Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
- введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу);
1) подготовка мышления детей к проектировочной деятельности актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий. Новый способ действия фиксируется в речевой и знаковой системах, в соответствии с формулировками. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.
№ | Название этапа | Цели этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы: -индивидуальная, -фронтальная, -парная, -групповая | Результат (УУД, продукт) |
1. | Самоопределение к деятельности | 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу); 2) выделяется содержательная область (могу) | Приветствие учителя. Каждый урок математики - это новое открытие, новое решение, новая ситуация успеха. Вот и сегодня я предлагаю вам стать капитанами математических открытий и как можно быстрее начать эту работу. | Создает эмоциональный настрой на работу, Поднимите руки у кого печальный, безразличный, радостный смайлик | Рисуют смайлик отражающий эмоциональное состояние. | Фронтальная. | Волевая саморегуляция, умение ставить учебные цели. |
2. | Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности | 1) подготовка мышления детей к проектировочной деятельности актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. | 2. Проверка д/з: Какие знания вы применяли при выполнении домашнего задания? (определение степени и таблица степеней) №1. Записать в виде степени с основанием 2: 64= … 128= … 32= … 8= … 512= … №2. Записать в виде степени с основанием 3: 81= … 27= … 729= … 9= … 243= … Может у вас возникли какие-то вопросы или проблемы? | Показывает ответы на доске. | - выполняют самопроверку - называют свои проблемы. формулируют проблему из которой вытекает тема урока. | Фронтальная | умение определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3. | Постановка учебной задачи | Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока. | №1. Вычислите и запишите ответ в виде степени: 53׃ 52 = 33 · 32 = 26 ׃ 24 = 25 · 23 = 103 ׃ 102 = Как можно выполнить данное задание? Исходя из выявленной проблемы, как сформулируем тему урока? | Помогает сформулировать проблему и тему урока Записывает тему урока на доске. | Проговаривают проблему и тему урока Записывают тему урока в тетради Предлагают способы решения: 1) 54׃ 52 = 625:25 = 25 = 52 2) 54׃ 52 = = 25 = 52 1) 33 · 32 = 27 * 9 = 243 = 35 2) 33 · 32 = 3*3*3*3*3 = 243 = 35 Фиксируются данные способы на доске и в тетрадях. | Фронтальная. | умения находить общее решение, умение выслушивать мнение одноклассников, умение корректно оппонировать, умение самостоятельно планировать пути достижения цели; действия постановки и решения проблем. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий. Новый способ действия фиксируется в речевой и знаковой системах, в соответствии с формулировками. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена. | Если внимательно посмотреть, то можно увидеть закономерность: - при умножении степеней с одинаковыми основаниями, - при делении степеней с одинаковыми основаниями. А проверить правильность наших гипотез поможет Учебник. Рассмотреть из объяснительного текста: числовой пример и доказательство свойств. Записать в тетрадь и сделать вывод. (1 и 2 свойство). | Мозговой штурм (подводящий диалог), предлагает сформулировать свойства, Помогает записать математическим языком. Записывает алгоритмы выполнения действий со степенями с одинаковыми основаниями. | Выводят свойства степеней. Отвечают на наводящие вопросы учителя. Работают с текстом учебника. Записывают свойства степеней с одинаковыми основаниями математическим языком. Записывают образец оформления примера. | работа в парах: произносят словесную формулировку свойств степеней с одинаковыми основаниями. Самопроверка результатов через доску. | поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение аргументировать свои выводы; умение выделять главное в тексте, умение выстраивать алгоритмы; умение самостоятельно сравнивать способы и результаты действий с заданным эталоном, умение обнаруживать отклонения. |
| Физкультпауза | | Физкультпауза: Капитаны быстро встали, Вижу я, что вы устали. Предлагаю потянуться И друг другу улыбнуться. Глазками все поморгали, Кулачки сильнее сжали, И прогнали все печали. Продолжаем наш урок , Скоро прозвенит звонок. | Читает слова физкультпаузы или включает фонограмму. | Учащиеся меняют вид деятельности. | Фронтальная . | Умение переключаться с одного вида деятельности на другой. |
5. | Первичное закрепление | Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. | №160 (1,3), №161(1,3), №167 (1,3), №168(1,3). | Формулирует задание, контролирует правильность выполнения, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу. | Выполняют задание, проговаривая алгоритм, обсуждают решения, озвучивают решение. | Самостоятельная работа с проверкой через доску. | умение определять последовательность действий; умение определять собственные возможности решения учебной задачи; умение создавать схемы решения задач; умение находить общее решение, разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиции и учета; готовность слушать собеседника и вести диалог. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность | № 163(5,6), № 164(5,6), № 165(5,6), № 167(5,6), № 169(1,3) | Контролирует правильность выполнения у ребят, испытывающих затруднения. Контролирует самостоятельность выполнения. | Самостоятельно выполняют задание при необходимости либо обращаются к соседу, либо к учителю. | Индивидуальная или парная. | Умение контролировать и оценивать правильность выполнения предложенного алгоритма, умение осуществлять самопроверку. |
7. | Рефлексия деятельности (итог урока) | организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности | Во время наших открытий мы решали с вами проблему, а какую? Отвечают: Как выполняются действия со степенями. И как вы думаете, мы её решили? Давайте посмотрим, что же нам удалось. Какая информация вам показалась трудной, какая понятной и интересной? Что вас удивило в новых знаниях? На парте у вас лежит листок самооценки, заполните его. Подведем итоги нашего урока, кому бы вы поставили «5», «4»?. Домашнее задание: § 10 (1,2 свойство), 3 свойство - разобрать самостоятельно №161,162, 167,168(2,4) | Задает вопросы, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, дает индивидуальное задание. Предлагает записать домашнее задание, дает комментарий к домашнему заданию | Отвечают на вопросы, заполняют лист самооценки, озвучивают ответы, обсуждают их; делают анализ работы детей на уроке. Записывают домашнее задание. Рисуют смайлик, отражающий эмоциональное состояние. Заполняется листок самооценки. | Фронтальная, индивидуальная | Умение определять собственные возможности решения учебной задачи; умение анализировать, делать выводы; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать; |