 66, работа с рубрикой «Знаете ли вы, что…» на стр. 67. 2. Беседа по восприятию теории учебника. - Какие бывают количественные числительные? Приведите примеры. - Что обозначают целые, дробные и собирательные числительные? Приведите примеры. - С какими частями речи употребляются собирательные числительные? Приведите примеры. 3*(НРК). Работа с текстом. - Послушайте текст, перескажите друг другу в парах. Какие числа вам запомнились? Упр 168 на стр 138 учебного пособия по русскому языку Ахбаровой , Скиргайло (о Казани) | Самостоятельно, в парах, работают с теорией учебника. Обсуждают теорию учебника между собой, потом отвечают на вопросы учителя. Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых), собирательные (пятеро). Целые количественные числительные обозначают целые числа или количество (десять книг). Дробные количественные числительные обозначают часть от целого либо целое и его часть или количество (две третьих класса). Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое (двое ножниц). Собирательные числительные употребляются: с существительными: - называющими лиц мужского пола (двое мужчин); - дети, ребята, лицо (в значении «человек»), люди (трое людей); - обозначающими детенышей животных (семеро козлят); - имеющими форму только множественного числа (двое саней); - называющими парные предметы (двое носков); с личными местоимениями мы, вы, они (нас двое). Работают над текстом в парах, пересказывают друг другу. Называют числа. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
VI. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач |
1. Работа с таблицей: - Заполните таблицу числительными. Дробные имена числительные | Имена числительные, обозначающие целые числа | Собирательные числительные | | | | Двое друзей; шестеро щенков; пять книг; одна вторая метра; семь раз отмерь, один – отрежь; пятнадцать килограмм; триста сорок грамм; двое очков; пять яблок; на улице минус десять градусов; сорок восемь рублей; из-за холодов погибло почти две третьих урожая зерна; у нас в этом году всего трое отличников. |
Заполняют таблицу самостоятельно. При проверке оценивают друг друга.
| Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
1. Работа с тренировочными упражнениями учебника. - Определение синтаксической роли числительных: упр 79 (устно) - Определение разряда числительных: Упр.81(устно), 82 (письменно). - Объяснение значений фразеологизмов. Упр. 83. - Составление словосочетаний с собирательными числительными. Упр. 85. | Работают с упражнениями учебника. Определяют синтаксическую роль числительных в тексте устно. Определяют разряд числительных в парах. При проверке оценивают друг друга. Устно объясняют значения фразеологизмов. Составляют словосочетания с собирательными числительными. Один учащийся работает у доски. | |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний |
1. Дополнить кластер Нужно дополнить кластер, начатый в первых уроках по теме, новой информацией о числительных | Дополняют начатый кластер имен числительных
| |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
2. Лесенка успеха - всё понял, могу объяснить другим - понял, смогу самостоятельно выполнить задание - не совсем понял, при выполнении заданий нужна помощь - Домашнее задание. § 13 упр. 86 (Исправление ошибок в употреблении собирательных числительных), словарный диктант на стр. 67. | Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |